Первый официальный визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию долго и тщательно готовился. Стороны долго и внимательно присматривались друг к другу, чтобы решитmся на решения прорывного свойства. Все началось с того, когда в первых числах августа 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин совершил рабочий блиц-визит в Анкару. Причем к этому маневру был подключен и глава правительства Италии Сильвио Берлускони. Москва предложила Анкаре проект строительства газопровода "Голубой поток-2" с перспективой его вывода на Израиль и Европу. Одновременно Турция приглашалась к участию в строительстве "Южного потока". Россия также была готова построить нефтепровод "Самсун-Джехан", газовое хранилище под озером Тузгелю, начать на территории Турции строительстве АЭС.
Турция понимала, что для Россия, оказавшейся в то время под "газовым прессингом" Украины, важно было обеспечить для себя обходной маневр и добиться доступа к турецким территориальным водам для строительства газопровода "Южный поток". Но Турция свое согласие на прокладку "Южного потока" в своих территориальных водах обусловила строительством трубопровода Самсун - Джейхан. Россия приняла это предложение. В ситуации, когда решалась судьба двух конкурирующих между собой проектов газопроводов - "Южного потока" и NABUCCO - для России было предпочтительнее не только нейтрализовать Турцию, но создать ситуацию, при которой Туркмениy и Азербайджан не успевали бы в срок подготовиться к осуществлению проекта NABUCCO.
Турция тогда владела инициативой и ставила задачу, как писала газета Sabah, стать главным транзитным пунктом для потоков энергоресурсов в системе Россия - Кавказ - Центральная Азия - Европа. Это не только заметно увеличивало ее геополитическую роль на Ближнем Востоке, но и, с опорой на складывающееся необычное партнерство с Россией, позволяло приступить к ведению более самостоятельной внешней политики. Не случайно на период после визита Владимира Путина приходятся главные достижения во внешней политике этой страны.
В октябре 2009 года состоялось первое заседание Совета по стратегическому сотрудничеству между Сирией и Турцией. Стороны тогда подписали соглашение о введении безвизового режима, приступили к сотрудничеству в сфере энергетики, стали проводить совместные военные учения. Турция попыталась сыграть и роль посредника в урегулировании ближневосточного конфликта, в частности, в возможном урегулировании сирийско-израильских отношений, а также в рамках внутрипалестинского диалога между движениями ФАТХ и "Хамас". При этом улучшение отношений с Сирией стало приобретать стратегическое значение с точки зрения региональной политики, так как через Дамаск Анкара выходила одновременно и на Москву, и на Тегеран.
Успешным можно считать бросок Анкары и на иракском направлении. Осенью 2009 года в Багдаде было проведено объединенное заседание кабинетов министров Турции и Ирака. Тогда было сообщено о планах по продлению железнодорожной ветки Стамбул - Багдад до Бахрейна, что позволяет связать железнодорожным сообщением Европу со странами Персидского залива. Третьим, не менее важным направлением, стала активизация сотрудничества между Турцией и Ираном, появление проектов по созданию зоны свободной торговли на границе двух стран. При этом Анкара заявила, что не разделяет опасения Запада относительно ядерной программы Тегерана, и призвала решать эту проблему политико-дипломатическими средствами. Кстати, в эту новую внешнеполитическую систему органично вписывался и армяно-турецкий диалог по улучшению взаимоотношений.
Первая версия подходов Турции к так называемому общекавказскому урегулированию сводилась к разведению проблем карабахского урегулирования и нормализации отношений с Арменией. Примечательно, что во всех перечисленных направлениях, включая и российское, в основе турецкой внешней политики лежал фактор расширения экономического сотрудничества Турции, прежде всего, с соседними странами. Как заявил на пресс-конференции в Анкаре президент РФ Дмитрий Медведев, "в этот период произошла радикальная смена в характере отношений между Турцией и Россией", что позволило президенту Турции Абдулле Гюлю в конце 2009 года дать понять, что наступило время для пересмотра отношений Турции и ЕС.
Однако режиму Гюлю - Эрдогана не удалось прорваться на кавказском направлении - довести процесс нормализации отношений с Арменией до логического конца. Вследствие этого США и Россия, поддерживавшие во многих начинаниях Турцию, стали повышать планки ожиданий по отношению к этой стране. В этом контексте нынешний визит главы России Дмитрия Медведева в Турцию качественно отличался от визита Владимира Путина.
Дело в том, что после прихода к власти в Киеве команды Виктора Януковича, "турецкий коридор" для вывода российских энергоресурсов на внешний рынок потерял, как, возможно, думают в Кремле, былую острую актуальность. Не случайно накануне визита Дмитрия Медведева Турция активизировала свою деятельность в направлении осуществления конкурирующего с "Южным потоком" проектом NABUCCO. В Баку сейчас готовится соглашение, которое будет подписано 16 мая во время визита в Азербайджан премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Точно также нельзя считать случайным, что именно сейчас Азербайджан решил снять все проблемы с ценами на поставляемый газ в Турцию, а новый документ позволяет приступить к разработкам месторождения Шах-Дениз в Каспийском море. Вслед за этим, как сообщают турецкие СМИ, Анкара намерена начать активные переговоры с Туркменией, Ираном и Ираком о поставках газа через NABUCCO. По мнению экспертов, подобный сценарий толкает Турцию вступать на путь конкуренции с Россией не только на Кавказе, но и к нейтрализации проекта строительства арабского газопровода, по которому планируется поставлять газ в Сирию и Египет. То есть речь идет именно о том проекте, который накануне в Дамаске активно лоббировал президент Дмитрий Медведев.
В этих условиях Дмитрий Медведев в Анкаре вынужден был действовать по принципу остаточного свойства, то есть говорить больше о сотрудничестве в энергетической сфере. Речь идет, прежде всего, о сооружении газопроводов "Южный поток" и "Голубой поток-2", нефтепровода Самсун-Джейхан, строительстве АЭС на территории Турции, создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности. В то же время стороны подписали множество двусторонних соглашений, которые касаются области транспорта, сельского хозяйства, энергетики, образования, туризма, сотрудничества в правоохранительной сфере.
Но России в Турции приходится работать с определенной оглядкой и по другим причинам. Как ни крути, а Турция вступила в непростой период своей новейшей истории, когда в ходе предстоящего референдума и парламентских выборов может произойти перегруппировка сил в высших эшелонах власти. Если такое произойдет, то можно будет говорить и о смене векторов во внешней политике Турции. Думаю опять-таки не случайно именно накануне визита Дмитрия Медведева в Турции резко обострилось противостояние между правящей партией "Справедливость и развитие" и Народно-Республиканской партией (НРП), которую возглавлял Дениз Байкал. Ранее он грозил премьер-министру Реджепу Эрдогану разоблачениями в коррупции. Теперь сам Байкал попался на сексуальном скандале. В турецкой газете Vakit и других общедоступных online-источниках появились кадры с интимными сценами из жизни Дениза Байкала и его соратницы по партии Несрин Байток. По всем признакам, речь идет о классической операции, проведенной против Байкала турецкими спецслужбами.
Напомним, что НРП была создана первым президентом Турции Мустафой Кемалем Ататюрком и считает себя защитницей светских ценностей. Она традиционно находится в тесной связи с военной элитой, которая активно выступает против "политики исламизации", осуществляемой режимом Гюля - Эрдогана. Это обстоятельство накладывает определенный отпечаток и на характер взаимоотношений России с Турцией, ведь именно при "исламистах" сотрудничество между двумя странами стало развиваться бурными темпами. В 2008 году Россия была самым крупным партнером Турции с торговым оборотом в 38 млрд. долларов.
Прямые взаимные инвестиции между странами составили 10 млрд., а стоимость подрядов турецких строительных компаний в России достигла 31 млрд. долларов. Теперь на словах сторонами обозначена амбициозная задача - довести объем торгово-экономического сотрудничества до 100 млрд. в год, что сопряжено с кооперацией хозяйственно-экономических комплексов двух стран. Но это будет в большей степени зависеть не столько от усилий бизнес-сообщества двух стран, сколько от дальнейшего хода событий внутри самой Турции.
Комментарии читателей (0):