Сообщение о том, что Россия создаст за рубежом сеть русских школ, вызвало много дискуссий в СМИ, блогосфере и социальных сетях. Русский мир встрепенулся и обрёл надежду, что матушка-Россия наконец-то вспомнила о своих предательски кинутых 25 миллионах русских граждан, брошенных Горбачёвым и Ельциным на растерзание этнократическим режимам, возникшим на постсоветском пространстве. «Но недолго музыка играла…». МИД РФ погорячился: Москва не будет создавать полноценные русские школы за рубежом. Глава российского МИДа говорил лишь о создании и поддержке воскресных школ, школ дополнительного образования и организации школ при дипломатических представительствах РФ за рубежом.
ИА REX: Можно ли возродить образование на русском языке на постсоветском пространстве? Когда же Россия развернётся лицом к своим соотечественникам?
Сергей Скоков:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Многое, очень многое изменилось в мире с тех пор, когда была написана классическая сталинская работа "Марксизм и вопросы языкознания", автор которой сделал всё мыслимое и немыслимое, чтобы русский язык начали изучать в странах Западной и Восточной Европы, на Дальнем и Ближнем Востоке, на Африканском континенте, в Латинской Америке и даже в оплоте мирового капитализма – США. Не стало великого государства, которое обеспечивало своей мощью лавинообразное распространение русского языка по всему свету, увеличивало число желающих приобщиться к знаниям, науке через советскую русскоязычную систему высшего образования. Не стало великого государства, и целостность русского народа была разрушена с падением красной империи, развалившейся по национальным границам. Русский народ в одно мгновенье превратился в крупнейший в мире разделённый народ, огромные части которого остались, по существу, брошенными на территориях бывших братских республик. И единственной связью и опорой для всех нас по-прежнему является наш родной русский язык!
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Совершенно очевидно, что без поддержки устремлений граждан бывших советских республик изучать русский язык, и в первую очередь тех граждан, которые являются русскими по национальности, связь эта постепенно будет прервана. Единственный субъект, способный поддержать такие устремления и сохранить хотя бы на постсоветском пространстве наш язык, – это российское государство в лице ряда профильных министерств и ведомств – Министерства иностранных дел, Министерства образования и науки, Министерства культуры, Министерства связи и массовых коммуникаций и даже Министерства обороны.
В связи с этим целесообразно выделить две стороны проблемы распространения русскоязычного образования (русскоязычных школ) – внешнюю и внутреннюю. Внешний аспект дела связан с тем, что процесс урегулирования двусторонних межгосударственных отношений в такой важной и деликатной сфере, как определение статуса языка, например, это очень сложный, долгий и кропотливый процесс. Правящие элиты отдельных бывших советских республик, сформированные преимущественно по этническому принципу, в течение четверти века активно реализуют курс на максимальное распространение собственных национальных языков, что вполне логично в свете обретения этими странами независимости. Однако это означает, что в явной или неявной форме будет страдать и давно уже страдает русскоязычное население этих стран, что сокращается сфера употребления русского языка. За примерами далеко ходить не стоит. Вспомните, как мучительно шёл процесс придания статуса второго государственного языка русскому языку на Украине, и вспомните, чем этот процесс закончился. И ведь это происходит в стране, значительная часть населения которой разговаривает по-русски и история которой наиболее тесным образом переплетена с историей России!
Преодоление сопротивления правящих элит, преодоление их страха перед господством русского языка, развенчивание их политического козыря в виде борьбы за сохранение национальных идентичности и языков – крайне сложная внешнеполитическая и информационно-психологическая задача, которая под силу нашим министерствам и ведомствам только при должной подготовке, материальном обеспечении и координации действий. Поэтому даже тот незначительный, на первый взгляд, шаг – решение об открытии и поддержки за рубежом русских воскресных школ и школ дополнительного образования – это уже дело не малое.
Внутренний аспект проблемы крайне слабого распространения русскоязычного образования (русскоязычных школ) заключается в несовершенстве собственно российской системы образования, в слабости и относительной неразвитости нашей экономики, фундаментальной и прикладной науки. Наивно говорить о том, что руководство российского внешнеполитического ведомства не прикладывает достаточных усилий по защите интересов русскоязычного населения, проживающего в других странах, если отечественная система образования не является привлекательной и не может пока конкурировать с ведущими западными системами образования. Более того, после получения российского диплома нужно ещё и трудоустроится по специальности, а это для большинства граждан сопредельных государств зачастую серьёзная проблема.
Кроме того, налицо резкое падение уровня образованности нашего населения (тенденция, как говорят некоторые аналитики, общемировая, но нам от этого не должно быть легче). Наши люди попросту перестают читать и грамотно писать по-русски – это тренд, который невозможно не заметить, которому посвящено большое количество публикаций и дискуссий. Если нам в короткий срок не удастся переломить обозначенные негативные тенденции, то рассчитывать на расширение ареала распространения русского языка и увеличения числа русскоязычных школ в ближайшие годы не следует, даже в сопредельных государствах.
Хотя, конечно же, есть и приятные исключения. Насколько мне известно, благодаря усилиям министерств иностранных дел и министерств образования России и Финляндии была достигнута договорённость о том, что финский и русский языки соответственно будут изучаться в средних школах наших стран в качестве иностранного (естественно, в приграничных районах). Если это так, то это немалое достижение в налаживании двухсторонних связей, в диалоге культур. Но кроме всего прочего этот факт ещё и означает, что интерес к нашему русскоязычному миру не угас.
Комментарии читателей (0):