Политизированные зрители привыкли к тому, что разные форматы разговора Владимира Путина с общественностью предполагают разные задачи. Послание президента Федеральному Собранию определяет стратегические цели. А в ходе больших пресс-конференций и прямых линий главы государства расставляются только акценты, новые штрихи к уже известным решениям и обсуждаемым темам. Тем не менее, и такой формат может транслировать важные идеи.
В ходе телеэфира Путин впервые заявил о том, что территории украинского Юго-Востока «это Новороссия, эти земли не входили в состав Украины в царские времена». Он также напомнил, что эти территории корнями связаны с российским государством. Фактически, Путин остановился в шаге от того, чтобы впервые назвать возможным разделение Украины. Собственно, отсюда и опережающее заявление Путина о том, что украинские президентские выборы могут быть признаны нелегитимными – это еще одно основание, почему и контроль властей в Киеве над регионами Востока можно будет поставить под сомнение. Ранее Владимир Владимирович был куда осторожнее в высказываниях, например, 18 марта заявив, что Россия не хочет раздела Украины.
Вероятно, перейти к более жестким заявлениям Путина подталкивают сами события на украинском Востоке. После того, как борьба там перешла в вооруженную фазу, мягкого варианта федерализации, предполагающей всего лишь выборность губернаторов, языковые права и долю самостоятельности в бюджетных вопросах будет недостаточно. Допустим, Киев под давлением пойдет на попятную и согласится на федерализацию, причем, решив это на заседании парламента, а не вынося вопрос на всеукраинский референдум, который (учитывая настроения на Западе и в Центре страны) такую идею может не поддержать. Но и после этого участникам самообороны юго-востока понадобятся гарантии, что, даже в случае всеобщей амнистии, за ними через несколько месяцев или год не придут сотрудники милиции или СБУ и не отправят в тюрьму по какой-нибудь формально неполитической статье. А это значит, что правоохранительная и судебная система в регионах также должна быть независима от Киева. Да и любые перемещения войск даже в такой «примирившейся с Востоком» Украине могут через год или два стать прелюдией для новой военной операции ради сворачивания автономии. Получается, что после начала вооруженных столкновений, сторонникам федерализации в Донбассе остается один путь – добиваться такой широкой автономии, которая будет на грани «цивилизованного развода». И это как минимум.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Возможно, слова Путина про Юго-восток – еще и сигнал для участников переговоров в Женеве. Учитывая, что днем ранее замглавы МИД в правительстве Арсения Яценюка Даниил Лубкивский категорически отвергал возможность вынесения вопроса о федерализации на эти переговоры, заявление из Москвы должно было быть достаточно жестким, чтобы его приняли во внимание.
Другой интересный момент – в ходе «Прямой линии» Путин обмолвился, что «в Крыму будет служить много крымчан». Возможно, это заочный ответ украинским СМИ, часто заявлявшим, что после вхождения в состав России крымских юношей отправят служить на Северный Кавказ. Возможно, в данном случае Путин намекнул, что крымчане будут проходить военную службу преимущественно в своем регионе.
Интересны и эпизоды «Прямой линии», связанные с внутренней политикой. Так, вопрос о том, что неплохо бы в России заменить многих губернаторов, поступил из Тамбовской области. Наверняка заявления подобного содержания поступали и из других регионов, но тот факт, что озвучено было именно это, может быть плохим знаком для главы региона Олега Бетина. Он возглавляет область с 1999 года (ранее – короткое время руководил ею в 1995 году), а в июле 2015 года истекает срок его полномочий. Возможно, эпизод с «Прямой линии» - еще один признак, что получить добро Кремля для выдвижения на новый срок тамбовскому губернатору будет проблемно.
Почти как «черная метка» для министра Михаила Абызова звучит высказывание Президента о том, что «открытое правительство – не такое уж и открытое», учитывая, что ранее критике этого чиновника уже подвергали представители ОНФ.
Наконец, стоит обратить внимание, кто задавал вопросы из студии. Так, депутат свердловского заксобрания Евгений Артюх уже второй раз за несколько дней публично общается с Путиным. 10 апреля он уже стал одним из спикеров на встрече Президента с активом ОНФ в Ново-Огарево и выдвинул инициативу в области аренды жилья, которая была вполне благожелательно оценена главой государства. Как правило, столь частые встречи с Президентом могут быть предвестием высокого назначения. Собственно, еще осенью 2013 года появлялись слухи, что Евгений Артюх может возглавить Курганскую область, но они так и не реализовались в действительности. Теоретически, постоянные слухи об отставке Евгения Куйвашева теперь могут дать повод для новых разговоров – о том, что Евгений Артюх может возглавить Свердловскую область. Пока, впрочем, эта версия звучит слишком смело. В качестве вероятных преемников Куйвашева чаще называют мэра Нижнего Тагила Сергея Носова и председателя областного правительства Дениса Паслера. В то время, как Евгений Артюх на осенней конференции регионального отделения ОНФ попал не в региональный штаб, а только в ревизионную комиссию.
Можно выдвинуть объяснения, которые сейчас покажутся более правдоподобными – либо Евгения Артюха ждет назначение за пределами своего региона, либо он будет задействован в комбинации с муниципальной реформой в Екатеринбурге. Как известно, законопроект, сейчас обсуждаемый в парламенте, даст возможность менять систему управления городов с районным делением. Место избранных напрямую мэра и депутатов городской Думы в таких городах займет представительный орган из депутатов, делегированных с районного уровня, избирающих из своего состава председателя и передавших все хозяйственные вопросы сити-менеджеру. Возможно, такую же муниципальную реформу попытаются провести в Екатеринбурге и Евгений Артюх понадобится областным властям в качестве союзника (а может быть – и одного из ведущих функционеров в новой системе городской власти). Показательно, что и сам Евгений Артюх еще в марте вполне благожелательно отзывался о такой реформе, отмечая, что ее суть – в приближении власти к избирателям.
С либерального фланга в студии «Прямой линии» присутствовали две Ирины – Прохорова и Хакамада, выступившие в качестве оппонентов Путина, хотя и весьма дипломатичных. Возможно, приглашение в студию именно их говорит о готовности Кремля снова переформатировать системное либеральное движение. «Гражданскую платформу» слухи о скором закрытии проекта преследуют уже давно – возможно, появление Ирины Прохоровой на мероприятии с участием Путина должно показать: проект жив и пользуется вполне благожелательным отношением Президента. Ирина Хакамада, хотя и назвала себя «бывшим политиком», сама же еще в одном из своих мартовских интервью утверждала, что таковых не бывает, а в 2012 году заявляла о намерении в политику вернуться. Напрашивается мысль о ставке Кремля на два либеральных проекта – для умеренных либералов с Ириной Прохоровой и более радикальных – с Ириной Хакамадой. Но на деле все может быть и проще. Власти демонстрируют другим либеральным политикам, что стоит быть сговорчивее, иначе они могут дать зеленый свет и другим проектам на этом фланге. По принципу «на то и Хакамада на «Прямой линии», чтобы Навальный не дремал».
Таким образом, Путин в ходе «Прямой линии» не просто дал оценку уже произошедшим событиям, но и сыграл на опережение. Чем являются его заявления – инициативами на будущее или отвлекающими противника «информационными ловушками» - мы увидим уже в ближайшее время.
Комментарии читателей (0):