Католическая и греко-католическая иерархия на восточных землях Украины и в российском Крыму окончательно политизировалась и пытается убедить Святой престол выступить против Москвы. Такой вывод можно сделать по итогам последних выступлений латинян и униатов в католической и светской прессе.
Поводом для них послужили воссоединение Крыма с Россией и массовые народные манифестации в Харькове, Донецке и Луганске. Catholic Herald приводит слова секретаря Синода епископов Украинской Греко-католической церкви Богдана Дзюраха. Он заранее уверен, что униаты могут потерять юридический статус в Крыму «под властью России». Почему? Оказывается потому, что в соответствие с российским законодательством религиозные общины на полуострове должны пройти перерегистрацию. В том числе, и греко-католики. Отсюда Богдан Дзюрах делает вывод, что «органы местного самоуправления узурпируют право» отказать в регистрации тем, кого «видят как угрозу». И прогноз: после недавней «этнической чистки» (?) можно ожидать «чистки религиозные». Причем, «чистить» власти Крыма якобы собираются «агентов Ватикана», особенно тех, которые «которые поддерживают независимость и территориальную целостность Украины». Но униатского епископа обнадеживает «выражение поддержки от папы Римского Франциска и конференций католических епископов по всему миру».
Это не первая попытка втянуть Римско-католическую церковь и лично ее главу в локальную политическую интригу на стороне «сил света», которыми, по замыслам авторов данной операции, являются сегодня Киев и Варшава. В середине марта украинскими греко-католиками и польскими латинянами уже предпринимался информационный вброс об их «бедственном положении» в Крыму. Накануне референдума 16 марта о статусе полуострова униатский священник Мыхайло Мильчаковский из Керчи заявлял, что «референдум не имеет правового статуса», «греко-католики не собираются участвовать в голосовании, поскольку оно нелегально», хотя «очень беспокоятся, что его результаты будут использованы как повод против нас». Вспомогательный (викарный) епископ католиков латинского обряда Одесско-Симферопольской епархии Яцек Пыль в интервью L`Agenzia Servizio Informazione Religiosa в связи с событиями в Крыму поэтически добавил: «Я чувствую себя как Иисус в Гефсиманском саду», возложив все упования на Господа. Правда, его коллега, епископ Одессы-Симферополя Бронислав Бернацкий оказался более прозаичным и не решился тревожить Бога, выразив надежду, что «западные политические силы смогут остановить Путина».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ныне эмоции пошли на спад. Крымские католики стали задумываться, как им жить дальше. Оказалось, что решения Киева, в частности, прекращение работы украинскими банками больно ударило по всем крымчанам, вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности. Монсеньор Пыль начал менять риторику, обращая внимание на насущные проблемы католической общины. Это и вопросы гуманитарной помощи верным, и условия служения на полуострове священнослужителей-иностранцев, и вопросы возвращения церковного имущества (в частности, в Севастополе). При этом епископ отметил, передает Vatican Insider, что им приходится начать с нуля, но так как подобное происходит не в первый раз, то «мы готовы сделать это снова. Важно то, что никто не ставит препятствий на нашем пути».
Однако вряд ли умиротворение в Крыму придется по нраву церковной польско-украинской конспирации, зараженной ересью этнофилетизма. В беседе с KATHPRESS апостольский администратор Луцкой диецезии РКЦ епископ Станислав Широкорадюк сделал примечательное заявление. Он назвал «важным событием» для Украины запланированную на 27 апреля сего года канонизацию «польского папы» Иоанна-Павла II. Многие на Украине помнят визит понтифика из соседней Польши в 2001 году, отметил епископ. Он также сообщил, что группа киевских подростков будет сопровождать делегацию священников в Ватикан на торжественную церемонию. Очевидно, что на канонизацию Иоанна-Павла II определенные церковные и светские силы в Киеве и Варшаве возлагают огромные надежды. Не исключено, что они попробуют принудить папу Франциска сделать заявления политического характера с апологией восточного курса «польского папы». Это должно будет послужить оправданием активного участия греко-католиков и латинян в государственном перевороте на Украине.
Но нужно ли это Святому престолу? С приходом нового понтифика появилась серьезная надежда на значительное улучшение отношений между Римско-католической и Русской православной церквями. В начале декабря прошлого года Radio Vaticana со ссылкой на польского кардинала Станислава Дзивиша сообщило о возможной встрече папы Франциска и патриарха Кирилла в 2016 году в Кракове в ходе Всемирных дней молодежи. Сегодня это кажется невозможным. Как заявил в начале апреля National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион, «в нынешнем гражданском противостоянии греко-католики сразу же заняли позицию одной из сторон... В Ватикане нам говорят, что на действия греко-католиков повлиять не могут, поскольку те обладают автономией. Но и отмежеваться от этих действий Ватикан не хочет. В такой ситуации стало сложнее говорить о проведении в ближайшем будущем встречи папы Римского с патриархом Московским».
Здесь требуются нестандартные ходы. Святой престол должен вспомнить, что его миссия носит вселенский характер. Дело Ватикана, как ему решать кадровые вопросы, однако поделимся своим недоумением – неужели нет больше достойных немецких, словацких, итальянских, испанских, латиноамериканских и иных священнослужителей, которые бы могли нести службу от имени Римско-католической церкви на Украине и в Крыму? Или эти земли отданы на откуп одним полякам? Это первое. И второе. Прорывным решением могла бы стать организации встречи глав церквей в Крыму. Крым – знаковое место для всего христианского мира. Полуостров подарил двух широко почитаемых как среди католиков, так и среди православных святых мучеников – папу Климента Римского и папу Мартина Римского. Подвиг святых отцов пришелся на то время, когда христианская Церковь была едина. Поэтому встреча папы Франциска и патриарха Кирилла в Крыму, как нигде и как никогда, будет свидетельствовать о сердечном намерении Ватикана и Московского патриархата забыть обиды и активизировать наметившийся с прошлого года диалог.
Комментарии читателей (0):