В ХХI веке в Пакистане появилось огромное множество неправительственных организаций, которые под различными предлогами выбивают деньги из населения, пользуясь тем, что большинство людей безграмотны вообще и юридически и абсолютно не умеют защищать свои права.
Pakistan Green Living Association – одна солидных организаций, которая решила заняться проблемами экологии в Пакистане. Одно это уже настораживает. Какая защита экологии может быть в стране, в которой более половины населения живёт за чертой бедности? Когда миллионы детей не имеют возможности нормально питаться и одеваться, не могут (да и не особо хотят) получать образование, не имеют возможности нормально трудоустроиться.
Ну, допустим, что кому-то экология показалась актуальнее всей социальной сферы. Однако – реализация программ на практике дала «очень приличный материальный сбой» прямо в карманы организаторов. Тем не менее – обо всём по порядку.
В 2000-х годах группа весьма обеспеченных граждан из Карачи решила заняться экологией и создала Green Living Association. Много времени и средств это не заняло – регистрация в Пакистане весьма формальна. Однако – бизнесмены Пакистана и европейского мира имеют весьма существенное отличие. И если вторые могут совершать действительно благотворительные поступки, тратя на это миллионы долларов, то первые никогда так не поступят. Ибо здесь – главная цель заработать, даже на благотворительности.
Этот постулат, кстати, имеет отношение не только к данной организации. Большинство благотворительных организаций мирового уровня не могут понять, куда уходят деньги в Пакистане, поскольку они пропадают просто стремительно и при этом ничего не развивается, все стоит на месте.
Хотя, если вдуматься – то объяснение этому явлению самое элементарное, и свойственен данный процесс не только Пакистану, но и вообще всем бедным странам. Так называемый «эффект голодного детства».
Мне приходилось наблюдать, как в Пакистане едят бедняки. Нет, не ту еду, на которую сами заработали, а ту, которую им дали бесплатно в неограниченном количестве. Они будут есть и есть до последней крошки и до последней возможности. Потому что «голодное детство» подсказывает, что завтра еды может и не быть, а поэтому – нужно съесть максимально много, даже если от этого будет плохо. Нет в голове тормозных реакций на насыщение. Вот также и с бизнесом и пакистанской элитой – нет тормоза на насыщение деньгами. За всю свою чуть более чем полувековую историю страна пережила огромное количество переворотов и потрясений. Нет стабильности, а поэтому – и нет предела обогащению. Всё, что удаётся заработать – легально или нет (это уже совсем другой вопрос) вкладывается в золото, счета, недвижимость, приобретение заграничного гражданства (как возможности безболезненного отхода в условиях политического кризиса). Поэтому – и благотворительности, особенно за свой счёт, нет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Поэтому цели - декларируемые и реальные – благотворительных организаций очень разнятся. И пути к этим целям – далеко не чистоплотны.
Вспоминая незабвенную организацию Greenpeace можно увидеть сколь многого можно добиться на пути защиты экологии. Я не о тех «экстремально зеленых», которые хотят вернуться в мир дикой природы, которого впрочем практически и не осталось. Я за разумную экологию, за оптимизацию производства, сохранение невосполнимых ресурсов и прочее, что действительно возможно и нужно делать в современном стремительно меняющемся мире. Уже несколько групп ученых предсказывают что Земля прошла или почти прошла «точку невозврата» - т.е. тот предел, в котором человечество может выживать за счет количества природных ресурсов. За ней – их просто не хватит на всех.
Но теперь – к пакистанскому вопросу. Green Living Association вроде на первый взгляд ставит перед собой благородные цели. Защита окружающей среды, возрождение лесов (очень актуально для Пакистана, где из-за тотальной вырубки обмелели все реки), озеленение городов... Однако, пути достижения этих целей мягко говоря, вызывают изумление, если не сказать больше. Она не устраивает акций по закрытию вредных производств – впрочем, было бы что закрывать, в стране энергетический кризис и производства останавливаются сами собой. Они также не пытаются поддержать целый пласт общества – далитов-цыган, которые в основном занимаются сбором и утилизацией мусора. Даже мероприятия по озеленению не проводятся или проводятся в виде акций для чиновников «посади дерево» - довольно бессмысленно в рамках PR-программ.
Основным инструментом эко-бизнеса организации стали дети. Не все подряд – только из обеспеченных семей.
Начиная с 2007 года организация проводит эко-викторины среди детей разных возрастов. Все казалось бы неплохо – дети, по-идее, должны узнать нечто новое для себя из области природы и экологии, те, кто покажет наилучшие результаты – получить призы. Однако – так только на первый взгляд, если углубиться в ситуацию итоги станут совершенно другие.
Начать стоит с того, что порядка 95% пакистанских школьников делают домашние задания не сами, а с помощью репетиторов (тьюшен). Роль ребенка в такой викторине сводится к тому, чтобы переписать верные ответы, найденный учителем, в опросную форму.
Более того – сами вопросы – это PR-акция Green Living Association, поскольку большинство из них составлены по книгам самой ассоциации и эти книги размещены на их собственном сайте в свободном доступе. Что позволяет в кратчайшие сроки создать видимость активности ресурса и повысить посещаемость. Оставшаяся часть вопросов также не сложна – при умении гуглить, найти ответы можно за несколько минут.
Так что – большинство детей вполне реально могут ответить на викторину на 100% правильно. А вот с призами и подарками возникают определённые сложности.
Как выбрать тех, кто достоин эти призы получить? Оказывается очень просто – все определяется предпочтениями сотрудников Green Living Association.
Как следует из официального письма Green Living Association на соответствующий запрос:
We receive a number of Quiz Sheets with the right answers and if more than one student get the highest marks then our panelists decide the winners through a draw among the high performers.
(Мы получаем некоторое количество листов викторины с правильными ответами, и если более чем один ученик получил высшую оценку, то решение кого именно наградить принимают наши эксперты).
Это нонсенс. Особенно вкупе с тем, что написано выше, а именно – ответить правильно проблемы не составляет – был бы интернет под рукой.
Более того, об этом условии участия детей и их родителей не предупреждают. Ни на сайте организации, ни на опросных листах викторины данное условие – выбор победителя экспертами организации, не указано. И многие дети вполне серьезно рассчитывавшие на победу, оказываются жестоко обманутыми. Более того – участие в викторине – это дело не бесплатное, стоимость получения опросного листа около 2 долларов США – цена для Пакистана не маленькая. Даже если считать, что викторина не проводится среди бедных школ – в ней могут принять участие только дети со средним или более достатком.
Как же может реально происходить выбор победителя?
На опросном листе есть отдельная графа – в которую нужно вписать 5 родственников или друзей, которые помогали отвечать на вопросы. Согласно пакистанской логике – в первую очередь будут вписаны родители. И именно это, видимо, решает все. По именам родителей очень легко узнать – каких именно детей нужно наградить. Победителями год от года становятся дети местных чиновников и депутатов, банкиров, бизнесменов и прочей местной элиты. Те, которые могут вложить в Green Living Association деньги. И не только, те кто могут предоставить те или иные льготы, привилегии, концессии и прочее. Ибо первое правило существования в Пакистане – окажи услугу тем, кто оказал тебе услугу. А в данном случае – приз ребенку – это услуга родителю. Тем более – что для Green Living Association дать призы десятку детей за счет миллионов участвующих (которые оплатили участие) ничего не стоит и затрат не несёт.
В общем-то ничего особенно необычного в такого рода местничестве для Пакистана нет. Однако, во-первых, данная викторина нарушает права детей, уже хотя бы потому, что вышеприведенный параграф об отборе победителей экспертами организации нигде не приводится, ни на сайте, ни на опросном листе. Тем родителям, которые пытаются протестовать против явной несправедливости конкурса – говорить не дают, как раз таки рассылая такие вот официальные письма в которых написано об отборе. А во-вторых, ничего полезного для экологии викторина не несет, только помогает привлекать дополнительные средства в карманы организаторов. Такой вот эко-бизнес по-пакистански.
Кстати – викторин этих не одна, их несколько, проводящиеся в разное время среди школьников и студентов разных групп и категорий. А значит – щупальца эко-спрута тянутся дальше и дальше.
Итог акций Green Living Association – расшатанные нервы родителей и детей, по-прежнему бедственное состояние экологии и наполненные деньгами и связями карманы организаторов. Удобно, не правда ли? И очень, очень выгодно!
|
|
Комментарии читателей (0):