Накануне запланированного на начало июня визита в Варшаву президента США Барака Обамы в польской прессе появились выдержки из недавней статьи основателя и директора частной разведывательно-аналитической организации Stratfor Джорджа Фридмана. В ней американский политолог набросал потенциальные контуры восточноевропейской геополитической дуги «от моря до моря». Против кого?
Polskie Radio dla zagranicy обращает внимание на следующие тезисы Фридмана. Москва больше не является соперником для Вашингтона. Россия превратилась в региональную державу, которая в результате событий, произошедших на Украине, потерпела поражение, она создает проблемы для Польши, не для США. При этом в свете возможного американского военного вмешательства для оказания помощи союзникам по НАТО в Восточной и Центральной Европе самой серьезной проблемой является политика Германии и возможный союз Берлина и Москвы. Немецкие технология и капитал вместе с российским сырьевым потенциалом стали бы для Вашингтона настоящим вызовом. США готовы противодействовать подобному развитию ситуации.
Вопрос в том, какой вариант действий выбрать. Как считает Фридман, раз европейские союзники сокращают свои военные расходы, их армии, кроме Великобритании и Франции, не обладают достаточной боеготовностью, НАТО как военный союз теряет свою эффективность. Следовательно, отмечает глава Stratfor, Вашингтон начинает всерьез рассматривают возможность заменить НАТО системой двусторонних союзнических договоров, среди которых наиболее важное значение будут иметь соглашения с Польшей, Румынией и Турцией. Но тогда Берлин освободится от сдерживающих его «оков». На первый взгляд, парадокс – ведь НАТО официально создавался для блокирования Германии, этой же цели служили многочисленные евроатлантические механизмы, позволяющие Вашингтону пристально следить за Берлином. Однако в новых геополитических реалиях, ослабив удерживающие скрепы, США могут попробовать подтолкнуть «немецкий гений» к действиям в нужном им направлении.
Руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции «Deutsche Welle» Инго Маннтойфель предупреждает Берлин об опасности соблазна «евразийством». По словам журналиста, евразийство часто считают отходом России от Европы. Но это ошибка. Евразийство - это концепция другой, а именно антилиберальной и антиамериканской Европы. «Вот где, а вовсе не в проекте Евразийского экономического союза, таится угроза для либеральной демократической Европы», - подчеркивает Инго Маннтойфель. С одной стороны, слова эксперта можно воспринимать как подтверждение в верности проамериканской позиции части немецкой элиты, ориентированной на Вашингтон. С другой стороны, просматривается намек на сценарий столетней давности, когда Германию стеснили на суше и на море, спровоцировав на войну с Россией, что в итоге обернулось распадом двух империй.
«Мышеловка» для Германии монтируется. Во второй декаде мая в Бухаресте уже побывал вице-президент США Джозеф Байден, которые заверил румынские власти в том, что Вашингтон не только выполнит «свои обязательства стратегического партнера» перед Бухарестом, но и расширит участие американских военных в обеспечении «региональной безопасности». В начале июня Варшаву посетит Обама и, видимо, что-то пообещает полякам, не исключено, что к переговорам будет привлечен также объявленный на Украине президентом Петр Порошенко. Сложнее с Анкарой, поскольку здесь потребуется вначале дождаться ухода со своего поста премьер-министра Реджепа Эрдогана. Если судить по частым кивкам главы турецкого кабинета на США, где обосновался его «непримиримый враг», богослов Фетхуллах Гюлен, предварительная работа ведется, ведь дыма без огня не бывает.
Но главным оператором и «спусковым крючком» себя видит Варшава. В польской прессе появляются публикации, авторы которых «расчесывают» раны II Речи Посполитой. Пишут о современности и о России, однако в уме держат 1939 год и Германию. Так, советник президента Польши по международной политике Роман Кузняр в колонке для Rzeczpospolita, призывая сдерживать Москву на украинском направлении, то и дело сбивается на предвоенные реалии первой половины XX века. Он требует от глав западных стран на юбилее высадки союзников в Нормандии говорить не только об успехе операции «Оверлорд», но, «прежде всего, вспомнить, что привело к началу Второй мировой войны», имея в виду явно не Мюнхенский сговор. Хотя еще совсем недавно в Польше победно трубили в горны после заявления немецкого министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера, назвавшего Варшаву своим главным союзником в восточной политике.
Искать стратегических партнеров не среди соседей, а на стороне далече – так уже было в начале XIX века, когда польские элиты полностью положились на французского императора Наполеона. Однако Варшаву тогда это нисколько не спасло. Стоит ли служба Вашингтону риска испортить отношения с Берлином и не попадется ли сама Польша в выстроенную для других «мышеловку»? Поживем – увидим.
Комментарии читателей (2):
-------------------
Работа аналитика заключается в том, чтобы 1) прочитать что-то 2) пересказать это другими словами 3) задать риторический вопрос.