2 мая многочисленная польская диаспора, более 18 миллионов человек, празднует День Полонии и Польского флага. В этом году праздник затмило 10-летие вступления Польши в Евросоюз. По крайней мере, сообщений об унии с ЕС на сайтах польского Министерства иностранных дел и президента Бронислава Коморовского достаточно, о дне Полонии таковых найти не удалось.
Положение польской диаспоры в различных странах мира неоднозначно. Например, в Великобритании поляки удерживают первое место среди иностранцев, пребывающих в британских тюрьмах. «Из 11 тысяч человек из заграницы, который отбывают наказание на островах, поляки составляют 9%, это крупнейшая группа среди всех наций», - сообщила на днях Daily Mirror. Иное дело Литва. Там глава Избирательной акции литовских поляков Вольдемар Томашевский имеет все шансы занять второе место на выборах президента Литвы, которые состоятся 11 мая этого года. Хотя польская диаспора в этой прибалтийской республике относительно малочисленна, она является второй национальной общиной после собственно литовцев и составляет 6,58% (на третьем месте русские с 5,81%) от всего населения страны.
По мнению политолога Богуслава Рогальского, успех Томашевского объясняется его способностью «стоять на защите христианских принципов и ценностей, на которых была построена европейская цивилизация». Это, во-первых. Во-вторых, политика отличает забота о национальных меньшинствах Литвы. Евросоюз ничего бы не стоил без своего многоязычия и многонациональности, поэтому у ЕС есть обязательства по защите культурного и языкового разнообразия. Томашевский активно выступает за гарантии прав польского меньшинства в Литве, в чем его позиция расходится с действиями нынешнего президента Дали Грибаускайте, направленными на насильственную ассимиляцию меньшинств.
20 лет назад Республика Польша подписала договор с Литовской Республикой о дружественных отношениях и добрососедском сотрудничестве. Польский МИД подчеркивал, что это был существенный момент в развитии взаимных отношений в духе дружбы, согласно многовековой традиции сосуществования и близкого сотрудничества обоих народов. Польша и Литва должны поддерживать представителей обоих меньшинств, являющихся гражданами страны проживания, согласно записям договора и международным стандартам в области охраны прав человека. Однако Литва нарушает постановления договора. С литовской стороны нет взаимности в исполнении правил, напротив, доходит до дискриминации польского национального меньшинства. Поляки не могут использовать своих фамилий в оригинальной форме, не могут использовать двуязычные топографические названия местностей и названий улиц даже там, где составляют более 80% жителей. Не могут полностью использовать свой язык в сфере образовании. По мнению экспертов Избирательной акции литовских поляков, трактат нарушается в одностороннем порядке, поэтому польская дипломатия должна использовать все средства, чтобы заставить Литву исполнять обязательства.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А что же Варшава? В апреле Polska Agencja Prasowa сообщила о подготовке МИД Польши новой стратегии для Полонии. Представить программу должны в июне этого года. Ее главным отличием станет «большая, чем до сих пор, концентрация на польских общинах, проживающих на Западе, в частности, в Великобритании и Ирландии». То есть, Восточным полякам помощи от Варшавы не дождаться. Поэтому не вызывают никакого доверия обещания премьер-министра Польши Дональда Туска и министра иностранных дел Радослава Сикорского поговорить с Вильнюсом об облегчении существования литовских поляков. Чему тут удивляться, ведь у Сената и МИД есть более увлекательное занятие – разбираться, кто же должен контролировать немалые средства, выделяемые на поддержку Полонии.
Варшава мало что делала для отстаивания прав литовских поляков ранее. Тем более ей невыгодно вступать в споры с Вильнюсом сейчас, когда польские и литовские политические элиты под предлогом отражения мифической «российской угрозы» пытаются выбить дополнительные преференции из Вашингтона и Брюсселя. Литовские поляки должны сами позаботиться о себе, зная, что с исторической родины помощь не последует. Примером для Избирательной акции литовских поляков могли бы стать национальные общины Крыма. Напомним, что и крымские немцы, и крымские болгары, и крымские греки в деле защиты своих интересов пошли наперекор позиции членов Евросоюза - Берлина, Софии и Афин. Общины поддержали идею проведения референдума в Крыму и воссоединение полуострова с Россией, так как Москва гарантировала помогать крымским немцам, болгарам и грекам и выполняет свои обязательства. Если литовские поляки осознают себя как отдельную идентичность, объединятся с другими национальными меньшинствами Литвы, чтобы единым фронтом выступить в защиту собственных прав, то этому не смогут помешать никакие усилия Варшавы и Вильнюса. Вольдемару Томашевскому стоит рассмотреть такой вариант.
Комментарии читателей (0):