Во времена давние, когда при домашних застольях не на телеэкраны пялились (их ещё в провинции не было), а пели под гитару, чаще а-капелла, помнится, у нас в Дрогобыче, рвущую голосовые связки «Костомаху». Первые её строки затягивал самый голосистый (по памяти):
Ой, як прийдe, браття, Костомаха,
Браття, Костомаха iз косов,
Я їй скажу: Будь здорова, сваха,
Будь здорова, сваха, пий зi мнов!
Остальные дружно подхватывали:
Кришталева чара – срiбнеЄ дно,
Пити чи не пити, все одно!
Эта песня, предупреждая о строгом «сухом законе» на небi, рекомендует более приятное в выборе между «пить или не пить» до последней минуты бытия, когда появляется вестница смерти в образе женского скелета (Костомаха) с косой (iз косов), которой неумолимо выкашивается всё живущее. Даже с ней, со «свахой», поющий эту песню готов выпить из хрустальной, с серебряным дном, чарки.
Деву «с косой», только заметно более упитанную, чем фольклорная Костомаха, миллионы телезрителей и тысячи очевидцев могли видеть на днях на киевской мусоросвалке, более известной как Майдан, среди переможцiв режиму. Правда, её коса была иного вида и свойства – из накладных волос, уложенных на голове в виде калача-плетёнки, точнее, венца, на манер малороссийских простолюдинок в ранге миллиардерш. Со времён «посадки», в этот венец, в глазах её прихильникiв, добавились шипы тернового происхождения. Страдальческий эффект усилился и способом передвижения свахи iз косов – на инвалидной каляске. Рискованный выбор, скажу вам: народ-победитель может не принять в лидеры страны инвалидку, и так лишённую, при отсутствии тюремного косметолога, былого очарования.
Такой способ передвижения не позволил мне назвать эту статью, как я задумал «Возвращение Бонапарта из Египта». Ведь герой-корсиканец, победитель мамелюков, въехал в Париж на белом коне, на всенародный «бал попал с корабля», не из тюрьмы. Тем не менее, возвращение на Майдан властительницы незалежных дум, в целом, стало триумфальным.
А вот название «Пити чи не пити» приходится как раз к месту. Ну, подумайте, разве Майдан – не Сiч, перенесённая из XVII века в XXI с о.Хортица на днепровские кручи выше по течению реки? С той особенностью, что после 4-месячных визвольних змагань реальная власть принадлежит панам сотникам и простым реестровым, а не панам отаманам. Тот конкурирующий между собой триумвират фашиста, боксёра и киндер-сюрприза, кроме проблемы с вольницей, владеющей улицами, получил дополнительную головную боль при явлении Юлии народу. Мало того, что предводителям государственного переворота придётся подвинуться, возможно, на «дистанцию огромного размера», неизвестным становится их дальнейшее нахождение во властной обойме, вообще. Так что для них пити чи не пити, все одно. И вполне вероятно, что эта всё ещё способная произвести впечатление пожилая уже женщина, во многих глазах на киевском политическом Олимпе видится внутренним взором не брендом совремённого государства с названием Украина – красавицей в белых одеждах, со светло-русой косой, изящно уложенной вокруг темени, а именно як Костомаха iз косов.
Уж кто-кто, а она не простит. Не только прямым обидчикам-регионалам, но и свидетелям её унижения и страданий, которые, как принято в малороссийском обществе, посчитали за благо для себя отсидеться в хатi з краю, ловя момент, когда можно без страха и пользы для себя примкнуть к лавам визволiтелiв.
Комментарии читателей (0):