Украине необходима перезагрузка государственности на конфедеративных началах

Украина без Януковича, без Крыма и пребывающая в состоянии гражданской войны – это уже совсем другая Украина
20 мая 2014  22:22 Отправить по email
Печать

Украина без Януковича, без Крыма и пребывающая в состоянии гражданской войны – это уже совсем другая Украина. Вооружённый государственный переворот и свержение законно избранного президента породили нелегитимную власть, которую не признаёт большая часть населения юго-восточных областей Украины. Президентские выборы, намеченные на 25 мая 2014 года, не решат проблему законности в стране, потому что их результаты должны признать все без исключения ведущие мировые державы, а этого, понятно, не будет. Кроме того, на таких выборах их победитель не сможет получить и общенациональный мандат доверия – в голосовании не будут участвовать целые области. Нынешняя киевская хунта не сможет обеспечить избирательный процесс как минимум в Донецкой и в Луганской областях. Таким образом, имеет смысл говорить о кризисе украинской государственности и необходимости её перезагрузки. Это важно, прежде всего, для прекращения кровопролития и братоубийственной войны в стране.

Политическая нестабильность на Украине давно перестала быть внутренней проблемой государства, она способна нарушить систему безопасности всего евразийского континента. Дальнейшая дестабилизация ситуации и эскалация конфликта могут привести к непредсказуемым и неуправляемым процессам. Распад Украины не должен напоминать цепную реакцию. Поэтому на данном этапе необходимо сделать всё, чтобы политический конфликт был разрешён только путём диалога. Фрагментацию Украины надо взять под контроль. В этом заинтересована как Москва, так и Брюссель с Вашингтоном.

Какие шаги для этого надо предпринять? Можно обратиться к сравнительно недавнему мировому опыту. Давайте вспомним Международную конференцию по боснийскому урегулированию и связанные с ней Дейтонские соглашения 1995 года. Мирные переговоры тогда проходили при активном участии США, которые предложили создание боснийско-хорватской конфедерации. Результатом компромисса явилось государство Босния и Герцеговина, состоящее из двух частей – Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Житель Республики Босния и Герцеговина может быть гражданином, как объединённой республики, так и одного из двух образований. Коллективный глава государства – Президиум Боснии и Герцеговины, состоящий из трёх членов государствообразующих народов. В его компетенции находятся вопросы внешней политики, назначение послов и других международных представителей от страны, представление Парламенту предложений по бюджету и т.д. Высший законодательный орган Парламентская Скупщина Боснии и Герцеговины состоит из двух палат: верхней Палаты народов (назначается законодательными органами субъектов конфедерации по 5 представителей от каждой из трёх общин) и нижней Палаты представителей (формируется всеобщим голосованием по 14 представителей от каждой из трёх общин). При этом действует «вето народа»: если большинство депутатов, избранных от одного из трёх народов, голосуют против того или иного предложения, оно считается отвергнутым, несмотря на позицию двух других народов. Высшим органом исполнительной власти является Совет министров, который состоит из 9 министерств: иностранных дел, безопасности, обороны, финансов, внешней торговли и экономических связей, транспорта и связи, по гражданским делам, по правам человека и делам беженцев, юстиции. В целом, полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской.

Переформатирование украинского государства возможно исключительно на принципах конфедерализма, внеблоковости и двуязычия. Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Можно предложить следующую схему реформирования формы государственного устройства Украины. Вначале необходимо создать Украинскую Конфедерацию – союз государств для координации их деятельности в определённых сферах, выступающий в качестве переходной формы к возможному в будущем федеративному государству. Образования, которые могут появиться на территории Украины, могут выглядеть примерно так: Западно-Украинская Республика со столицей во Львове, в состав которой также должна войти Автономная Республика Русинов; Центрально-Украинская Республика со столицей в Киеве и Республика Новороссия со столицей в Харькове.

Самостоятельные республики заключают Договор о создании Украинской Конфедерации, призванный объединить субъекты государственной власти на территории Украины. Каждая республика принимает свою конституцию, закрепляет и подтверждает право выхода из состава Украинской Конфедерации в случае ущемления своих суверенных прав. Республики принимают Конституцию Украинской Конфедерации, в соответствии с которой обязанности президента будут осуществлять по одному году главы республик.

Делегитимизация остатков украинской государственности может быть преодолена только нахождением общенационального консенсуса в рамках конфедерации. Причём процесс нового государственного строительства должен идти снизу. Референдумы, аналогичные проведённым в Донецкой и Луганской областях, нужны и в остальных 6-ти административно-территориальных единицах Юго-Востока – в Одесской, Харьковской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Днепропетровской областях. Революционное творчество масс должно видеть своей конечной целью образование Республики Новороссия. Её стержневой основой станет вероятное ближайшее объединение Донецкой и Луганской областей, вокруг которого будут группироваться остальные территориальные субъекты. Новороссия сможет самостоятельно выстраивать свои отношения с Таможенным союзом и проводить курс на евразийскую экономическую интеграцию.

Ведь Россию очень интересуют украинские предприятия, выпускающие машиностроительную и оборонную продукцию и продукцию двойного назначения. Речь идет о производителе бронетанковой техники заводе имени Малышева (Харьков), разработчике и производителе высокоточного оружия КБ «Луч» (Киев). Кремль заинтересован в контроле над крупными производителями ракетно-космической техники КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (Днепропетровск). Москва готова к кооперации в авиационной промышленности Украины – это относится к госпредприятию «Антонов» (Киев), а также авиадвигателестроительному КБ «Прогресс» и АО «Мотор-Сич» (Запорожье), с помощью которых Российская Федерация могла бы переоснастить военно-транспортную авиацию и обеспечить двигателями воздушные суда. России ещё необходимо и производство газовых турбин для военных судов, а потому она очень заинтересована в предприятии «Заря-машпроект» (Николаев). Москва хотела бы установить контроль над харьковским «Турбоатомом» и целым рядом энергомашиностроительных предприятий Юго-Востока Украины.

Впоследствии на территории современной Украины возможна договорно-правовая федерация, которая в отличие от конституционно-правовой федерации создаётся ни путём преобразования унитарного государства в федеративное с закреплением этого в конституции страны, а путём соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства. При этом новая федерация должна стать максимально децентрализованной, с передачей в ведение центральным властям только тех вопросов, которые не в состоянии решить субъекты федерации.

Однако скорее всего создание Украинской Конфедерации логичнее было бы рассматривать в качестве промежуточной модели для цивилизованного раздела страны по примеру Чехословакии. Слишком непримиримые разногласия вскрыл нынешний политический кризис. Главное (и, на мой взгляд, неразрешимое) противоречие – это отношение жителей разных частей Украины к празднованию Дня Победы и к ношению Георгиевской ленточки. Для Новороссии нахождение в государстве, где унижают великий Русский Народ и глумятся над его исторической памятью, оскорбительно и недопустимо.

Валерий Подъячий - координатор Народного фронта «Севастополь - Крым - Россия»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть