Польша пытается воспользоваться «благоприятной ситуацией», вызванной кризисом на Украине, и закрепить свой «успех» на восточном и юго-восточном направлении.
Ради этого Варшава продолжает навязывать Брюсселю представление о себе как «главном эксперте» Евросоюза по украинским и российским делам. Одновременно польские политики «обрабатывают» Турцию, предлагая ей переиграть геополитические решения XVIII века, связанные с утратой государственности Речи Посполитой.Но и в первом, и во втором случае, расплачиваться за амбиции Варшавы придется Киеву и Анкаре, поскольку польский политикум рассчитывает за их счет решить проблемы собственной экономики и безопасности. Частично речь идет о фантомных страхах, которые, например, озвучивает премьер-министр Польши Дональд Туск. На днях он заявил, что Варшава «не должна бояться газового шантажа». А что, кто-то пробовал шантажировать? Не заметно. Напротив, это министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сообщает, что со стороны Евросоюза возможно введение санкций, которые повлияют на «углеводородный сектор России». Так что, похоже, дело в другом – премьер решил заранее сыграть перед внутренней и внешней аудиторией на повышение градуса конфликтности, чтобы получить электоральные и политические бонусы. Ведь если говорить об экономике, то для Польши главные опасности заложены вовсе не в энергетической сфере.
Пока польские политики много и с удовольствием говорят о том, как США и Евросоюз будут вводить меры репрессивного характера против России в визовых и финансовых вопросах, эксперты предлагают задумываться, чем такая «война» обернется для бизнеса. 2% ВВП Польши — это экспорт товаров в Россию. По мнению главного экономиста банка Credit Agricole Якуба Боровского, при сокращении экспорта из Польши на 50%, динамика ВВП страны уменьшится как минимум на 0,4% (по другим прогнозам – 1,2%). В денежном выражении потери составят около 17 млрд злотых, то есть, свыше 4 млрд евро.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как замечает колумнист Rzeczpospolita Павел Яблонский, «наше единственное оружие – агропродовольственный экспорт, который рос и совершенствовал торговый баланс», однако для россиян «польские товары и инвестиции не достаточно существенны, чтобы из-за этого менять свою политику». Dziennik Gazeta Prawna подсчитала, что только для мясной отрасли год эмбарго со стороны России – это потери на 30 млн евро. Польше придется искать замену российского рынка. Можно было бы попробовать перенаправить мощности на Украину, куда Польша экспортирует свою продукцию. В прошлом году товаров было отправлено более чем на 18 млрд злотых или 4,5 млрд евро.Однако есть одна проблема – существование самого украинского агропромышленного комплекса. В свое время с подачи президента УкраиныВиктора Януковича в сельскохозяйственную отрасль страны начал активно вкладываться Китай. Сегодня к нему присоединяются арабские инвестиционные фонды, в частности, Саудовской Аравии, отмечает глава совета директоров крупнейшего агрохолдинга Ukrlandfarming Олег Бахматюк. Он считает, что именно украинский АПК станет локомотивом роста экономики, заменив, к примеру, металлургию. Если только украинских агропромышленников не торпедируют их польские коллеги, которым не выгоден подъем конкурентов. Учитывая, что новый режим в Киеве склонен более обычного принимать политически мотивированные решения, чем экономические, нельзя исключать принесения в жертву интересов украинского АПК, дабы расплатиться за поддержку Варшавой «революции».Турция же должна для Польши потаскать каштаны из огня в Крыму. Для начала Gazeta Wyborcza потребовала от НАТО «показать России зубы».
То есть в Черном море должен был появиться натовский флот, а воздушное пространство Крыма – обозревать самолеты с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления вместе с беспилотными дронами. Но, если верить представителю оппозиционной партии «Право и Справедливость» (PiS) Адаму Хофману, Североатлантический альянс пока что не выражает особой готовности задействовать статью 4 Устава, предполагающей действия в случае, когда «территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой».Варшава вначале попыталась представить дело так, что российская армия угрожает Прибалтике. Когда из этого ничего не вышло, на сцену вышла «угроза Турции». Председатель комиссии по иностранным делам Сената Войцех Скуркевич заявил, что нельзя исключить провокации российской стороны в отношении Варшавы, однако объяснил свое беспокойство почему-то «нарушением турецкого воздушного пространства российскими самолетами». Сейчас в Анкаре с визитом пребывает президент Польши Бронислав Коморовский. Одной из тем разговора Коморовского с президентом ТурцииАбдуллой Гюлем и премьер-министром Реджепом Эрдоганом будет обсуждение российско-украинских отношений в контексте Крыма.Можно предположить, что Варшава может захотеть убедить Анкару выступить в роли потенциальной жертвы «российской агрессии», чтобы появился предлог для использования НАТО статьи 4. Но для этого польским политикам придется вначале «расколоть» турецкого президента и премьера. Известно, что Эрдоган не настроен категорически обвинять Москву во всех грехах. Удержится ли от этого соблазна Гюль – вопрос. На этом фоне турецкая пресса призывает к осторожности. Hurriyet предлагает тщательно оценить силы страны, чтобы под лозунгом «мы защитим родственный для нас народ» не оказаться «в тисках между двумя «хорошо сохранившимися» глобальными силами», как это случилось в Сирии. Так что и Анкаре, и Киеву нужно очень тщательно анализировать, что стоит за «парфянской улыбкой» Варшавы, которая ныне решает свои геополитические задачи на восточном направлении.
Комментарии читателей (0):