Российские чиновники порой похожи на неразумных детей, которые тащат в дом всякую дрянь, завернутую в красивую блестящую обертку. Они умиляются не содержимым своей находки, а внешнему виду, который зачастую бывает весьма привлекательным.
Зная их такую порочную наклонность, по близости постоянно дежурят чужие дяди и тети, которые то и дело подбрасывают им очередную порцию этой самой цветастой гадости. Со временем дети так привыкают к дармовым «подаркам», что уже не могут без них ни есть, ни спать. И требуют от родителей запустить этих «доброхотов» прямо в дом. Чтобы получать «подарки», едва слезая с утреннего горшка. И уже через некоторое время в их собственном доме появляется настоящий киоск, из которого постоянно вываливаются завернутые в красочную обертку гадости.
Так еще в 1998 году в Россию американскими дядями и тетями была завезена «игрушка» под названием ЕГЭ. Вывалилась она из «киоска», уютно расположившегося в Высшей Школе Экономики.
Американские «советники» и молодые российские «реформаторы» принялись ее активно расхваливать, нагло выдавая красивую обертку за внутреннее содержание. На самом деле внутри этой красивой игрушки была вонючая труха, которой предполагалось впоследствии пичкать простых российских школьников.
Используя традиционно лживую американскую рекламу, «продавцы» ЕГЭ начали уверять доверчивое население России в том, что теперь все у них на ниве образования будет хорошо. И что дети их (даже из самых отдаленных уголков нашей необъятной страны) безо всякого труда будут поступать в самые престижные ВУЗы, получать самое престижное образование и поступать на самые престижные должности.
И уже с 2000-го года в стране начался, так называемый, «эксперимент» по внедрению ЕГЭ. Причем, в самой его неприглядной и опасной форме – в форме тестового экзамена.
Уже тогда многие ведущие эксперты высказали серьезные опасения, что подобного рода тестовая «угадайка» может нам впоследствии весьма дорого обойтись. Потому что элементарно отучает школьников самостоятельно мыслить, и превращает весь процесс обучения в старших классах в элементарное натаскивание на тупые тестовые задания.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но уж слишком понравилась нашим минобровским чиновникам эта «конфетка» в золотистой обертке, и думать уже ни о чем не хотелось. Поэтому они начали активно, не взирая на протесты экспертов и ведущих специалистов, проталкивать идею тотальной ЕГЭизации всей России.
При этом они даже не удосужились поинтересоваться, чем же закончились игры с ЕГЭ в других странах мира. Ну, хотя бы в тех же самых США.
А закончились они там весьма плачевно. Уже к концу 90-х годов американское образование, сплошь основанное на различных формах тестирования, фактически рухнуло. И американская школа превратилась в комбинат по изготовлению недоучек и тупых потребителей. Об этом в 2005 году на конгрессе американских губернаторов, посвященном проблемам образования, прямо и открыто заявил владелец «Майкрософт», богатейший человек Америки Билл Гейтс. И в 2009 году вновь избранный президент США Барак Обама потребовал отменить все формы тестирования школьников. Включая итоговую аттестацию.
Но вот в чем парадокс: в том же 2009 году Россия, ведомая своими заокеанскими «дядюшками», наоборот, перешла к массовому, тотальному тестовому экзамену.
И лишь сейчас, набив себе массу шишек, получив огромную неуправляемую армию тестовых недоучек, заполнивших собой все престижные ВУЗы страны, российское министерство образования и науки решило вдруг «скорректировать» свою позицию по ЕГЭ.
На днях министр Ливанов сделал заявление о том, что уже с 2015 года будет отменена вся тестовая часть ЕГЭ (то есть группа заданий под литерой А). И будет расширен спектр устных вариантов экзаменационных ответов.
Следуя «мудрым указаниям» сверху, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который с пеной у рта все эти прошедшие годы отстаивал идею тестовых заданий, теперь взял под козырек и начал доказывать обратное. Теперь они будут разрабатывать «универсальные варианты». Чего и как, пока сами не знают и не понимают. И Рособрнадзор в лице своего молодого да раннего начальника Сергея Кравцова, сидевшего в свое время в Федеральном Центре тестирования и усвоившего там все «премудрости» этого глупого тестового мухлежа, тоже вдруг прозрел и решил «перестраиваться».
Что это? Реальное просветление в мозгах? Или очередная блажь, навеянная суровой правдой жизни? Время, как говорится, покажет. Но сегодня совершенно ясно одно: на поверку оказались правы те, кто еще на заре внедрения тестового ЕГЭ говорил о его нежизнеспособности и порочности. Те, кого сторонники итогового тестирования пытались обвинить во всех смертных грехах и объявляли чуть ли не «врагами народа».
Время показало, что самой оптимальной формой итоговой аттестации за курс средней школы все-таки являются традиционные классические экзамены, построенные на принципе максимального сочетания устных и развернутых письменных ответов учащихся.
Через некоторое время, думается, дойдет до наших нерадивых чиновников и вполне очевидная истина о том, что невозможно совместить в одном флаконе итоговую аттестацию за курс средней школы и вступительные экзамены в вуз. Ибо, каждый вуз должен самостоятельно отбирать для обучения у себя наиболее подготовленных и наиболее способных студентов.
Что касается коррупции, с которой, якобы, помог справиться этот пресловутый ЕГЭ, то с этой сказкой пора кончать.
Сергей Комков – президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических наук, профессор, член Союза писателей Москвы
Комментарии читателей (0):