Стало известно, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган свой первый зарубежный визит после региональных выборов совершит в Азербайджан, где проведет переговоры с президентом этой страны Ильхамом Алиевым. Конечно, это - не просто политический политес Эрдогана в сторону Алиева, который в числе первых поздравил правящую в Турции партию «Справедливость и развитие» с победой на выборах.
В этом смысле у Алиева «тяжелая рука». Напомним, что накануне саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, когда Янукович в Киеве метался между Брюсселем и Москвой, на Украину прибыл с визитом президент Азербайджана Алиев. Тогда его встречу с президентом Украины Виктором Януковичем - словно предчувствуя какой-то наступающий катаклизм - многие азербайджанские журналисты со ссылкой на «компетентные источники» квалифицировали как «тайную». В то же время украинские источники сообщили, что «Алиев выступал в Киеве в роли гаранта энергетической безопасности Украины, как и всей Европы, обещал кредиты, чтобы повлиять на окончательное решение украинского президента». Это был как раз тот самый момент, когда Янукович вел переговоры и с президентом России Владимиром Путиным. Таким образом, Алиев оказался чуть ли не в эпицентре многоходовой геополитической комбинации, которая завершилась - в своей промежуточной фазе - «евромайданом» в Киеве, воссоединением Крыма с Россией, эмиграцией Януковича и потенциальным развалом Украины.
Теперь о Турции. Накануне региональных выборов 30 марта Эрдоган позвонил Алиеву, и выразил благодарность за «разоблачение сети сторонников Гюлена в Азербайджане», которые, по его мнению, «с территории Азербайджана вели против него борьбу». Ранее турецкая разведка (MIT) передала Баку так называемый «агентурный список», в котором значились такие имена, как завотделом Администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов, вице-президент SOCAR Халиг Мамедов, председатель Госкомитета по работе с религиозными структурами Эльшад Искендеров, его заместитель Гюндуз Исмайлов, замминистра молодежи и спорта Интигам Бабаев, депутат Джейхун Османлы, директор ЦСИ при Администрации президента Фархад Мамедов, председатель Молодежного фонда Фархад Гаджиев. Внешне это напоминало операцию «Тухачевский», когда Сталину через президента Чехословакии Бенеша предоставили «красную папку» с сфабрикованной нацистскими спецслужбами доказательствами конспиративных контактов Тухачевского с германским Генштабом. После чего последовали первые аресты военачальников в рамках большой «чистки» Вооружённых сил СССР.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Баку также сделал шаг в осуществлении такого сценария, когда был отстранен от должности заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов. Затем в бакинских СМИ была развернута кампания по поводу сторонников Гюлена в высших органах власти Азербайджана, хотя ранее в тех же СМИ участились антиэрдоганские материалы с утверждениями о том, что « для Азербайджана было бы лучше иметь возврат к власти в Турции военных, поскольку почти 90% из них - это азербайджанцы». В этой связи бакинский эксперт Кенан Гулузаде справедливо задался вопросом: «Кому выгодно «бить» людей из «списка?». Мы же уточним этот вопрос: «Кому выгодно проводить по требованию Эрдогана чистку госаппарата Азербайджана, что сопряжено с дестабилизацией ситуации в республике?». Тем более что еще совсем недавно, надо полагать, не без участия турецкой разведки, гюленисты чувствовали себя в Азербайджане очень комфортно и позиционировались в качестве «проводников влияния Эрдогана». Мнение Гулузаде примечательно и тем фактом, что он считает, что «кто-то специально проецирует события в Турции на Азербайджан»
ИА REX уделяло немало внимания состоявшимся в Турции 30 марта региональным выборам. Правящая партия «Справедливость и развитие» (ПСР) набрала чуть выше 45% голосов. Основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) партия - около 30% голосов избирателей. Глава правительства Эрдоган объявил итоги выборов «грандиозным успехом (своей) партии», хотя он исчерпал свой электоральный ресурс, так и не добившись убедительной победы. Впереди президентские выборы, намеченные на 10 августа. Теперь оппозиция решила сменить тактику действий. Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу заявил о готовности оппозиции выставить своего единого кандидата в случае, если возникнет необходимость проведения второго тура. По его словам, «скорее всего, так и будет, у нас есть на уме несколько имен кандидатов». Действительно, если суммировать полученные оппозиционными партиями на выборах 30 марта голоса, то они побеждают с заметным отрывом от кандидата правящей партии, независимо от того, кто это будет - Эрдоган или нынешний президент Абдуллах Гюль. Изменить эту ситуацию могут только какие-то необычные форс-мажорные обстоятельства, которые можно будет использовать в качестве повода объявить о переносе президентских выборов на «более позднее время».
Затронутый нами сюжет был бы неполным, без упоминания еще одного факта. В ближайшие дни Баку должен посетить госсекретарь США Джон Керри. Сообщается, что этот визит состоится «во исполнение январского обещания оказывать всемерную поддержку Азербайджану». Определим позиции. Если следовать турецкой версии, что Гюлен является «проводником политики Запада», то Азербайджан вместе с Турцией, устроивший гонения на его сторонников, оказываются не стороне Запада. В то же время Азербайджан занял антироссийскую позицию по Крыму. Президент Алиев, не называя Украины, подчеркнул, что «территориальная целостность стран не может быть изменена без их согласия». В этой связи бакинские СМИ со ссылкой на высокопоставленного чиновника внешнеполитического ведомства, утверждают, что «в перспективе Азербайджан может порвать все контакты с Крымом», к примеру, «потихоньку прекратив регулярные рейсы авиакомпании «Азербайджанские авиалинии» между Баку и главным городом Крыма, Симферополем». Наконец, Запад стал повышать свои азербайджанские ставки, заявляя, что «после Крыма» возрастает необходимость диверсификации энергопоставок Европу в обход России. Отсюда вывод: либо Алиев попытается выступить в роли посредника для улучшения отношения между Западом и Эрдоганом, заручиться со стороны Запада гарантиями по сохранению власти Эрдогана, либо Эрдоган предложит Алиеву принять «новый внешнеполитический курс» и сам выступит посредником в налаживании более тесного диалога между Баку и новыми, не западными партнерами. Но как бы то ни было, становится очевидным: волны потрясений начинают достигать берегов Закавказья - с севера с Украины, с юго-запада - из Турции.
Посмотрим, что из этого выйдет. Тем более, что у госсекретаря США Керри, как показывает украинский опыт, «легкая рука» на большие перемены.
Комментарии читателей (1):