Болезненный урок России на Украине - и Решетников, Косачёв и Нарышкин в Сербии

14 мая 2014  20:40 Отправить по email
Печать

Есть такие моменты, когда всё становится второстепенным и сводится только к тому, сколько сил у вас есть. Но верно и то, что не всё в дивизиях и баллистических ракетах.

На прошлой неделе Белград был центром настоящего русского политического нашествия, какого давно не видели и которое в любом случае не могло быть полностью случайным и спонтанным.

В первую очередь директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников, со своими сотрудниками, в Белграде представил свою книгу на сербском языке «Вернуться в Россию» и в ряде заметных выступлений в СМИ «неофициально» послал несколько важных сообщений официальному Белграду, а особенно Подгорице.

Затем в миссии восстановления «Российского некрополя» в Белграде с визитом был Константин Косачёв – член высшего руководства «Единой России» и директор «Россотрудничества», т.е. Российского государственного агентства по международному гуманитарному сотрудничеству (своего рода российского USAID). И наконец, самое главное: чтобы принять участие в научной конференции «Балканский диалог 2014» в Белграде появился и председатель Государственной думы России Сергей Нарышкин.

Кстати, это, формально говоря, третий, или даже второй человек Российского государства и было довольно неприятно смотреть, как этот визит проходит почти полностью в тени Штефана Фюле, который в то же время был в Белграде с так называемым прощальным визитом, так как его мандат заканчивается, и не исключено, что даже его рабочее место «комиссара по вопросам расширения» будет отменено. Если не было бы интервью Нарышкина в журнале «Политика» и встречи с Майей Гойкович и Томиславом Николичем (но заметьте, не было встречи ни с главой Правительства, ни с вице-премьером), то казалось бы, что председатель Государственной Думы России был с нелегальным визитом, а любой аппаратчик ЕС, а уж не буду говорить о Елко Кацине или «заместителем помощника» американского госсекретаря, имеет гламурный уход со стороны сербских политических кругов и сербских СМИ.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Но, честно говоря, это не только позор сербских хозяев, встречавших Нарышкина, – это немного говорит и о (не)серьёзности, импровизации российской политики в последнюю минуту на этих пространствах. При этом всегда где-то в воздухе остаётся дилемма: представляет ли это, может быть, отсутствие силы или интереса.

На конференции «Актуальные вопросы внешней политики России и Балканы» я занимался вопросом: ближе ли Москва к Сербии и Балканам после событий на Украине или наоборот дальше? На который один из читателей дал лучший ответ: «Если она победит, то будет ближе, если же нет, то будет дальше». И это хороший ответ, несмотря на то, как мы его воспринимаем – с иронией или буквально. Но всё усложняется, когда мы пытаемся более ясно определить, что в данном случае могут обозначать термины «победа» или «поражение» для России и других заинтересованных героев украинской истории.

Несмотря на то, насколько возврат, т.е. присоединение Крыма, приветствовался с воодушевлением в самых широких кругах российской общественности и российского общества, необходимо упомянуть, что это может стать Пирровой победой, если ценой этого будет потеря для России всей оставшейся территории Украины. Чего, судя по всему, не произойдёт. Так же, с другой стороны, когда мы думаем об успехе, наверное, самым приемлемым решением был бы временный возврат Януковича к власти в Киеве при помощи Москвы и восточных федералистов, принятие новой конституции, которая узаконивает федерализацию страны и президентские выборы. Однако и такое решение, хотя оно по сути справедливое, не слишком вероятно. Иными словами, скорее всего, результат будет колебаться где-то между этим оптимальным решением и геополитической катастрофой.

В конце концов, несмотря на то, кто болел за кого, не может быть сомнений в том, кто первым – очевидно это Запад – нарушил «статус кво» и правила политического фейр-плей на Украине. Кроме того, независимо от того, какого кто мнения о спокойствии «мирных демонстрантов» на киевском Майдане или в Славянске и Краматорске, факт в том, что «злой диктатор» Янукович (кстати, напомним, законный и легитимный президент государства) не хотел направить на них броневики, вертолёты и танки, что «демократические» власти, любимые ЕС и США Яценюк и Турчинов сделали без колебаний.

Кто-то, может быть, скажет – это всё не имеет значения, когда дело доходит до пушек и когда говорится только о том, кто сильнее и кто на кого нападёт. И в принципе – это верно. В таком же смысле, насколько было верно замечание-вопрос Сталина: «А сколько у (римского) папы дивизий»?

Правда, существуют моменты, когда всё другое, и аргументы, и дипломатия, и пропаганда, становятся второстепенными и всё сводится к тому, сколько силы у вас есть, в какой степени вы готовы её употребить, какую жертву вы готовы взять на себя и сколько страданий вы готовы терпеть. Но верно, что не всё в дивизиях и баллистических ракетах. Потому что, если бы это было так, то Варшавский договор и Советский Союз до сих пор существовали бы, директору ЦРУ нельзя было бы в тайне приезжать на Украину, а «бандеровцы» и «правый сектор» не смели бы высунуть головы или даже в темноте написать какой-либо граффити во Львове, не говоря уже о том, чтобы уничтожать или линчевать людей в Киеве или Одессе.
Что я имею в виду? Только то, что когда «мягкая сила» хорошо завершит работу, тогда дивизии, жертвы, страдания и гибели может быть не нужны. Но русские и сербы, как и всегда, эту мудрость поймут наиболее тяжёлым способом – на своей собственной шкуре.

Джордже Вукадинович - главный редактор журнала «Нова српска политичка мисао» (Белград, Сербия). Перевод на русский язык: «Сербский код» (Белград) - http://srpskikod.com.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть