Почему французы избрали ещё больше евроскептиков в Европарламент

28 мая 2014  00:43 Отправить по email
Печать

До первой победы Национального фронта на общенациональных выборах рост его популярности связывали с постепенным очищением крайне правой идеологии партии от расистских и ксенофобских крайностей. Теперь принёс плоды и другой идеологический манёвр нового председателя партии Марин Ле Пен – усиление критики Евросоюза.

Точнее говоря, эти идеологические трансформации взаимосвязаны, поскольку евроскептицизм органично вписывается в общую идеологию партии. Действительно, обычно Национальный фронт предлагал избирателям консервативную националистическую программу, выступая за приоритет всего национального перед заграничным, а также и интенсивно критикуя иммигрантов и правящие элиты. Внешнеполитические требования защитить французский суверенитет на протяжении 42 лет остаются созвучны внутриполитическим положениям программы. Главными угрозами суверенитету обычно назывались США, исламисты и всё те же иммигранты.

Евроскептические положения программы партии также направлены на защиту суверенитета. Партия предлагает не передавать полномочия органам Евросоюза, а сохранить управление на национальном уровне; критикует расширение полномочий ЕС и отрицает суммарный выигрыш Франции от членства в этой организации. Уже в 2007 году в партийной программе «Европу Брюсселя» назвали «гидрой-спрутом со множеством щупалец», чью политику не может изменить простой гражданин: по мнению партии, ЕС уже испорчен «демократическим дефицитом» и «просвещённым деспотизмом». Особое недовольство членов партии вызывает якобы неизлечимый ультралиберализм ЕС, подчинение европейской политики крупному капиталу, из-за чего европейская интеграция оборачивается губительными социальными последствиями (в основном, сокращением рабочих мест из-за открытия границ). Тем не менее, Национальный фронт позитивно смотрит на принципиальную идею европейской интеграции и критикует лишь её воплощение в Евросоюзе. Таким образом, партия фактически предлагает заменить ЕС «Европой отечеств» генерала Де Голля.

С приходом Марин Ле Пен члены партии так настойчиво подчёркивали свою евроскептическую ориентацию, поскольку надеялись вызвать у избирателей такую же реакцию на европейскую интеграцию, как и на политические процессы внутри Франции. И партии удалось удержать старый электорат, апеллируя в «европейском» разделе программы к тем же чувствам, которые возникают у традиционного партийного электората при взгляде на французскую политику. Более того, негативное отношение партии к ЕС привлекло тех евроскептиков, которые по разным причинам не поддерживали анти-иммигрантскую риторику Национального фронта.

Действительно, французам не нравится ЕС (особенно, еврочиновники), потому что из-за него якобы снижается их уровень жизни, бюджетные средства тратятся на ненужные проекты, а национальная культура уничтожается. Кроме того, евроскептики не видят способов повлиять на европейские институты, поскольку демократические процедуры ЕС работают плохо. Для сравнения, высказывания членов Национального фронта о внутренней политике тоже привлекают людей, недовольных своим экономическим положением и упадком национальной культуры. Традиционный электорат партии тоже возлагает вину за эту ситуацию на других людей (в том числе, на французские политические элиты, которые якобы не слышат голос народа).

Восприимчивость евроскептиков к программе партии объясняется тем, что в последние годы в ЕС распространяется так называемый «пост-Маастрихтский пессимизм» (сомнение в преимуществах глубокой интеграции любой сферы жизни). К тому же, ещё не все французы чувствуют единство с гражданами других стран, поэтому согласовывать свои интересы с другими европейцами через механизмы Евросоюза готовы немногие.

Таким образом, на европейских выборах партии удалось мобилизовать протест избирателей не только против внутриполитических процессов, но и против политики ЕС. При этом, сильный евроскептицизм партии позволил ей заручиться поддержкой новых избирателей.

Скорее всего, влияние партии на принятие решений в ЕС только увеличится, ведь в новом парламенте у Национального фронта будет более двух десятков мест. Евродепутатам от этой партии уже удавалось выносить свои требования на международную арену с трибуны Европейского парламента и, более того, блокировать принятие ряда правовых норм (в основном, расширяющих права мигрантов и антикризисные полномочия Европейской комиссии). Кроме того, в новом Европарламенте Марин Ле Пен сможет, наконец, создать одну фракцию с евроскептиками из Италии, Нидерландов и других стран, что повысит влияние партии.

Алексей Доманов - ассоциированный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть