Коль суждено в империи родиться,
то лучше жить в провинции у моря
И. Бродский
Родом из ГКЧП
Референдум в Крыму обострил войну с сепаратистами. Конституционный суд и Верховная рада, «обнулили» не только решение Верховного Совета Крыма о референдуме, но и сам парламент АРК. Премьер Яценюк угрожает поймать и наказать всех сепаратистов. Видимо собирается воспользоваться опытом общения израильского МОССАД с террористами.
Но для Крыма решения Киева уже не указ. Референдум о нахождении в Украине начался и закончится с вполне понятными результатами. Следует заметить, что и Акт о провозглашении независимости Украины в августе 1991 года, и Декларация независимости Крыма в марте 2014 основной причиной своего появления называли государственный переворот. Нежелание признавать новые власти, которые сразу же приняли ряд не очень близких Юго-Востоку Украины решений, толкнуло крымские власти к быстрым и жёстким действиям по отделению Крыма от Украины. Но сепаратизм крымчан некий итог длительного движения по федерализации Украины.
С момента объявления УССР независимым государством, война с сепаратизмом/федерализмом никогда не прекращалась. С момента провозглашения независимости Украины, новые власти начали перманентную войну с сепаратистскими тенденциями в «новороссии», Бессарабии, Крыму, Закарпатье, украинской части Северной Буковины и на Востоке Украины.
Почему в Украине не могут договориться о вполне практических вещах? Перманентно возникающие протесты против центральных властей, то на Западе, то на Юго-востоке Украины связаны исключительно с «региональными особенностями» руководителей государства. Одна часть Украины категорически не хочет, чтобы ею управлял представитель другой части Украины.
Донецкие «республиканцы» и галичанские «демократы»
Теоретически этот политический тяни-толкай мог бы сформироваться в двухпартийную систему партии Юго-Востока и партии Запада и Центра Украины. Двухпартийные системы очень эффективно действуют во многих развитых странах. США, главный защитник Украины от России также вполне эффективно управляются двумя политическими партиями. Различия между республиканцами, которые считают, что нужно сначала сделать богатым человека, а он потом обеспечит сильное государство, и демократами, которые считают, что сильное государство позаботится о людях, обеспечили США эффективную систему управления государством состоящим из 50 штатов. Но это не про Украину. Украинский патриот это тот, кто считает, что только жёсткая унитарная власть является единственной формой управления государством Украина. Только в Киеве на Печерских холмах знают, какие проблемы решать, на каком языке говорить, какие праздники отмечать городам и сёлам, т.е. территориальным общинам.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Для потенциальных «демократов» с Галичины, как и для «республиканцев» с Донецкой области, основными различиями были бы не отношения к социалке и экономике. Главным различием было бы отношение к русскому языку, УПЦ МП и к героям Великой отечественной или Второй мировой войны. Наши доморощенные «республиканцы» и «демократы» едины в одном: - никакой бюджетной децентрализации, никаких полномочий на местах, никакого федерализма. Вопросы, которые являются базовыми для организации любого пространства пригодного для нормальной жизни, являются табу и принципиально не решаются. Вопрос не декларативного, а реального местного самоуправления маргинализируются в информационном пространстве и серьёзно никем не рассматриваются. Мало того любое упоминание о децентрализации и делегировании на места не только полномочий, но и денег, сразу же вызывает шквал обвинений в федерализме, а значит и в сепаратизме.
Провинция или периферия?
Российский географ Казанский в своих работах описывал географические элементы центр, периферия, провинция и т.д. Для описания нынешней ситуации в Украине с местным самоуправлением и децентрализацией, очень подходит оппозиция «провинция-периферия».
Для постсоветских территорий характерно отсутствие традиций мирного общественного устройства. За последние 100 лет (в 17 и 91 годах) в Российской империи, и в СССР, с трудом устоявшийся, наработанный опыт мирной жизни был полностью разрушен вместе с государством. Разрушены налаженные взаимоотношения внутри территориальных и религиозных общин, между общинами и государством.
Создание традиции мирной общественной жизни это основа устойчивого развития территории. На примере Европы и США, мы видим, что даже в случае кризиса (войны или мирного распада крупных империй) традиции бытовой, экономической, социальной и медицинской организации территориальных общин являлись теми «центрами кристаллизации» и быстрого восстановления эффективного общественного устройства на уровне государства. Кстати именно российские земства (основа местного самоуправления) были той последней структурой, которая сохранилась в пламени гражданской войны и распада Российской империи.
«Провинция» это территория «гармоничного заселения», которая органично связана с ландшафтом территории, на которой проживают люди. Провинция сама определяет, сколько ей нужно сапожников, а сколько рыбаков, создаёт свои особые культурные традиции, сама пишет свою историю.
«Периферия» - зависимая от Центра территория. Она рассматривается, прежде всего, как некий ресурсно-экономический придаток Центра. Жизнедеятельность «периферии» полностью зависит от центра, полностью управляется центром, поскольку центр поставляет заказы и центр определяет, сколько за них платить.
Дореволюционная провинция в СССР просто была репрессирована (примечателен разгром краеведения, выражающего именно провинциальное сознание). Советский Союз организовывал свое пространство именно как периферийное. Это было важно с точки зрения идеологии и, с точки зрения имперской унификации. Хотя в последние годы в СССР начались «провинциальные» тенденции.
Но вернёмся к нашим сепаратистско-федералистским изыскам. 22 года в Украине идёт борьба с любыми ростками «провинциализации», страна формируется как огромная «периферия», в которой руководство торгуется за определения того, где будет Центр в Брюсселе или в Москве. Совершенно очевидно, что без обширной зрелой провинции не может быть полноценной состоявшейся зрелой страны, которая сама, без указаний из центра обеспечивает свое выживание и устойчивое развитие. К сожалению, по ситуации с Крымом и Юго-Востоком мы видим, что нынешние власти Украины будут продолжать строить периферийную Украину. Сладкое, жизненно необходимое для создания «провинции» слово федерализм не скоро станет инструментом развития Украины.
Комментарии читателей (0):