Накануне открытия международной конференции по Сирии «Женева-2» AsiaNews пишет о возникновении оси Тегеран-Москва-Дамаск. Издание цитирует российских аналитиков, которые предположили наличие совместного российско-иранского плана по Сирии. Директор информационных проектов ПИР-центра Андрей Баклицкий отмечает, что Москва и Тегеран поддерживают президента Башара аль-Асада и политическое урегулирование конфликта, это единственное, что сейчас работает, Запад не имеет альтернативы. Но проблема в том, что Иран отвергает предложения, которые бы могли открыть путь для формирования переходного правительства на смену кабинета Асада. А это уже не совсем устраивает США. Что будут делать Москва и Тегеран? Директор Института стратегических оценок Александр Коновалов подчеркивает в этой связи, что большая часть российско-иранского диалога посвящена обсуждению того будущего, которое сложится после «Женевы-2».
Американские епископы призвали Конгресс принять меры, чтобы положить конец насилию в Сирии и помочь решению проблем более 2 миллионов беженцев, передает Catholic News Agency. «Сирийские беженцы заслуживают повышенного внимания со стороны международного сообщества», - заявил 7 января глава комитета Конференции католических епископов США по вопросам миграции викарный епископ Сиэтла Эусебио Элизондо на слушаниях в подкомитете Сената по правам человека. Многие дети потеряли своих родителей. Женщины и девушки сталкиваются с сексуальным насилием, а мужчин и юношей принудительно заставляют участвовать в гражданской войне. Епископ Элизондо предложил законодателям удалить «несправедливые препятствия» иммиграционного законодательства США для более лучшего приема беженцев. По его словам, американские власти могли бы дополнительно принять, по крайней мере, 15 тысяч сирийцев, в чем содействие готовы оказать католический епископат и аффилированные агентства.
Ситуацию в Сирии и на Ближнем Востоке в интервью Katholische Nachrichten-Agentur прокомментировал эксперт Питер Шолль-Латур. Три года назад так называемая «арабская весна» вызвала надежду на демократизацию Ближнего Востока. Но, замечает эксперт, в мире арабских государств, похоже, существует лишь выбор между исламской теократией и военной диктатурой. Запад зачастую лицемерит, рассуждая о правах человека и свободах. Так, одним из важнейших партнеров Германии на Ближнем Востоке является Саудовская Аравия, где не соблюдаются права человека и нет демократии. Сирия на этом фоне до начала гражданской войны была светским государством, которое практически не провоцировала конфликты с соседними странами. Поэтому было бы предпочтительным оставить у власти президента Башара Асада как «наименьшее зло». Что касается более общих вопросов урегулирования на Ближнем Востоке, то Питер Шолль-Латур обращает внимание на географию поездки в мае этого года в регион папы Римского Франциска. По мнению эксперта, было бы желательно, чтобы понтифик посетил также Ливан. Ливанские христиане должны понять, что их надежными союзниками являются шииты, а не сунниты из доминирующей партии Саада Харири, которую поддерживает Саудовская Аравия. На фоне движения Харири шиитская «Хезболла» выглядит более терпимой к христианам, заключает эксперт.
Тунис отпраздновал три года после падения режима Бен Али и ждет новую Конституцию. Об этом репортаж Radio Vaticana. Спустя годы Тунис по-прежнему далек от достижения целей, ради которых собой пожертвовали многие люди. Процесс нормализации осложняют политические разногласия и социально-экономическая нестабильность. О трудностях подготовки проекта новой конституции рассказывает журналист и писатель Марчелло Эмилиани. Победившая на выборах 2011 года Партия возрождения не смогла дать ответы на два самых больших вопроса в стране: экономический кризис и проблемы безопасности. Политики не способны договориться о том, какими полномочиями должен обладать глава Туниса, слишком еще свежи воспоминания о «диктаторском правлении» президентов Бургибы и Бен Али. Плюсом же можно назвать договоренности о принятии конституционной нормы, которая вводит принцип равенства между мужчинами и женщинами для выборных и назначаемых должностях.
Католицький Оглядач публикует обращение униатского Украинского католического университета (Львов) по поводу дальнейшего обострения общественно-политической ситуации на Украине. «Рождество праздновали не все, - говорится в обращении. - Власть использовала это время, чтобы подготовить пакет законов, которые превращают Украину в полицейское государство. Власть сделала очередной шаг, который приводит к дальнейшей эскалации политического противостояния и общественной напряженности. Депутаты от провластных партий не могли не знать, что демонстративное нарушение регламента при принятии закона № 3879 сделает его нелегитимным и неприемлемым в глазах народа. По своей сути этот грубо навязанный закон нарушает демократические права и конституционные свободы граждан Украины, в частности свободу совести, взглядов, слова, информации, собраний, ассоциаций, коммуникации, передвижения, право собственности и приватности. Светлая память студентов и преподавателей Львовской богословской академии, исторической предшественницы нашего Университета, отцов Николая Конрада, Андрея Ищак, Романа Лиска, Алексея Зарицкого и других мучеников и исповедников, отдавших свою жизнь, отстаивая Богом данное человеческое достоинство в темные времена нацистского и коммунистического тоталитаризма на украинских землях, не дает нам права молчать, когда оказывается несправедливость по отношению к гражданам современной Украины».
«Письмо министерства культуры Украины с угрозами в адрес Украинской греко-католической церкви показывает некомпетентность чиновников», - заявил в интервью Katolicka Agencja Informacyjna отец Стефан Батруш, униатский приходской священник из Люблина. Украинские законы гарантирует свободу вероисповедания, в том числе, право молиться, заявил отце Батруш. Между тем, в списке претензий УГКЦ власти предъявили то, что на «евромайдане» были греко-католические священники и стояли их палатки, в которых люди молились. Но палатка – это не постоянный храм, ее поставили только из-за неблагополучных погодных условий. Тем более что с начала протестов на «евромайдане» там присутствует духовенство всех христианских церквей на Украине: католики, православные и протестанты. Они читают молитвы перед началом митингов, благословляют протестующих и обращаются к ним с проповедью. В этом духовном измерении «евромайдан» очень связан с УГКЦ. Поэтому власти выбрали в качестве основной мишени униатское духовенство. В то же время, отмечает отец Батруш, становятся активными некоторые движения православных граждан, которые выступают против европейского выбора Украины. Однако, что интересно, эти организации не имеют поддержки со стороны Украинской православной церкви Московского патриархата.
У микрофона Radio Vaticana первый епископ епархии святого Владимира Великого в Париже УГКЦ Борис Гудзяк. Протесты на Украине – это нечто большее, чем реакция на измену европейскому выбору, говорит епископ. Важно понимать историю Украины, в которой на протяжении XX веке были убиты семнадцать миллионов человек. Таким образом, протесты есть явление не только политическое, но и антропологическое, психологическое и духовное. Церковь на Украине старается быть ближе к народу. И сотни священников молятся, каждый день начинается с экуменической молитвы, это радость «евромайдана» является выражением написанного в Евангелии. Запугивание властями верующих и священников для УГКЦ не в новинку. С 1945 по 1989 годы все епископы были арестованы, униатская церковь считалась незаконной. Но когда УГКЦ вышла из подполья, она приобрела особый моральный авторитет в стране. Сегодня мы являемся крупнейшей силой гражданского общества. Эта угроза, очень серьезная угроза, поэтому государственные органы могут на самом деле стремиться контролировать даже церкви.
Комментарии читателей (2):