Министр Турции по делам Евросоюза Мевлют Чавушоглу выступил с неожиданным заявлением. Он обвинил Европу в разжигании гражданской войны на Украине. «Украина сегодня, я надеюсь, неделима, но она уже опасно разделена. Целостность страны сейчас находится в опасности,- подчеркнул Чавушоглу.- Два года наши друзья европейцы пытаются сказать украинцам: «Или выберете нас, или мы не будем вас больше поддерживать». Этот подход совершенно неправильный».
В Турции действительно внимательно наблюдают за ходом украинского кризиса. По многим причинам. Во-первых, для Турции Украина - соседняя страна, с которой в последние годы она активно налаживала торгово-экономические отношения и политический диалог. Во-вторых, на определенном этапе Турция и Украина практически оказались в одинаковом положении относительно интеграции в ЕС, хотя Анкара во взаимоотношениях с Брюсселем имеет значительно больший исторический стаж. Но Брюссель активно продвигал проект подписания соглашения с Киевом, тогда как в отношении Анкары это решение откладывается под самыми разными предлогами.
В Турции Виктор Янукович воспринимался как политик прозападной ориентации. Но стало видно, что когда он качнулся в сторону России и отказался подписывать документ об ассоциации с ЕС, на Украине это вылилось в политический кризис, который быстро перерос в ожесточенные столкновения силовиков с демонстрантами, выступавшими под лозунгами интеграцию с ЕС. Эти силы поддержал Запад. Что касается Турции, то правительство этой страны всегда заявляло о стремлении стать частью Европы. Однако, когда летом прошлого года в стране прошло протестное движение в связи с реконструкцией парка Гази, а затем - в конце года - разгорелся коррупционный скандал, Брюссель отказался от поддержки Анкары и «заморозил» переговоры по ее интеграции в ЕС в момент кристаллизации ее новых политических и экономических интересов.
Под новыми интересами следует понимать повышенный интерес Турции к участию в интеграционных процессах на евразийском пространстве, стремление к расширению торгово-экономического партнерства с Россией. И как следствие - главу правительства и лидера правящей партии Реджепа Тайипа Эрдогана стали обвинять в стремлении «подорвать демократию» и подвергают, как Януковича, бешенной информационной атаке. Теперь за Эрдоганом прочно закрепили репутацию « исламиста», хотя по большому счету « исламскую революцию» в стране он не совершил, и следовал маршрутом европейской стандартизации.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.03.14 Турция в плену «политического тумана» / Станислав Тарасов
- 03.03.14 Черноморский союз? Москва и Анкара на Украине могут действовать вместе / Станислав Тарасов
- 01.03.14 Hurriet: Если Украина распадётся, Турция будет иметь право на Крым
- 26.02.14 Увертюра переворота: компромат и азербайджанская пропаганда – против легитимности премьер-министра Турции / Станислав Тарасов
При этом Турция стала осознавать себя уже в роли одной из ведущих стран региона, пыталась выстраивать свою внешнюю политику с Западом с учетом своих национальных интересов. Можно даже констатировать, что ее участие в так называемой « арабской весне» диктовалось стремлением , прежде всего, на западных плечах расширить и укрепить свое влияние на Ближнем Востоке. Но в итоге Турция – государство, которое на порядок сильнее Украины, почти одновременно с ней оказалась в фазе кризиса. А Эрдоган, как и Янукович, попал в ситуацию, какую трудно было недавно представить - «ни с Западом, ни с Востоком».
Более того, в правящей партии «Справедливость и развитие» началась закулисная политическая борьба за «наследие Эрдогана».Напомним, что он пытался провести изменения в Конституцию, позволяющие принять участие в президентских выборах. Сегодня эта схема фактически разрушена.
Но проблема в том, что сейчас, когда на Украине многие структуры власти не имеют своей легитимности, Запад налаживает сотрудничество с новыми властями этой страны. Так ЕС предлагает организовать конференцию доноров для финансовой помощи Украине, заявившей, что нуждается в 35 млрд. долларах. Консультации по этому вопросу европейцы проводят с рядом других стран, в том числе и с Турцией. Но стоит ли Турции, которая стремится оставаться в правовом поле, участвовать в этом проекте, рискуя своими отношениями с Россией, поскольку пришедшие к власти в Киеве политические силы в числе первых уже предприняли антироссийские шаги? К тому же украинский кризис может привести к опасным для Турции системным изменениям в бассейне Черного моря. Над этими вопросами сейчас серьезно размышляют многие турецкие политики. Они видят, что Украина очень уязвима с геополитической точки зрения. Хаос, гражданская война, и Украина может перестать существовать как государство. Как и с кем в таком случае придется выстраивать свою политику в отношении нового «дикого поля» ?
Так что, когда министр Чавушоглу обвиняет ЕС «в разжигании гражданской войны на Украине», это тот самый случай, когда Анкара громко говоря о Киеве, думает, прежде всего, о себе. Но услышат ли призывы Анкары в Брюсселе , или он будет дожидаться момента, когда в Турции, как на Украине, на сцене появятся новые, угодные ему «герои»?
Комментарии читателей (0):