В свете событий происходящих на Украине, высокопоставленные политические деятели США делали многочисленные заявления относительно различных аспектов тех событий, которые являются предметом пристального внимания международной общественности. В данном контексте, весьма интересен расклад внутри американских политических элит, который требует детального анализа. Для понимания целостной картины и объективной оценки необходимо рассмотреть позиции различных центров политического влияния в США.
Первый центр – Белый Дом. В администрации президента довольно адекватно оценивают как ситуацию на Украине, так и возможности самой России повлиять на изменение сформированной в Киеве властной матрицы. Президент Барак Обама проводит консультации, как с лидерами стран ЕС, так и с российским президентом Владимиром Путиным. Более того, по сообщениям пресс-центра Белого Дома в своем последнем телефонном разговоре президент Барак Обама дальнейшее нарушение украинского суверенитета со стороны официальной Москвы повлияет на положение России на международной арене и может привести к изоляции. Под международной изоляцией подразумевается бойкот предстоящего саммита стран большой восьмерки в городе Сочи семью ее членами, представляющими «западный блок». И нельзя сбрасывать тот факт, что Белый Дом может использовать инструмент экономических санкций и даже заморозить российский стабилизационный фонд, который находится в США.
Госсекретарь Джон Керри в своих заявлениях подчеркивает общий тон Белого Дома относительно российских инициатив. Данный тон совершенно ясен – военного конфликта между Вашингтоном и Москвой быть не может. «Мы не пытаемся превратить это в битву между Востоком и Западом. Мы не хотим возвращения к холодной войне. Американская администрация с пониманием относится к тому факту, что в Крыму у России есть свои интересы. "И мы готовы действовать с россиянами против любых хулиганов, бандитских выходок, чтобы создать стабильность на Украине и позволить украинскому народу сделать свой выбор, касающийся будущего»; - подчеркнул Керри. Кстати, необходимо отметить, что данное заявление Керри первый прямой сигнал России о готовности Белого Дома искать компромиссы. Иными словами, Белый Дом признает российскую сферу влияния, ввиду того, что необходимо в дальнейшем вести с Москвой дискуссию о будущем Сирии – важнейшем внешнем вопросе для администрации Обамы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 28.09.14 Пушков сомневается в новой «перезагрузке» между Россией и США
- 05.03.14 Совет Федерации готовит законодательный ответ на возможные санкции США
- 05.03.14 Ленинопад и оборона Севастополя / Елена Чудинова
- 05.03.14 Экономическое рабство Украины: Киевская хунта получает кредит МВФ на кабальных условиях: мнения
Но при этом, президент Обама, испытывающий сильное давление со стороны других центров сил, уже по объективным и субъективным причинам не сможет долгое время отделываться заявлениями. Данную ситуацию прекрасно осознают и в Кремле, который также де-факто не заинтересован в эскалации ситуации. В данном контексте, весьма показательна последняя конференция, проведенная президентом Путиным. «В данный момент я не вижу необходимости вводить войска на Украину. Для этого необходим крайний случай»;- заявил российский президент. «Крайний случай» в нынешнем украинском дискурсе, с учетом реалий Евразийской геополитики, автоматически означает военный конфликт, и все стороны, участвующие в нынешних процессах, прекрасно это осознают.
Белый Дом сегодня стоит перед градом более серьезных внутренних и внешних проблем, что говорит о желании администрации Обамы форсировать разрешение кризиса на Украине. Так, один из ближайших советников Обамы, бывший сопредседатель комиссии по двусторонним российско-американским отношениям при Госдепартаменте Джеймс Карден отмечает: «Если украинская оппозиция хочет добиться успеха, ей стоит последовать примеру движения «Солидарность» — как предлагает Бжезинский — и перестать надеяться на напыщенные высказывания американского политического класса, которые в последнее время мы слышим со всех сторон».
Итак, второй политический центр – Конгресс. Именно об этом «напыщенном политическом классе» говорил вышеупомянутый Джеймс Карден. При этом сразу отметим, что данный центр следует рассматривать в аспекте противостояния демократических и республиканских элит. Анализируя заседания сенатского комитета по международным делам, посвященные кризису на Украине, и многочисленные заявления из уст сами конгрессменов, можно сделать вывод о следующем раскладе сил:
Большинство демократов, за исключением Ричарда Дурбина, Криса Мерфи и Тома Удолла, поддерживают общий курс Белого Дома. В частности курс Белого Дома поддерживает председатель комитета, демократ Роберт Менедес. Несмотря на то, что Менедес имеет определенные разногласия с Бараком Обамой еще в период работы последнего в Конгрессе, он является одним из ближайших сподвижников госсекретаря Джона Керри. Именно Керри в свое время, покидая пост главы вышеназванного сенатского комитета, рекомендовал на свое место Менедеса.
Но гораздо важнее, что Белый Дом получил поддержку от лидера большинства Гарри Рида, который заявил: «Соединенным Штатам не следует пока предпринимать каких-либо действий в связи с российским военным присутствием в Украине без участия европейцев. Их интересы – вот что следует поставить во главу угла, если мы собираемся прибегнуть к тем или иным санкциям». Однако, многие влиятельные демократы, такие, как председатель подкомитета по европейским делам Крис Мерфи призывают к немедленному принятию санкций против России. При этом Мерфи и Кардин призывают страны ЕС также принять санкции против России и заблокировать купные счета в европейских банках. «Сейчас самое главное заключается в том, чтобы Соединенные Штаты действовали сообща с нашими союзниками в Европе. Односторонние американские санкции против России не будут иметь сильного эффекта, если российские банки и российские олигархи сохранят возможность держать и инвестировать свои деньги в Европе».
Республиканское меньшинство, за исключением Рона Джонсона и Джефа Флейка, критикует политику Белого Дома и выступает за решительные меры. Так, лидер республиканского меньшинства в комитете по международным делам - Боб Коркер во время своего выступления обвинил Государственный департамент в том, что его представители не расширили список «Магнитского» и не предупредили Москву о последствиях. Он также заявил, что «Украина — это чрезвычайно важное государство» и что исход нынешнего кризиса «может стать фактором, влияющим на внутреннюю политику России.
Принципиально жесткую позицию по отношению к Москве заняли столь влиятельные сенаторы, как Марко Рубио (примеч. потенциальный кандидат на пост президента) и Джон Маккейн. «Президенту США следует назвать вещи своими именами и использовать в отношении поведения России в Украине термин, соответствующий реальности: «военное вторжение», а также публично признать, что «перезагрузка» закончена»; - заявил Рубио.
До сих пор непонятна позиция лидера республиканцев Сената Митча Макконела, который по признанию лидера большинства Гарри Рида, может повлиять на настроения в стане своих однопартийцев. Но, республиканцы, имеющие большинство в Палате Представителей, представляют собой внушительную силы, игнорировать которую Обама не может. И некоторые пункты, предложенные лидерам республиканской элиты, Белому Дому принять пришлось. В частности, именно республиканцы предложили заявить о бойкоте G-8 в Сочи, расширить список «Магницкого» и создать противоракетный щит в Польше и выделить действующим украинским властям финансовую поддержку.
В частности, сенатор Рубио в своем послании заявил: «Необходимо немедленно направить в Киев госсекретаря Джона Керри и министра обороны Чака Хейгела, чтобы выразить поддержку новому правительству Украины». Из предложенных республиканцами действий лишь два пункта могут быть реализованы в полной мере: бойкот G-8 и финансовая помощь Украине. Так, 4 марта 2014 года Джон Керри прибыл в столицу Украины. Газета «The New York Times» со ссылкой на высокопоставленный источник в Госдепартаменте пишет, что госсекретарь Керри планирует предложить правительству Украины кредитные гарантии в размере $1 млрд.
Президент Обама призвал Конгресс не медлить с одобрением финансовой поддержки Киеву. В свою очередь, сенатор Роберт Менендес уже заявил, что комитет работает над законопроектом, который предоставит Украине гарантии по кредиту, а также технической помощи в проведении реформ в сфере энергетики, организации выборов, укреплении гражданского общества и борьбы с коррупцией. Таким образом, нет сомнений в том, что Сенат одобрит данную инициативу в ближайшее время. Однако, в случае усугубления кризиса, демократические элиты, находящиеся под ливнем внутренней критики, будут вынуждены прибегнуть к более жестким мерам. Именно поэтому, Обама заинтересован в скорейшем разрешении кризиса. Учитывая фактор давления внутренних элит, под которым находится американский президент, Москва должна активизировать диалог с Белым Домом, чтобы снизить градус политического накала.
Комментарии читателей (3):
Москва должна?!
05.03.14 11:27 - Сообщение отредактированно модератором