Сегодня, 26 мая, заканчивается трехдневный визит папы Римского Франциска на Святую землю. Это была насыщенная поездка, смыслы и значения которой будут разворачиваться во времени и пространстве на многие десятилетия вперед. Встречи понтифика, его молитва, переговоры с государственными лидерами, иерархами и простыми люди, населяющими этот непростой регион, еще только подлежат тщательному анализу. Многое осталось за кадром, ибо церковная политика привыкла действовать в исповедальной тишине. Однако остаются публичные жесты, которые не просто отражают умонастроения и перспективы древнего Ватикана, но и служат руководством для многих задействованных в творении человеческой истории сил.
Первый жест – равнодушие Франциска в вопросах личной безопасности, его отказ от бронированного папамобиля. Хотя накануне визита понтифика поступало немало тревожных сообщений о возможных выступлениях против него израильских ортодоксальных экстремистов. С конца апреля католические монастыри на Святой земле подвергались нападениям, в результате израильские службы безопасности были вынуждены пойти на превентивные задержания, а контроль за общественными пространствами, где должен был появиться папа, оказался настолько жестким, что, по выражению местных спецслужб, даже кошки Иерусалима без спецразрешения не могли увидеть его проповеди. Но это решение стало выбором власти, а сам Франциск дух свой предал в руки Бога, покорившись Ему.
Святость есть инаковость. Эта инаковость отличает пространство треугольника Иордании – Палестины – Израиля даже от окружающего его Ближнего Востока, частью которого является Святая земля. Три точки, три великих религии – иудаизм, христианство и ислам – на символическом уровне были соединены Франциском в единое целое возле Стена плача, где понтифик после короткой молитвы обнял своих старых друзей, прибывших с ним на папском самолете, аргентинского раввина Авраама Скорку и лидера аргентинских мусульман шейха Омара Ахмеда Аббуда. Это второй жест, показательное действие, послание политикам, использующим «государственный интерес» для разделений, созданий стен и перегородок. А что папа? Папа, тем временем, наводит «мосты», именно так следовало прочесть тщательно продуманные Ватиканом действия понтифика.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В Вифлееме Франциск дал многочисленным телевизионным операторам нужную «картинку», третий жест. Если Стена плача стала отображением соборности, то скорбное стояние папы в оглушительной тишине напротив бетонной «стены позора», оцененной католической прессой как «глобальный символ тирании и угнетения», разделяющей с 2002 года палестинцев и израильтян, заставило задуматься о неизбежности преодоления расколов. Безусловно, такие преграды не разрушаются за мгновение, и Франциск не Иисус Навин, которому, тем не менее, потребовалось семь дней для сокрушения иерихонских стен. Но кто знает, может быть, папа в этот момент думал о своем предшественнике, Иоанне-Павле II, которого он канонизировал на днях и на понтификат которого пришелся снос Берлинской стены.
Однако за кадром публичных жестов понтифика остается еще много того, что позволило французской католической газете La Croix заметить: «Его паломничество на практике несло далеко не только «строго религиозный» характер, о чем он заявил перед отъездом». Во-первых, Франциск объявил о планах провести в Ватикане встречу между главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом и президентом Израиля Шимоном Пересом. Руководитель пресс-службы Святого престола отец Федерико Ломбардии назвал эту инициативу «беспрецедентной» и отметил, что такие переговоры могут пройти в ближайшее время, учитывая скорое окончание полномочий израильского президента. Аббас, если верить утечкам из Палестинской госадминистрации должен прибыть в Ватикан уже 6 июня. Не исключено, что в те дни в Риме окажется и Перес.
В данном контексте интригующе выглядят заявления президента Израиля, которые он сделал в интервью итальянскому католическому изданию Vatican insider. Перес надеется, что Евросоюз даст «нам и палестинцам, и даже Иордании» особый статус, которые позволит этим трем странам вести торговлю, «как если бы мы были в Европе». По мнению израильского президента, расширение ЕС «придется начинать с Ближнего Востока», потому что есть «глубокая историческая связь», соединяющая Рим и Иерусалим, эта «отличная идея» может иметь «решающее значение» для всего мира. Объединение Израиля, Палестины и Иордании в единый блок, пусть пока даже речь идет лишь о переговорах по торговому соглашению с Европейским союзом, заставляет задуматься: не появится ли в будущем на Ближнем Востоке новое геополитическое образование под условным названием «Святая земля», лоббистом которого на международной арене выступит Ватикан?
Во-вторых, и это косвенно перекликается с предыдущим предположением, визит Франциска спровоцировал сделать шаг навстречу интеграции мусульманское сообщество на Святой земле. В своем выступлении во время пребывания понтифика король Иордании Абдалла II выявил общность христианства и ислама как «двух конфессий, которые составляют более половины населения в мире» и близки друг другу. За этим, как отмечают католические издания, просматривается линия на пересмотр арабской идентичности, дабы уменьшить роль радикальных трансграничных исламских группировок (таких, например, как «братья-мусульмане»). Король назвал арабских христиан «неотъемлемой частью Ближнего Востока», подчеркивая их равное достоинство. Что, по мнению иезуита Давида Нойхауза, генерального викария ивритоязычных католиков в Израиле, укрепляет концепцию правового государства, в котором граждане не разделены на этнические или религиозные большинство и меньшинства. Еще один шаг к созданию унии «Святой земли».
Получится ли у Ватикана связать воедино интересы Израиля, Палестины и Иордании? Время покажет. Но известно, что дорогу осилит идущий. А Франциск свой первый шаг уже сделал.
Комментарии читателей (0):