МИД России выступил с заявлением, в котором отмечается, что Москва «рассчитывает, что Турция будет строго выполнять свои обязательства по Конвенции Монтрё о статусе проливов из Чёрного моря».
Напомним, что согласно этой Конвенции военные корабли стран, не имеющих выхода к Чёрному морю, могут находиться в его акватории не более 21 суток, и для них введены существенные ограничения по классу и по тоннажу судна. Ранее глава МИД России Сергей Лавров указывал на то, что пребывание кораблей США в Чёрном море часто превышало установленные конвенцией сроки. Турция объяснила ситуацию следующим образом: «Американские эсминец USS Truxtun покинул акваторию Чёрного моря вовремя, а у фрегата USS Taylor, который единственный находился дольше положенного 21 дня, сломался винт, когда тот входил в порт Самсан».
Кстати, ещё недавно многие киевские газеты смаковали возможность того, что «Турция «после Крыма» может закрыть Проливы для Черноморского флота России». Однако, как сообщала The Kiev Times, на днях через Проливы в Средиземное море прошли два больших десантных корабля ВМФ России «Саратов» и «Ямал» в рамках так называемого «сирийского экспресса». Иными словами, сделала вывод эта газета, «обострение обстановки в Восточной Украине не вызвало повышенного интереса у властей и военного командования Турции».
Тем не менее, напоминание Россией Турции о положениях Конвенции Монтрё о статусе Проливов связано с тем, что НАТО стал наращивать группировку войск в Чёрном море. Российские военные эксперты полагают, что «визиты в Чёрное море натовских кораблей напрямую связаны с событиями на Украине», а главнокомандующий объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генерал ВВС США Филипп Бридлав уточнил, что «ему поручено реализовать комплекс мер для придания уверенности «восточным союзникам». По его словам, начиная с февраля этого года корабли США находятся в акватории Чёрного моря «на регулярной периодической основе» - вместо одного, покинувшего Чёрное море американского корабля, тут же появляется другой, а то и несколько. Помимо этого и сами турки провели в Чёрном море масштабные манёвры своих военно-морских сил с участием 27 единиц боевой техники. Но не направляли свой флот к берегам Крыма.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 18.04.14 Крым и Украина: Москва и Анкара сверили часы
- 11.04.14 Изгнание из европейского Рая: почему Москву и Анкару выдавливают из Европы / Станислав Тарасов
- 10.04.14 Баку - России: «Если твоя нога ступит на мою землю, я сломаю твои ноги. Война распространится и внутри России»
- 07.04.14 «Столкновение цивилизаций» на Ближнем Востоке / Арег Галстян
REX уже отмечало, что в Анкаре, а точнее, в части её политического истеблишмента, существует своя версия киевских «потрясений». Так министр по связям Турции с ЕС Мевлют Чавушоглу выступил с обвинением в адрес ЕС по «развязыванию гражданской войны на Украине», и в том, что «Брюссель на этом направлении допустил серьёзные ошибки». Отметим и то, что на Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), на которой была принята резолюция, согласно которой российская делегация лишается до конца текущего года права голоса в ПАСЕ и представительства во всех руководящих органах, немало голосов в пользу России отдали представители турецкой делегации: 4 представленных в ПАСЕ члена правящей в Турции партии «Справедливость и развитие» проголосовали против резолюции. Остальные турецкие члены ПАСЕ — от оппозиционной Народно-республиканской партии - высказались за введение ограничений в отношении России. Правда, официальная позиция Турции по крымским событиям пока совпадает с европейской: как заявил министр иностранных дел Ахмед Давутоглу, Турция поддерживает территориальную целостность Украины и не признаёт результатов референдума в Крыму. Тем не менее, существуют важные нюансы.
В этой связи Wall Street Journal напоминает, что турецкое политическое и военное руководство уже несколько лет настойчиво выражает озабоченность по поводу намерений США «войти» в Чёрное море. Турки, исходя из опыта «арабской весны», справедливо опасаются, что американцы создадут хаос в их окружении, с последствиями которого, как всегда, придётся разбираться только Турции. Кроме того, как тонко подмечает Wall Street Journal, Турция давно демонстрирует реакцию на синдром ослабления США, всё больше и больше «выруливая на курс независимой внутренней и внешней политики». Сейчас, когда и Москва стала решительно защищать свои национальные интересы на постсоветском пространстве, как полагает американская газета, «Турция по прагматическим соображениям может выбрать Москву». К тому же именно в момент обострения ситуации на Украине на 74-м заседании совместной парламентской комиссии Турция-ЕС в Европарламенте в Брюсселе комиссар ЕС по расширению Штефан Фюле под предлогом событий последних трёх месяцев в этой стране, усомнился «в приверженности Турции европейским ценностям и стандартам». В ситуации, когда Турция находится в сложнейшем предвыборном цикле, её таким образом лишают видимых целей, во имя которых она была бы готова и дальше следовать в фарватере западной политики. На сей счёт существуют и иные соображения.
Глава МВФ Кристин Лагард в своих выступлениях на полугодовой сессии фонда официально объявила потенциальную европейскую дефляцию угрозой номер один для хрупкого мирового роста. ЕС заявил, что намерен пересматривать и свою энергостратегию в связи с проблемами в отношениях с Россией, и концепцию развития внешнеторговых связей, которая затронет Украину, Турцию и Ближний Восток. По мнению американского финансового аналитика и статистика доктора Джима Уилли, 2014 год становится определяющим для США и всего Запада, так как введённый в политическую практику режим санкций против России стал стимулировать глобальные перемены. По мнению аналитика, «сейчас начинает формироваться евразийская ось: Россия – Китай – Индия», к которому потенциально может примкнуть и Турция. Эта позиция коррелируется и с докладом, подготовленным недавно Saxo Bank – одним из самых надёжных брокеров в мире. Saxo Bank считает, что в ходе предстоящих в мае парламентских выборов ЕС правые партии сформируют один из крупнейших блоков в новом Европейском парламенте», который обозначит «провал эксперимента ЕС». По его данным, «к концу 2014 года такие локомотивы Европы, как Германия и Франция окажутся на пороге рецессии». Слабеющая Европа может потянуть за собой экономики таких стран, как Россия и Турция. Так объёмы товарооборота между Россией и ЕС по итогам 2013 года превысил 410 млрд. долларов. На ЕС приходится не менее 60% российских зарубежных инвестиций. Что касается Турции, то и у неё на долю ЕС приходится свыше 65 % ее внешнеторгового товарооборота, исчисляемого также десятками млрд. долларов. Поэтому Россия и Турция вынуждены будут реагировать на европейские катаклизмы. Но как?
Saxo Bank прогнозирует вероятность появления форматов «хрупкой восьмёрки» в составе таких стран, как Южная Африка, Бразилия, Индия, Индонезия, Турция, Аргентина, Россия и Чили, или «устойчивой девятки», если добавить к этому списку Китай. В 2013 году на долю «Девятки» пришлось свыше 70% роста мировой экономики. В настоящий момент вклад развивающихся рынков в мировую экономику сократился, а развитые государства подошли к самой границе отрицательных экономических значений. Такое состояние эксперты оценивают как позитивный фактор, поскольку он создаёт благоприятные возможности для стран «Девятки» начать процесс структурных преобразований национальных экономик, налаживая между собой более тесное взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество. При таком сценарии, как признаёт Британский центр экономических и деловых исследований (Centre for Economics and Business Research), к 2030 году доля ВВП государств Северной Америки и Европы в мировой экономике станет меняться в пользу развивающихся экономик.Признаки таких перемен уже просматриваются в действиях Турции, расширяющей своё сотрудничество со странами Азии и Африки, и России, которая стала уделять повышенное внимание в налаживании сотрудничества со странами Азии и Латинской Америки. При этом Москва и Анкара получают реальные возможности действовать совместно в третьих странах. Реальность нового переустройства мира почувствовали даже в Азербайджане, имеющем развитые торгово-экономические, политические и военные отношения с Турцией.
Известный азербайджанский писатель, председатель Центра психологической портретологии и политического анализа Адыгезал Мамедов в интервью «Новости-Азербайджан» заявил буквально следующее: «Совершенно очевидно, что, несмотря на существующие противоречия, США и Турция были союзниками в борьбе против российского влияния. И в борьбе за недопущение русских в регион использовались идеологические посылы псевдопантуранизма, как решающего фактора в объединении тюркоязычного населения. Одним из идеологических отцов концепции регионального неоосманизма является министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Но, по всей видимости, концепция Ахмета Давутоглу не находит достаточного числа сторонников и это вынуждает турецкие власти пересмотреть своё политическое позиционирование в регионе, расширить географию и масштаб присутствия, в первую очередь, в тюркоязычной части региона.
Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что Анкара откажется от своего стремления вступить в Европейский Союз, если ей предложат полноправное членство в Шанхайской организации сотрудничества. Сегодня стратегия Эрдогана направлена на геополитическую переориентацию Турции и координацию с новыми, глобальными акторами: Россией, Китаем, Индией. Отдаление Турции от ЕС может перерасти в новую политику Турции в отношении ЕС, США и НАТО. Особенно в свете того, что после распада СССР Россия отказалась от экспансии какой-либо идеологии. Турция не видит опасностей, исходящих из России. И в настоящее время только членство Турции в НАТО осложняет отношения между этими странами. Вопрос о том, служит ли НАТО интересам безопасности Турции, или наоборот. Этот вопрос может быть поднят на повестку дня в недалёком будущем». При таком раскладе Турция перестанет быть инструментом вытеснения России из той или иной страны, или "Большого Ближнего Востока". В определённом смысле она станет даже дополнять, быть началом или продолжением общей с Россией политики в регионе. Но для этого, как пишет "Нью-Йорк таймс", «Турции необходимо выпрыгнуть из проамериканской смирительной рубашки и самоутвердиться в качестве независимого геополитического игрока». Получится ли?
Комментарии читателей (0):