Запад заявил о расширении санкций против России. ЕС отменил проведение саммита Россия-ЕС, намеченного на 3 июня, а страны-члены заявили об отказе от двусторонних саммитов с Россией. Брюссель сообщил и о том, что «чёрные списки» пополнятся новыми именами. Кроме того, США, как заявил госсекретарь Джон Керри, «готовы переключить остриё своей атаки с отдельных физических лиц на целые сектора экономики». США также намерены дополнительно обсудить вопрос о санкциях против России и с азиатскими странами. Так внешне кажется, что эмоции захлёстывают западную дипломатию. Как отметил французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан, «европейский континент переживает самый серьёзный кризис со времени окончания «холодной войны». Однако существует множество «но».
Вступая в фазу «майданной революции», США выявили отсутствие согласованной политики с европейскими партнёрами, что доказывает запись в YouTube телефонного разговора помощника госсекретаря США Виктории Нуланд с американским послом на Украине Джеффи Пайеттом. Нуланд, используя нецензурные выражения, критически оценила политику ЕС в момент кульминации украинского кризиса, и заявила что «европейцы не должны вмешиваться в киевские события». Это наводит на мысль, что США и ЕС имели и пытались провести на Украине два сценария, которые, возможно, различались в тактике и даже в стратегии. Этот момент тонко уловил министр Турции по делам Евросоюза Мевлют Чавушоглу, который обвинил именно ЕС «в разжигании гражданской войны на Украине и провокациях против России». Он заявил буквально следующее: «Два года наши друзья европейцы пытаются сказать украинцам: «Или выберете нас, или мы не будем вас больше поддерживать». Этот подход совершенно неправильный, и европейским государствам необходимо пересмотреть свою политику». Такой же позиции придерживается и экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер, который подчеркнул, что Европа в отношении Украины должна была знать и понимать, что «эта страна расколота в культурном плане на проевропейскую и пророссийскую, и ставить её перед выбором между ЕС и Таможенным союзом было ошибкой». Поэтому будущим историкам ещё придётся немало поломать голову, чтобы понять, кто же - Вашингтон или Брюссель - является главным архитектором «украинских потрясений».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Далее в посткрымский период самые интригующие сюжеты будут появляться в системе отношений США - ЕС - Россия. В Европе с напряжением ждали американского варианта санкций против России, хотя ничто не мешало США и ЕС выработать общий план санкционных действий. 12 марта, накануне референдума в Крыму, нижняя палата Конгресса США приняла резолюцию, поддерживающую идею введения санкций против России. Американский сенат также одобрил имеющую рекомендательный характер резолюцию, содержащую призыв к президенту Бараку Обаме ввести, но только адресные, экономические санкции в отношении России, хотя накануне агентство AP предполагало (вернее, ему так сообщали правящие источники), что санкции могут стать «самыми жёсткими со времён «холодной войны» между США и СССР». Однако Вашингтон после референдума в Крыму избрал «экзотический» сценарий: визовые ограничения и заморозка счетов некоторых российских чиновников. Вслед за этим ЕС сделал то же самое, выступив со своим списком.
Могло ли быть иначе? Да, конечно. Но, по словам лидера оппозиции в германском бундестаге, председателя фракции левых Грегора Гизи, «правительство США всё время призывает к санкциям, которые в первую очередь ударят по жителям Европы, особенно по немцам, а не по США». Вашингтон действительно призывал, но не ударил. Европа не решилась.
Ещё один важный момент: страны-члены ЕС заявили об отказе от двусторонних саммитов, а, возможно, и двусторонних контактов с Россией, в то время как госсекретарь США Керри заявил, что США готовы продолжить сотрудничество с РФ по таким ключевым вопросам международной безопасности, как Афганистан, Сирия и иранская ядерная программа. Означает ли это, что на этих направлениях США будут работать с Россией без участия европейской дипломатии, лишая таким образом её возможности проведения сеансов одновременной политико-дипломатической игры на нескольких позициях? Вряд ли. Вывод: Запад, пока негласно, но признал факт воссоединения Крыма с Россией. Так, бывший посол США в СССР Джек Мэтлок заявил, что «большинство жителей Крыма – русские», и «они явно предпочли бы находиться в России». А президент Чехии Милош Земан напомнил, что «Крым никогда не был частью Украины, пока Хрущёв не подарил его Украине».
Сейчас в конкретной ситуации главной «головной болью» для ЕС является не Крым, а дальнейшая эскалация киевского кризиса и перспективы Украины как государства, возможности поиска такого политического решения, которое сохраняло бы единство Украины и учитывало бы интересы той части страны, которая ощущает себя связанной с Россией. Эта проблема не надумана, поскольку Брюссель вынужден задаваться вопросом о взятом под свою опеку «правительстве майдана». Как отмечает немецкий журнал Spiegel, выбор решений невелик: либо сохранять статус-кво в Киеве, что затруднительно, поскольку «в силу совершающихся и возможных в дальнейшем фатальных ошибок нового киевского правительства и украинского парламента, на Украине усилится процесс отмежевания других регионов», - либо «вернуться к скреплённому подписями трёх министров иностранных дел ЕС соглашению 21 февраля, в котором обещано переходное правительство и выборы президента».
В этой связи интригующе продолжают вести себя американцы. Как бы упреждая обвинения в адрес России о её «желании ввести свои войска в восточные и юго-восточные регионы Украины», госсекретарь США Керри заявил, что «в Крыму около 20 тысяч российских солдат, у которых нет возможности занять всю Украину». При этом Вашингтон именно с этой фазой операции «Украина», а не с Крымом, увязывает возможность «дополнительных серьёзных санкций против целых секторов российской экономики». В этой связи некоторые майдановские СМИ уточняют: «Запад может применить экономические санкции против России только в случае, если Путин попытается захватить земли в границах 1939 года». В свою очередь председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу сообщил, что «решения о реализации последней ступени - введения торговых и экономических санкций - пока не принято». При этом Брюссель настаивает на «немедленном размещении на Украине миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Москва не возражает, поскольку на долю ОБСЕ может выпасть важная миссия, особенно после подписания с Киевом политического соглашение об ассоциации с Украиной. ОБСЕ будет вынуждена теперь «таскать каштаны из революционного костра», который был запалён на киевском майдане не без участия ЕС.
На наш взгляд, как бы это парадоксально ни выглядело, украинский кризис принёс России и США особые дивиденды, правда, разного характера. России: Крым воссоединился с историческим материком, при любом варианте будущего устройства Украины – будь то федерализация или раскол – возрастает влияние России в бассейне Чёрного моря, на балканском и кавказском направлениях.
США: сбываются прогнозы Иммануила Валлерстайна, что ЕС остаётся большим вопросом в мировой геополитике. Евросоюз, как некогда Османская империя, превращается в «больного человека», которого расшатывает не только кризис, но и сепаратизм в Британии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Испании, а теперь уже и на Украине. Так что Вашингтон своим участием в «майдановской революции» обнажил «нервы», которые являются катализатором дезинтеграционных процессов в ЕС. Если Вашингтон добивался этого, то цель достигнута.
И ещё. Как сообщили в пресс-службе Кремля, президент России Владимир Путин и президент США Барак Обама заявили об острой необходимости совместного поиска путей по содействию и стабилизации ситуации на Украине. В то же время глава России Путин «обратил внимание на нежелание и неспособность нынешней власти в Киеве контролировать разгул радикальных и националистических группировок, которые дестабилизируют обстановку в государстве и терроризируют мирных жителей, в том числе и ту часть населения, которая разговаривает на русском языке, а также граждан Российской Федерации». В таком контексте была рассмотрена возможность направить в Украину миссию ОБСЕ, полномочия которой должны распространяться на все регионы Украины (кроме Крыма). Так что, как видим, Путин и Обама быстро помирились, операция «Украина» продолжается, а из Киева следует ждать много важных событий.
Комментарии читателей (0):