Окончание. См. начало материала.
Ислам на службе у политиков
Зато огромные деньги тратились на различные негосударственные и религиозные организации, идеологические мероприятия и националистическую пропаганду. В отношении таких организаций законодательство Украины было сверхлиберальным. В стране, включая Крым, росло число религиозных сект нетрадиционного толка. В основном они создавались под западным, турецким и арабским влиянием. Произошел раскол православной церкви на московскую и киевскую, активизировались униаты в захвате православных храмов.
Какое значение придавалось религиозному фактору на Украине и в Крыму, говорит сам факт учреждения в Киеве Духовного управления мусульман Украины ДУМУ, которому формально должно было подчиниться традиционное Духовное управление мусульман Крыма ДУМК. Но муфтии Крыма и меджлис ДУМК считали Крым историческим центром ислама для всей Украины, а также Польши и Прибалтики.
Массовое возвращение татар из ссылки в Крым в 1989 году при поддержке зарубежных фондов и правительства Турции выявило проблему изменения традиционного религиозного сознания крымско-татарского общества. Возрождение традиционного ислама оказалось малореальным. К тому же антисоветская пропаганда и осуждение депортации как преступления сделали свое дело. В молодежной среде легко приживались экстремистские идеи.
На Украине была проведена политическая акция по героизации украинских нацистов и реабилитации эсэсовцев дивизии «Галичина», батальонов «Нахтигаль» и «Роланд». В меньших масштабах это коснулось и прошлого тех крымских татар, которые сотрудничали с гитлеровцами.
В октябре 2011 года в селе Краснокаменка состоялось торжественное перезахоронение Денгиза Дагджи — дезертира из Красной Армии, оберштурмфюрера Боевой группы «Крым» (SS-Waffengruppe Krim) Восточно-тюркского соединения СС. Зачем? Чтобы тем самым оправдать депортацию или обвинить всех татар одним махом?
В 2013 году на «круглом столе» в Симферополе член меджлиса крымских татар Али Хамзин заявил, что крымские татары имели полное право дезертировать из Красной Армии и перейти на службу нацистским властям, и отверг предложение Меджлиса отмежеваться от коллаборационистов. «Мы не будем отмежёвываться от крымских татар, которые якобы, как вы говорите, были коллаборационистами. Мы не будем отмежёвываться от власовцев и считать их предателями», — сказал он. Что из этого следует? Крымские татары должны гордиться этим эпизодом своей истории? Борьба продолжается?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Борьба за антисоветское и антирусское сознание татар шла полным ходом в политическом и духовном смысле. Хотя так называемое возрождение ислама в Крыму было подчинено исключительно политическим целям.
По официальным данным на начало 2001 года на Украине насчитывалось более 243 тысяч крымских татар, проживавших преимущественно в Крыму.
В 2011 году в Автономной республике Крым Духовным управлением мусульман Крыма было зарегистрировано порядка 340 мусульманских религиозных общин, в составе Духовного управления мусульман Украины – всего одна мусульманская община и 50 самоуправляемых мусульманских общин вне духовных организаций. Кроме того, более 600 мусульманских общин действовало без официальной регистрации, то есть больше, чем законных. Таким образом, ни о каком духовном единстве среди верующих крымских татар говорить не приходится. Единственным объединяющим фактором, кроме языка и культуры, была память о пережитой депортации.
Меджлис – крымско-татарский совет – в поиске консолидирующих идей и способов осуществления крымско-татарской автономии выбрал национализм. Возрождение религиозных традиций требовало средств. Вместе с украинским либеральным законодательством это создало определенные условия зарубежным исламским миссионерам по распространению идей радикального ислама. А он был совсем рядом.
В 90-е годы чеченская война закономерно оказалась в центре внимания мусульман Крыма. Кто-то с надеждой ждал ее исхода, кто-то испытывал страх перед возможным повторением подобной ситуации в Крыму и перед новой трагедией, кто-то осуждал насилие. Чеченским боевикам многие татары сочувствовали и помогали, принимая их у себя для лечения и отдыха. Но не более того.
В то время панисламисты говорили об исламской дуге войны с неверными за единый халифат. Она включала в себя Крым, Кавказ, Поволжье с прицелом на Южный Урал и Среднюю Азию. Уже горел Кавказ, в Поволжье плодились ячейки ваххабитов. Но Крым оставался сдержанно инертным. Это не устраивало деятелей политического ислама и западных политиков, прежде всего американских, грубо использовавших исламский фактор в своих геополитических интригах. В Крым хлынули миссионеры радикального ислама.
В 1997 году арабскими студентами украинских ВУЗов была основана Всеукраинская Ассоциация «Аль-Раид» (в переводе с арабского передовой отряд, авангард). Организация финансировалась непосредственно специальным министерством Саудовской Аравии, отвечающим за распространение ваххабизма или ислама салафитского мазхаба (толк в исламе) за пределами королевства. На средства этого министерства оказывалась материальная помощь малоимущим татарским семьям и выкуп для них жилья, строились мечети, оплачивался хадж в Мекку, был организован подростковый лагерь в Симеизе, где обучались одновременно сотни детей крымских татар. Проводились различные массовые религиозные мероприятия.
Арабские миссионеры «Аль-Раид» тщательно подчеркивали не экстремистский характер своего учения, выдаваемого за истинный ислам. Свою задачу они видели в воспитании молодежи в духе ваххабизма на будущее. Само собой, это разрушало исламские традиции крымских татар, исповедовавших ханифитский мазхаб.
В интервью агентству «Регнум» в октябре 2007 года глава меджлиса М.Джемилев связывал эту проблему только с либеральным характером религиозного законодательства Украины, но никак не с целенаправленными действиями Саудовского королевства по распространению панисламистской идеи единого халифата. Главную угрозу миру в Крымской республике глава Меджлиса почему-то видел в «русском фашизме».
Между тем название «Аль-Раид» связано с именем одного из основателей организации. Как выяснилось в ходе следствия по делу о теракте 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, он был родственником Усамы Бен-Ладена. Но это от широкой публики скрывалось.
Несмотря на сопротивление и протесты ДУМК и Меджлиса влияние ваххабитов усиливалось при их же попустительстве. По мнению экспертов, конформизм руководства меджлиса и ДУМК в отношении ваххабитов или салафитов и других исламских сект объясняется не только материальной заинтересованностью, но и слабыми знаниями крымского духовенства в области теологии и истории ислама. Они не могли на равных духовно противостоять арабским миссионерам.
И все же надо отдать должное Меджлису и ДУМК, выступившим против создания крымско-татарских отрядов самообороны, а по существу таких же боевиков, организованных в боевые сотни, как это происходило в то время на Украине, и как было в Крыму в годы немецкой оккупации. Ваххабиты ограничились действиями по самозахвату земли и имущества. Но и это было пресечено решением Курултая из опасений тяжелых последствий для татар. Джемилев призвал к мирному разрешению споров через мирные, но массовые манифестации. Однако это не означает, что ваххабитам был дан отпор или национализм ослаб.
Муфтий мусульман Крыма назначил имамами в некоторые мечети салафитов якобы по просьбе общин, позже часть из них были уволены за чрезмерный радикализм. Эти мечети были построены и содержались за счет саудовских денег. Отсюда такая гибкость решений.
Пока ваххабиты не многочисленны. Но реальная угроза безопасности Крыма со стороны этой радикальной секты была и остается.
Второй по влиянию, активности и агрессивности в Крыму была религиозно-политическая партия «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» или просто «Хизб ут-Тахрир». Была потому что российским законодательством ее деятельность запрещена как экстремистская.
Организация возникла на Ближнем Востоке в 50-е годы как ветвь «Братьев мусульман», ныне активно действующих в Египте. Именно эта секта использовалась американскими спецслужбами для организации «управляемого хаоса» в Узбекистане и Киргизии.
Основные центры «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» находятся в Европе и США, центр стратегического планирования – в Лондоне. В отличие от «Аль-Раид», эта организация открыто использует религию как политический инструмент.
Партия запрещена в странах Средней Азии, России, Германии и США. Но легально действует на Украине.
В Крыму идеология «Хизб ут-Тахрир» распространялась с помощью печатных изданий на русском, украинском, татарском и арабском языках, издававшихся в Киеве. Литература и пропагандистские видеоматериалы также доставлялась из других регионов с мусульманским населением, например, из Азербайджана. Литература печаталась в подпольных типографиях Крыма. В 2002 году за соучастие в подготовке государственного переворота и взрыва посольства США в Баку был осужден член «Хизб ут-Тахрир» крымский татарин Юнус Валиев. ДУМК осудило деятельность «Хизб ут-Тахрир».
На опасность распространения экстремистских течений ислама в Крыму и на Украине не раз обращал внимание муфтий Украины шейх Ахмед Тамим. При этом он указывал на отсутствие реакции СБУ на явную угрозу экстремизма. В ответ пресс-служба СБУ неизменно отрицала существование каких-либо исламских экстремистских организаций на территории Украины. Заявление пресс-службы СБУ на тот момент отражало позицию президента Ющенко и самой СБУ, которая была в полной зависимости от ЦРУ. Следующий президент Янукович позицию не менял.
После присоединения Крыма к России в апреле 2014 года руководство религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» переместилось на украинскую территорию. Угроза Крыму со стороны этой организации, призывающей открыто к джихаду – священной войне – не снята. Ее ячейки продолжают существовать в Крыму.
По официальным данным в 2012 году каждая восьмая мусульманская община Крыма действовала вне влияния Меджлиса и ДУМК. Лидеры этих главных организаций крымских мусульман избегают каких-либо публичных обсуждений опасности и заметно стремятся наладить отношения с ваххабитами и хизбами.
Весьма своеобразной является секта хабашитов. Хабашизм относится к европейской версии ислама, распространенной в Европе, США, Канаде и Австралии. Теперь хабашизм прижился на Украине и в Крыму. Идеологи секты считают, что веры в Аллаха достаточно, чтобы попасть в рай. Обряды имеют второстепенное значение. Хабашиты выступают за отделение религии от политики, являются противниками ваххабизма. Это течение ислама ставит своей целью формирование так называемого либерального ислама и его адаптацию к нормам гражданского общества.
Эксперты считают, что хабашиты поддерживаются лично главой ДУМУ шейхом Ахмедом Тамимой в противостоянии с ДУМК, не признающим ДУМУ и называющим шейха раскольником мусульман. Муфтий мусульман Крыма Э.Аблаев прямо заявил, что Ахмед Тамим является орудием в руках неких сил, которые рассчитывают создать в Крыму параллельную структуру и противопоставить ее традиционному исламу и ДУМК. Какие это силы? Вероятно, связанные с политическими проектами на Украине, реализуемых с помощью разлагающих государственность идей либерализма.
Следующая секта «Таблиги Джамаат» представляет собой радикальное исламское движение, возникшее в начале прошлого века на территории Пакистана. Исповедует и насаждает идеи исламского фундаментализма. В Крым переместилась из Узбекистана и занимается в основном вербовкой шахидов для мусульманских террористических организаций.
Нельзя не сказать о турецком духовном исламском влиянии. Говоря об исламском экстремизме в Крыму, большинство экспертов имеют в виду арабское толкование ислама и его арабские ветви. Но крымские татары традиционно, исторически ориентировались на турецкое направление ислама. Поэтому в их самоорганизации национально-этническая идентичность имеет приоритет над религиозной. Какие бы исламские религиозно-политические секты не овладевали сознанием крымских татар, прежде всего они татары, а потом уже мусульмане.
Этот фактор определяет турецкое влияние на крымских татар, которых иногда еще называют крымскими турками. Поэтому Меджлис и зависимое от него ДУМК пытаются возродить в Крыму ислам ханифитского турецкого толка. Куратором этого проекта выступает Министерство по делам религии Турции, которое во взаимодействии с Меджлисом и ДУМК открыло в Крыму десятки представительств, направило в мечети турецких имамов, а также преподавателей и воспитателей в духовные учебные заведения. В Симферополе создано Высшее духовное медресе.
Однако активность арабских сект в Крыму вызывает в Турции определенное беспокойство. Дело в том, что в Турции активизировались ортодоксальные исламисты, отрицающие принципы светского государства со времен Ататюрка, а турецкие миссионеры все чаще возвращаются из Крыма с идеями «Хизб ат-Тахрир». Пришлось некоторых миссионеров отзывать без замены. В этом заключается сложность религиозных отношений Турции и Крыма.
Между тем деятельность «Хизб ут-Тахрир» распространена в Турции, несмотря на то, что власти рассматривают ее как экстремистскую. И турецкие миссионеры могут сами представлять именно эту партию.
В Крыму под патронатом ДУМК также действует с 2004 года турецкое «Евразийское общество образования, культуры и дружбы». Общество открыло медресе и мусульманский учебный центр в Симферополе, а также медресе в Белогорске, которые действуют без официального статуса. Деятельность организации носит закрытый характер и особенно не афишируется, но количество ее миссионеров быстро растет. Например, за 2005-2007 гг. оно увеличилось в три раза. В целом число представителей Общества превышает численность представителей Министерства по делам религий Турции.
По оценкам мусульманских священников Крыма, распространяемые миссионерами Общества вероучения отличаются от традиционной религии крымских татар и носят религиозно-политический характер. Некоторые эксперты рассматривают «Евразийское общество образования, культуры и дружбы» как креатуру суфийского ордена «сулейманистов», связанного с турецкими спецслужбами. Сторонники светского государства в Турции воспринимают «сулейманистов» негативно, а в республиках Средней Азии эта секта запрещена.
Есть сведения, что деятельность «Евразийского общества просвещения, культуры и дружбы» и родственного ему турецкого фонда «Азиз Махмуд Худаи Вакуфи», также представленного в Крыму, осуществляется под контролем секты «Нурджулар», выступающей за создание «тюркской империи просвещенного шариата». Ее духовный лидер Фетхуллах Гюлен с 2000 года находится в США, скрываясь от турецкого правосудия, активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом.
Секта «Нурджулар» действует конспиративно через сеть созданных ею фондов и исламских образовательных учреждений. Учащиеся в таких учебных заведениях подвергаются идеологической обработке в духе пантюркизма. По данным экспертов, США и Турция рассматривают структурные звенья «Нурджулар» в странах Евразии в качестве основы своего политического и экономического влияния. По сведениям генштаба Вооруженных сил Турции, число участников сети «Нурджулар» достигает 4 миллионов человек. Секта известна также под названиями «Нурчилар», «Фатхуллачилар». Она запрещена в России, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.
Еще в 2002 году директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что «Нурджулар» решала широкий спектр разведывательных задач в России: «Осуществлялся сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, велась пантюркистская и панисламистская обработка российской молодежи, изучались кандидаты на вербовку в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения».
По данным российского ФСБ, функционеры «Нурджулар» контактировали с представителями действующих в Турции организаций типа фонда «Кавказ» и турецкой радикальной националистической организациии «Серые волки», оказывавших помощь бандформированиям в Чечне.
Спасение Крыма от политического произвола
В целом, перед началом событий на майдане в Киеве в ноябре 2013 года вокруг Крыма сложилась критическая обстановка.
С одной стороны Украина переживала глубокий экономический и финансовый кризис, который вызвал определенные напряжения в Автономной республике Крым. Благосостояние жителей Крыма ухудшалось.
С другой стороны в Украине назревал политический кризис, и он должен был разрешиться уже по подготовленному сценарию. Частью этого сценария была денонсация договора о пребывании Черноморского флота и строительство американской военно-морской базы в Крыму. Далее Крым приобретал статус крымско-татарского суверенного государства по примеру Косово. Само собой русское население оставалось бы в положении косовских сербов, и обязано было либо подчиниться новым обстоятельствам, либо мигрировать в Россию.
Как видим, Крым оставался беззащитным перед готовившейся ему США и ЕС участью. Амбиции Европы, США и Турции вырастали из времен Крымской войны.
Приближались две знаменательные даты: 60-я годовщина передачи Крыма в подчинение Украины и 70-я годовщина депортации крымских татар. Обе даты в Крыму вызывали резко негативные настроения.
В русскоговорящей среде, а по сути у потомков граждан РСФСР и военных моряков, идея возвращения Крыма в состав России усилилась и других настроений практически не было.
Среди крымских татар, несмотря на некую обиду на русских, Россию и подогреваемые извне националистические настроения, возобладала прагматическая идея о том, что в украинском государстве никакой реабилитации крымско-татарского народа не будет. Что надеяться на национальную автономию не приходится. Более того, узаконенная активность исламских экстремистских организаций по насаждению религиозного радикализма, провоцирования татар на джихад и строительство шариатского государства грозили новой бедой татарскому народу.
В целом крымские татары не поддались интенсивной агитации и пропаганде радикальных исламских миссионеров и политиков. Глядя на судьбу Чечни, Ингушетии, Дагестана, они понимали, что только Россия способна обеспечить стабильность и порядок в регионе и защитить от последствий кризиса. Хотя исламские лидеры Крыма думали иначе. Они искали помощи у тех, кто готовил Крыму совсем иную роль в геополитическом противостоянии Запада и России на Украине.
17 марта 2014 года информационные агентства сообщили, что Меджлис крымско-татарского народа обратился к государствам-участникам Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) с просьбой вмешаться в процесс решения крымского кризиса. В обращении говорилось: «Крымские татары, в отношении которых под коммунистическим режимом СССР в середине XX века был осуществлен геноцид, рискуют пережить новую трагедию. Призываем вас использовать авторитет ОИС для поиска путей мирного решения кризиса». В заявлении подчеркивается, что особенную тревогу вызывают многочисленные «парамилитаристские формирования» в Крыму в то время, как мирное население крымского полуострова остается безоружным. Речь шла об отрядах самообороны Крыма, организованных после беспорядков на майдане. Разве они были против татар?
Крымский муфтий Эмирали хазрат Аблаев 2 Апреля 2014 призвал татар не покидать полуостров. Он назвал нынешние времена для региона трудными, однако призвал татар оставаться жить на территории полуострова. «После многих лет депортации крымские татары вернулись на свою Родину, зачем нам ее покидать снова», – сказал он перед этим на внеочередной сессии Курултая 29 марта в городе Бахчисарае. Речь на курултае шла о национальной автономии, которая стала бы невозможной в случае выезда татар из Крыма. Уж не косовский ли проект имелся в виду?
Час настал
Крымская проблема возникла еще в начале 90-х годов, когда появились первые напряжения в отношениях Украины и России. Разыгрывая татарский фактор, Киев провел 20 января 1991 года общекрымский референдум по вопросу его автономии. Но татары референдум проигнорировали. И все же 12 февраля Крымская область по результатам референдума стала Крымской АССР в составе УССР. После распада СССР она была переименована в Автономную республику Крым или АРК. Так оставалось до событий на майдане.
После того, как 22 февраля в Киеве произошел вооруженный государственный переворот, Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет 11 марта 2014 года приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, опередив, таким образом, замыслы американских, европейских и украинских заговорщиков против России и Крыма, которые они в общем-то и не скрывали ни от исламских радикалов Крыма, ни от соучастников заговора среди политиков в украинском правительстве и СБУ. Они и стали источниками информации о назревающих событиях.
После проведения референдума в Крыму и Севастополе по его результатам 18 марта 2014 года был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации. Украина, как и США с ЕС, не признаёт ни провозглашение самостоятельности Крыма, ни его вхождение в состав России. А косовский вариант признала бы?
Крымское руководство давно задумывалось о судьбе республики с героической историей. Самодостаточный Крым в составе Украины жил на дотациях. После распада СССР и передела государственной собственности Украины между нынешними олигархами никаких финансовых вложений в экономику Украины, в том числе Крыма, практически не было. Правительство объявляло о каких-то сомнительных проектах по сдаче в аренду Китаю сельхозугодий, добыче сланцевого газа, хранению европейских ядерных отходов, продаже ведущих промышленных предприятий европейским инвесторам. Побережье Крыма и здравницы были отданы под личные дачи олигархов. Памятники русской славы уничтожались. Русским запрещали быть русскими.
Но особую тревогу вызвало Соглашение об ассоциированном вступлении Украины в ЕС. По тексту в нем не было никаких выгод ни для Украины, ни для Крыма. То есть будущее Крыма не сулило никаких перспектив.
Поэтому, когда 21 ноября 2013 года начался Евромайдан в ответ на приостановку правительством Азарова подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, стало ясно, что готовившийся к президентским выборам государственный переворот был запущен досрочно. Через некоторое время уже не было сомнений, что и весь сценарий переворота зашел в тупик. Для Крыма путь из политического тупика был один – возвращение в состав России.
Решение народного референдума о присоединении Автономной республики Крым и Севастополя к России было почти единогласным. За это проголосовали и большинство крымских татар, трезво оценивших опасность.
Поэтому выход Крыма из состава Украины и последующее присоединение к России надо рассматривать исключительно как одно из последствий политического кризиса на Украине конца 2013 — начала 2014 годов. Россия таких действий со своей стороны не планировала. Так сложились обстоятельства.
Теперь, судя по действиям киевской власти, развернувшей карательную операцию против инакомыслящих и непокорных регионов, применившей войска и наемников против собственного народа ради выполнения своих обязательств перед США и ЕС, можно сделать обоснованный вывод: Автономная республика Крым приняла верное решение о выходе из состава Украины, утратившей суверенитет, и о присоединении к России с ее согласия.
Сегодня западная и украинская пропаганда спекулируют на том, что во время референдума в Крыму российские войска помогали местной власти и силам самообороны обеспечивать правопорядок и стабильность ситуации на полуострове.
Президент России публично подтвердил, что в Крыму находились российские военные, которые выполняли такую задачу. В ходе прямой линии 17 апреля Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов заявил: "Я говорил неоднократно публично и в разговорах со своими иностранными коллегами я не скрывал, что наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления крымчан. И поэтому мы должны были предпринять необходимые меры, чтобы события не развивались так, как они сегодня развиваются в юго-восточной части Украины. Чтобы не было танков, боевых подразделений националистов и людей с крайними взглядами и хорошо вооруженных автоматическим оружием".
"За спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие. Они действовали очень корректно, но решительно и профессионально. По-другому провести референдум открыто, честно, достойно и помочь людям выразить свое мнение было просто невозможно", – заявил президент РФ.
"Имейте в виду, в Крыму находилось свыше 20 тысяч военнослужащих Украины, там были склады с вооружением и эшелоны боеприпасов. Нужно было оградить людей даже от возможности применения оружия в отношении гражданских лиц", – добавил он.
Для того, чтобы обеспечить безопасность жителей Крыма не надо было вводить российские войска на полуостров. Для этого было достаточно сил Черноморского флота России.
По договору с Украиной российский Черноморский флот мог иметь в своем составе в Крыму не более 25 тысяч человек, 24 артиллерийские системы калибра свыше 100 мм, 132 единицы бронетехники и 22 боевых самолета. Эти договорные нормы не были превышены.
Конечно же, для патрулирования городов и дорог артиллерия и самолеты не годятся. Корабли находились с экипажами на своих стоянках. Для выполнения задачи хватило сил 810-й бригады и 382-го отдельного батальона морской пехоты из состава ЧФ РФ.
Что касается разоружения и блокирования украинских частей и подразделений, то эти действия были согласованы с украинским командованием. Никто не хотел крови. Верховный главнокомандующий украинских Вооруженных сил был отстранен от управления путчистами, захватившими власть в результате переворота. По украинской конституции армия не может использоваться против собственного народа, а военного конфликта не было. И решение украинского командования в Крыму о невмешательстве в события и беспрепятственном волеизъявлении населения Крыма было единственно верным и законным.
Многие украинские военнослужащие оставили службу в украинской армии и на флоте, поддержали референдум и приняли российское гражданство, продолжив военную службу в российских Вооруженных силах.
Их коллеги на Украине оказались в сложной ситуации. Под дулами автоматов нацистских боевиков и наемников они были вынуждены стать карателями. А те, кто отказался подчиниться, подверглись уголовному преследованию и физическому насилию.
События в Одессе 2 мая отчетливо показали, что хунта готова ради укрепления своей власти уничтожать свой народ. В Крыму ситуация была бы гораздо драматичнее. Там жертвы исчислялись бы десятками, если не сотнями тысяч. Сегодня стало понятно, что Россия, Владимир Путин спасли крымчан от страшной трагедии…
Комментарии читателей (0):