Турция все глубже погружается в острую интригу предстоящих 10 августа президентских выборов. Как сообщил главный советник президента страны Ахмет Север, готовится личная встреча президента Турции Абдуллаха Гюля и премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, на которой должно будет принято решение, кто из них выставит от правящей партии «Справедливость и развитие» (ПСР) свою кандидатуру на президентских выборах. Пока на устах у многих турецких политиков схема, озвученная заместителем руководителя правящей партии Мехмет Али Шахином: в случае избрания Эрдогана президентом страны, действующий глава государства Гюль мог бы занять пост премьер-министра. По его словам, «президент страны обладает большим политическим опытом, и правящая партия хотела бы воспользоваться этим опытом».
Но дело тут не в опыте, хотя и в нем тоже. Президент Гюль ведет тонкую закулисную игру. Он уже заявил, что «никто из политических лидеров не может гарантировать себе президентское кресло», и что «на этот пост, безусловно, появятся и другие кандидаты, и никто не может сказать на данном этапе, что президентский пост в его кармане». И это тогда, когда правительственные СМИ в Турции, а вслед за ними и многие российские эксперты заявляют о «сокрушительной победе Эрдогана на региональных выборах 30 марта», на которых правящая партия получило 45,5% голосов. Таким образом, предполагаемая «рокировка» в верхах в Турции приобретает не тактический, а стратегический характер.
16 апреля в ПСР был проведен неофициальный секретный тест уровня поддержки в партии в качестве кандидата в президенты. По словам представителя партии, проголосовали 300 ее членов. Выяснилось, что только 24 представителя считает, что Эрдогану не стоит участвовать в президентской гонке, «поскольку ожидаются серьезные события и его руководство правительством будет как нельзя кстати». Они понимают, что после того, как не удалось провести поправки в Конституцию, предусматривающие трансформацию Турции из парламентской республики в президентскую, пост президента - как и сейчас - будет иметь больше представительский характер. Поэтому вряд ли можно зачислять то большинство в правящей партии, которое толкает Эрдогана к участию в президентских выборах, его сторонниками.
Эрдоган не имеет права еще раз возглавить правительство. У него единственный «коридор возможностей» - стать президентом. У Гюля выбор шире - он может еще раз выставить свою кандидатуру на пост президента или возглавить правительство. Если Эрдогана выдвинут на пост президента, тогда можно смело предполагать начало перехода реальной власти в стране к Гюлю. После выборов президента он может быть назначен главой правительства до парламентских выборов марта 2015 года. Но чтобы победить на них он должен будет провести кадровую перестановку или даже реорганизацию структуры правительства, что будет означать смену внутренней и внешней политики.
Есть и другой сценарий: Эрдоган отказывается от выдвижения своей кандидатуры на пост президента, оговаривая это условием, что будут проведены соответствующие изменения , позволяющие ему остаться еще на один срок в качестве премьер-министра. Но в сложившейся сегодня политической ситуации в Турции осуществить сценарий «перемены без перемен» вряд ли удастся.
На протяжении ряда лет Эрдоган держит турецкое общество в жестком напряжении. То - в эпицентре оказывается «заговор военных», которые традиционно выступают в роли защитников светских устоев государства. Сотни, если не тысячи людей с погонами и без них оказались в тюрьме. Среди них – высокопоставленные генералы, известные литераторы, адвокаты и общественные деятели. При этом легитимность судебных разбирательств вызывает огромные сомнения. То - после разразившегося в конце декабря 2013 года громкого коррупционного скандала из полиции и судебных органов под предлогом участия в антиправительственном заговоре» уволено свыше 10 тысяч чиновников, которые лишены возможности обжаловать решения властей во властных инстанциях.
Эрдоган оправдывает свои действия тем, что ведет борьбу против так называемого «параллельного государства», якобы созданного сторонниками известного турецкого богослова Гюлена. При этом премьер-министр заявляет, что строит «новую Турцию», но использует при этом большевистский прием широкомасштабной кампании репрессий, направленной против тех социальных и религиозных групп, которые он считает препятствием для достижения своих целей. В то же время замена персонала полиции и в судах, в органах непосредственного административного управления ведет к деградации государственного аппарата.
Раньше Эрдоган квалифицировал движение Гюлена как религиозное течение, теперь - как «политизированную нелегальную структуру». Это не случайно. Дело в том, что в Турции заметная часть населения так или иначе вовлечена в какой-либо суннитский джамаат традиционного ислама, который по структуре напоминают дервишский орден. Раньше большинство джамаатов находилось в подполье, действовали главным образом на бытовом уровне. Но после прихода к власти в 2002 году ПСР, взявшей курс на исламизацию общественно-политической жизни, турецкие дервиши стали «просыпаться», активно подключаться к политике.
Имеющийся социологический материал показывает, что одно время главной электоральной базой партии Эрдогана являлись следующие джамааты: Гюлена, Сулейманджылар, Мензил и Исмаилага. После того, как Эрдоган стал выделять в качестве главной мишени для атаки Гюлена, он оказался перед угрозой навлечь на себя негодование со стороны других джааматов. Они опасаются, что Эрдоган, ослабив влияние военных и вступая в тактический альянс с джамаатами, может ослабить их влияние, чтобы в дальнейшем - как некогда Ататюрк - действовать против них жестко и закручивать гайки по своему усмотрению.
Если оценивать ситуацию в предложенной системе координат, то Эрдоган пока имеет поддержку джамаата Мензил - ответвления накшбендийского ордена. В то же время он потерял опору среди Сулейманджылар, которым не предоставил место в партийном списке депутатов парламента. Эрдоган также рассорился и с джамаатом Исмаилага - одним из самых традиционных в Турции. Поэтому дервиши начинают «дружить» с Гюлем против Эрдогана. Налицо два параллельно идущих процесса: правящая партия теряет поддержку среди дервишей, а их представители в партии – далеко не обязательно сторонники Гюлена - вынашивают проект «модернизации власти» через «высокую кадровую рокировку».
По историческому опыту можно судить, что когда в Турции «просыпаются дервиши», жди больших перемен. При осуществлении любого из обозначенного сценария развития событий в Турции будут перемены и осенью она будет уже другой страной.
Комментарии читателей (0):