Впервые на протяжении многих лет в Армении политическая жизнь страны характеризуется особой активностью. При этом активность как во внутренней, так и на внешней политике.
Во-первых, неожиданно власти Армении инициировали обсуждение изменений в Конституцию. Главной реформой, уже практически одобренной президентом страны, станет переход к парламентской форме правления, а президент, чьи полномочия значительно сократятся будет избираться парламентом на семь лет без права переизбрания.
Во-вторых, премьер-министр Армении Тигран Саркисян наконец подал в отставку, которой от него давно ждали. О его скорой отставке говорили чуть ли не с первых дней его назначения на этот пост в 2008 году. Кризис в экономике в период его премьерства не могли не сказаться на популярности Тиграна Саркисяна. К этому прибавился «оффшорный скандал» вокруг компании Саркисяна, зарегистрированной на Кипре. Неприязнь к правительству и особенно к премьеру возросла после принятия инициированного правительством закона об обязательной накопительной пенсионной системе. В итоге неожиданная, но долгожданная отставка премьера была встречена обществом чуть ли не овациями, а оппозиция поспешила записать эту победу на свой счет.
В-третьих, на пост премьера назначили председателя парламента Овика Абраамяна (Hovik Abrahamyan), а председателем парламента стал депутат, заместитель главы правящей Республиканской партии Галуст Саакян (Galust Sahakyan). Но если Абраамян на посту премьера является предсказуемой, более или менее приемлемой фигурой, то Саакян во главе парламента – это, мягко говоря, издевательство в глазах большинства наблюдателей. Дело в том, что Саакян пользуется репутацией непредсказуемого политического клоуна, зачастую выступающего в диссонанс с официальной позицией его партии – правящей Республиканской партии, которую возглавляет президент Серж Саркисян.
В-четвертых, особую публичную активность начал проявлять бывший президент Армении, предшественник и бывший патрон действующего президента Роберт Кочарян, о возвращении которого в политику говорят чуть ли не с момента завершения второй его каденции в 2008 году. При этом, если ранее Кочарян сдержанно и обтекаемо критиковал политику властей, то сегодня открыто вступил в полемику с премьером и президентом страны. Дополнительным аргументом в пользу его «возвращения» стал необъяснимая и неожиданная логика формирования правительства новым премьером: министерские портфели получили бывшие министры и политики, которые считаются креатурами Кочаряна.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В-пятых, из правящей коалиции вышла партия «Страна законности», а ее лидер Артур Багдасарян (Baghdasaryan) покинул пост секретаря Совета Безопасности. В 2006 году Багдасарян ушёл в оппозицию, оставив должность председателя парламента, но в 2008 году предпочел не поддерживать оппозицию на президентских выборах и выбрал союз с Сержем Саркисяном.
Посреди этих внутриполитических перемен, на фоне массовой миграции и острых социальных проблем отходят на второй план отходят внешнеполитические интриги руководства Армении.
Резкий и своевременно не обоснованный отказ от подписания Соглашения об Ассоциации Армении с ЕС создал Армении непрогнозируемого партнера и нестабильного союзника. Это дает основания некоторым экспертам сомневаться в том, что Армения завершит переговоры о вступлении в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана именно подписанием соглашения. Вероятно, она выступит с предложением создать очередной формат переговоров о своём участии в евразийской интеграции, - лишь бы не делать сейчас, когда вокруг России умножаются санкции США и ЕС, окончательный выбор в пользу России.
В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что президент Серж Саркисян 29 апреля не посетил Минск, где проходил саммит Таможенного союза и должен был обсуждаться вопрос о присоединении Армении к ТС. Он не приехал в Минск, несмотря на то, что его там ждали. Ведь еще 28 апреля министр транспорта России, сопредседатель армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Максим Соколов заявил, что Серж Саркисян 29 апреля примет участие во встрече «тройки» президентов. Новый саммит лидеров ТС и подписание договора о присоединении Армении к ТС назначены на 29 мая. Но нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью о том, что это подписание состоится.
Серж Саркисян считается в Армении прозападным политиком, и будь у него возможность обеспечить работой все население страны и отказаться от частных денежных трансфертов, присылаемых в основном из России, он бы без промедления подписал бы любые соглашения с ЕС, не читая. Хотя, возможно, в ходе реализации этих соглашений не стал бы говорить, что подписывая их, «не то имел в виду».
В последнее время слова президента Армении всё чаще требуют официальных пояснений и расшифровок. Так было в случае с разговором с президентом России, когда Саркисян приветствовал проведение референдума в Крыму. Украина справедливо обиделась и отозвала своего посла, а МИД Армении направил запоздалые объяснения, что президент против присоединения Крыма, но за право народов свободно выражать свою волю.
Другой случай произошел уже в Праге во время юбилейного саммита Восточного партнерства в конце апреля. От имени участников саммита Штефан Фюле выступил с заявлением, в котором, помимо других призывов, прозвучал призыв к России отвести войска от границ с Украиной. Когда в СМИ запестрели заголовки со словами «президент Армении призвал Россию отвести войска от границ с Украиной», пресс-секретарь МИД Армении заявил: «президент не делал никаких заявлений». Возникает вопрос: почему же Серж Саркисян не высказал своего особого мнения в ответ на предложение Фюле, если оно не соответствовало его позиции.
Такое поведение — результат желания быть хорошим для всех. Прежние власти называли это комплементаризмом во внешней политике. Просто ранее власть балансировала в логике «ни тем, ни этим», сейчас же власть пытается реализовать принцип «и - и», отказываясь от требований «или - или». Но хорошим для всех быть не получится.
Шесть лет правления Сержа Саркисяна не ознаменовались ни одним успехом ни во внешней политике, ни во внутренней. Последнее назначение премьером Овика Абраамяна, избрание Галуста Саакяна председателем парламента или сохранение на посту прежнего министра обороны, когда в армии нужны кардинальные перемены, говорит о том, что кадровая политика Саркисяна тоже провальна.
По истечении срока своей второй каденции Серж Саркисян намерен воспользоваться плодами своей конституционной реформы и сохранять лидерство в государстве уже на только посту лидера правящей партии, который по-прежнему будет определять кандидатуры спикера парламента и премьер-министра, а также – как планируется – и избираемого парламентом президента. Но проблема в том, что тяжёлые социальные последствия внешней политики Саркисяна могут довести граждан Армении до такого состояния, что возвращение Роберта Кочаряна во власть будет казаться им спасением.
Комментарии читателей (3):
Яркий образец того, как недалекие аналитики могут "высосать из пальца" факты и на их основании сделать вумные выводы.
Взять к примеру такой перл - "... власти Армении инициировали обсуждение изменений в Конституцию. Главной реформой, уже практически одобренной президентом страны, станет переход к парламентской форме правления..."
Конституционные реформы принимаются ТОЛЬКО общенародным референдумом. Мнение президента не имеет никакого значения. В Армении ОЧЕНЬ сильно противодействие ТАКОЙ реформе - мечте ПРОзападных либералов.
Переход к парламентской системе НЕ поддерживается партией власти.
Вторая вумность - "...президент Серж Саркисян 29 апреля не посетил Минск, где проходил саммит Таможенного союза..."
Армения, на СЕГОДНЯШНИЙ день, не является членом ТС. Следовательно и на Саммите Глав Государств ТС Президенту Армении делать нечего.
Еще - "...Резкий и своевременно не обоснованный отказ от подписания Соглашения об Ассоциации Армении с ЕС создал Армении непрогнозируемого партнера и нестабильного союзника...."
Зато Украина "надежный союзник". И вот результат...
Короче, что ни мысля - то сплошь лозунг от госдепа. )))
P.S. И ты, Брут... (с)