Российский ритейл: отчет и прогноз

ИА REX представляет обзор "Розничная торговля: Уже не так все дешево", подготовленный аналитическим департаментом Банка Москвы.
7 мая 2010  14:27 Отправить по email
Печать

Аналитики пересмотрели модели по компаниям розничного сектора (X5 Retail Group, Магнит, Дикси, М.Видео и Росинтер) с учетом последних операционных и финансовых данных торговых сетей, а также новых макропрогнозов и WACC.

- В результате корректировок повышены целевые уровни на 10-66%. Фаворитами являются акции X5 Retail Group (потенциал роста цены до целевого уровня превышает 40%). Более того, с начала года динамика акций X5 Retail Group выглядела заметно хуже других компаний сектора, что сложно объяснить фундаментальными причинами. Также выставляется рекомендация "покупать" для акций Дикси, потенциал роста которых составляет 21%. Аналитики считают, что акции Магнита, М.Видео и Росинтера уже справедливо оценены рынком и заслуживают рекомендации "держать" (Магнит и М.Видео) и "продавать" (Росинтер).

- С точки зрения оценки по мультипликаторам существенно дешевле по сравнению с аналогами выглядит только Дикси (дисконт составляет более 30 %), что объясняется ее корпоративными рисками (проблемы с логистикой привели к неожиданно резкому снижению трафика в 2009 г.).

- Все анализируемые в обзоре компании смогли увеличить продажи в кризисном 2009 г. Лучше всего дела обстояли у продуктовых ритейлеров, которые продолжили инвестировать в рост торговых площадей, а также смогли увеличить сопоставимые продажи (за исключением Дикси). У М.Видео и Росинтера сопоставимые продажи в кризис сократились более чем на 10% в основном из-за падения трафика, что обусловлено высокой цикличностью бизнеса. В 1-м квартале 2010 г. Отмечается ускорение роста выручки у Магнита, Дикси и Росинтера.

- В кризис сети уделяли больше внимания повышению эффективности бизнеса. В частности, продуктовые сети оптимизировали количество работников, а также повышали уровень централизации поставок. Не исключено, что по мере восстановления уровня продаж на кв. м рост рентабельности может превысить ожидания, особенно это касается X5 Retail Group и Дикси.

- В целом аналитики позитивно оценивают перспективы роста анализируемых в обзоре компаний: среднегодовой темп роста выручки в последующие 5 лет превысит 15% (в руб.), а EBITDA – 17%. Высокие темпы роста бизнеса обусловлены сохраняющимся потенциалом роста рынков розничной торговли и общественного питания.

- Кризисные явления в экономике, начавшиеся в конце 2008 г., привели к резкому торможению роста розничной торговли. Однако уже в августе 2009 г. динамика торгового оборота начала улучшаться, чему способствовали снижение безработицы и рост реальных располагаемых доходов. Возобновление кредитования и дальнейший рост потребительской уверенности станут драйверами для ускорения темпов роста оборота розничной торговли и выручки сетей.

Обзор рынка розничной торговли и общественного питания

В августе-сентябре 2009 г. снижение оборота розничной торговли и общественного питания достигло дна. Начиная с этого времени статистические данные Росстата указывают на постепенное восстановление потребительского спроса. Этому способствуют:

  • Улучшение ситуации с безработицей. На конец февраля 2010 г. Количество безработных снизилось до 6.4 млн человек (8,6% экономически активного населения), в то время как в пик кризиса данный показатель достигал 7,1 млн чел.
  • Восстановление реальных располагаемых доходов населения. С сентября 2009 г. данный показатель ни разу не снижался г-к-г.
  • Снижение задолженности по заработной плате почти в 2 раза до 4 млрд руб. по сравнению с пиком кризиса.

В результате статистика по обороту розничной торговли и общественного питания начала заметно улучшаться. В сегменте непродовольственных товаров и общественного питания снижение в реальном выражении еще продолжается, однако темпы снижения заметно сокращаются. Особенно воодушевляет сегмент питания "вне дома", где наблюдалось наиболее сильное сокращение спроса в пик кризиса.

Очевидно, что для дальнейшего ускорения темпов роста оборота розничной торговли потребуются увеличение кредитования физических лиц, а также повышение уверенности потребителей. При этом кредитование восстанавливаться пока не спешит, а индекс потребительской уверенности хоть и демонстрирует рост, но пока находится на уровне 2006 г.

Розничная торговля в регионах

В регионах, как и следовало ожидать, кризис оказал более сильное негативное влияние на потребительский спрос, чем в центральных областях, в частности в Москве. Помимо Центрального ФО стоит еще отметить Южный ФО и Дальневосточный ФО, в которых снижение оборота было меньше, а восстановление идет быстрее, чем в других округах.

Напомним, что покрываемые нами публичные продовольственные сети (X5 Retail Group, Магнит и Дикси) почти не представлены в Сибирском и Дальневосточном ФО. Наилучшее расположение магазинов с точки зрения ситуации в розничной торговле в регионах имеет Магнит – более 90% магазинов находятся в ЮФО, ПФО и ЦФО. Кроме

того, до кризиса ЮФО и ПФО были одними из самых быстрорастущих регионов. У X5 Retail Group большая часть магазинов расположена в ЦФО (около 48%), однако немалая часть находится в СЗФО (около 30%), где розничная торговля продуктами питания довольно заметно пострадала от кризиса.

Дикси, на наш взгляд, имеет наименее привлекательное расположение – 45% магазинов находятся в СЗФО (30%) и УФО (15%), в которых кризис ощущался наиболее сильно, остальные – в ЦФО. Тем не менее, стоит отметить, что в УФО до кризиса наблюдались одни из самых высоких темпов роста.

Среднесрочный прогноз развития потребительских рынков

Несмотря на стагнацию розничной торговли в 2009 г., мы считаем, что этот сектор остается довольно привлекательным: с уровнем оборота на душу населения приблизительно в $ 4 000 Россия в 2-3 раза отстает от развитых стран. То же самое касается и сегмента общественного питания: расходы на питание вне дома

на человека в год в России составляют около $200 против более $1 000 в развитых странах.

Отрыв по абсолютному показателю компенсируют более высокие темпы роста в секторе. До кризиса темпы роста в России были одними из самых высоких в мире. Кроме того, даже в период кризиса (2008-2009 гг.) падение оборота розничной торговли в России оказалось менее значительным, чем в странах Балтии, Греции, Румынии, несмотря на

сырьевую направленность российской экономики. Во многом это обусловлено низкой долговой нагрузкой российских домохозяйств. Этот же фактор вкупе с ростом цен на экспортируемое сырье поможет российскому ритейлу восстановить прежние темпы роста.

Если сравнивать Россию с Китаем, Индией и Бразилией, то российский рынок ритейла выглядит более зрелым (по уровню среднедушевых расходов). Кроме того, потребительский спрос в России более подвержен влиянию экономических циклов ввиду сырьевой направленности экономики (в докризисные годы спрос рос быстрее, в кризис

произошло падение). Это, в свою очередь, увеличивает риски инвестиций в акции российских ритейлеров и может объяснять их дисконт по мультипликаторам по отношению к китайским, индийским и бразильским аналогам.

Наибольшие темпы роста оборота до кризиса наблюдались на рынке общественного питания (рост рынка составлял в среднем 30% в год). Далее следует продуктовый ритейл. Оборот на рынке бытовой техники и электроники рос в среднем не более чем на 10% в год (невысокие по сравнению с двумя вышеперечисленными рынками темпы роста были обусловлены снижением курса доллара по отношению к рублю, а также быстрым моральным устареванием продукции, ведущим к снижению цен).

Концентрация рынков

Продовольственный ритейл в России характеризуется низкой степенью консолидации: доля ТОП-5 продовольственных розничных сетей в России составляет всего 11%, что сопоставимо с такими странами, как Китай, Индонезия, Малайзия, однако значительно ниже показателя в развитых странах (более 50%). Это создает потенциал для увеличения сетями своей доли рынка. Самым активным консолидатором является X5 Retail Group.

На рынке БТЭ уровень консолидации уже довольно высокий (ТОП-4 сети контролируют более 60% рынка) и сопоставим с другими странами. Вследствие кризиса некоторые перегруженные долгом сети были вынуждены закрывать свои магазины. Это, в свою очередь, привело к перераспределению рыночных долей. В частности, компания "М.Видео" смогла увеличить свою долю рынка с 18 до 23%.

На рынке ресторанного питания России концентрация игроков низкая (ТОП-5 контролируют не более 10% рынка), что сопоставимо с другими странами. Низкий уровень концентрации объясняется тем, что рынок питания вне дома значительно более сегментирован, чем вышеперечисленные рынки. Кроме того, эта отрасль характеризуется

невысокими показателями выживаемости бизнеса. Наиболее концентрированным является сегмент быстрого питания. В сегменте демократичных семейных ресторанов, в котором работает Росинтер, доля ТОП-5 составляет около 30 % и, на наш взгляд, вряд ли может значительно увеличиться в ближайшие годы.

Регулирование розничного рынка

Двухлетнее противостояние ритейлеров и производителей вылилось в конце прошлого года в принятие закона "О торговле", который вступил в силу 1 февраля 2010 г. Внесенные в закон статьи в целом ограничивают деятельность продуктовых ритейлеров:

  • предельные сроки расчета ритейлеров с поставщиками по продовольственным товарам ограничиваются 10-45 календарными днями;
  • ритейлерам запрещается включать в договор поставок любые вознаграждения от поставщиков кроме объемной скидки в размере максимум 10% от закупочной цены товара, причем данное ограничение распространяется только на продовольственные товары;
  • ритейлерам запрещается открывать новые магазины в субъектах федерации, Москве и Санкт-Петербурге, городских округах и муниципальных районах, если доля этих компаний в розничном обороте продовольственных товаров превышает 25%.

Статья о бонусах почти не скажется на финансовом состоянии ритейлеров, так как они могут договориться с поставщиками о снижении закупочной цены. Кроме того, закон не запрещает заключать договор об оказании маркетинговых услуг. Единственное опасение в новом законе вызывает антимонопольная статья, которая может стать сдерживающим фактором развития торговых сетей в России. Однако на данный момент ее применение ограничивается отсутствием статистики.

Итоги 2009 г. и 1-го квартала 2010 г.

Все анализируемые в данном обзоре компании (X5 Retail Group, Магнит, Дикси, М.Видео и Росинтер) смогли увеличить продажи в кризисном 2009 г. Лучше всего дела обстояли у продуктовых ритейлеров, которые продолжили инвестировать в рост торговых площадей, а также смогли увеличить сопоставимые продажи (за исключением Дикси, у которой в связи с проблемами в логистике сопоставимые продажи снизились на 6%).

У М.Видео и Росинтера сопоставимые продажи в кризис сократились более чем на 10% в основном из-за падения трафика, что обусловлено высокой цикличностью бизнеса. Кроме того, Росинтеру пришлось закрыть часть своих корпоративных ресторанов. М.Видео, напротив, благодаря отсутствию долга, а также воспользовавшись слабостью своих конкурентов, смогла увеличить торговую площадь и долю рынка.

Средний чек снижался у всех анализируемых сетей. Основной причиной снижения стало смещение спроса в сторону более дешевых товаров. Помимо этого, почти все продуктовые сети в 2009 г. усилили свою промоактивность, снизив цены на часть ассортимента, что также оказало негативное влияние на величину среднего чека, но стимулировало трафик. Особенно успешной маркетинговая политика была у X5 Retail Group, которая продемонстрировала лучший показатель динамики LFL в секторе.

Магнит, к слову, более четко заявил о своем желании снизить цены только к концу 2009 г. То есть, эффект от снижения маржи у Магнита мы увидим только в 2010 г., в то время как рентабельность X5 Retail Group вряд ли заметно снизится. Что касается Дикси, то на данный момент все маркетинговые усилия сети направлены на возвращение покупателей, потерянных из-за проблем в логистике в прошлом году, что также стало одной из причин снижения рентабельности. Судя по динамике трафика LFL, Дикси вполне удается справляться с поставленной задачей.

В 1-м квартале 2010 г. мы отмечаем ускорение роста выручки у Магнита, Дикси и Росинтера. Если в случае с Магнитом данный факт обусловлен мощной экспансией сети, то в случае с Дикси и Росинтером наблюдается восстановление сопоставимых продаж. У М. Видео 1-й квартал 2010 г. был не очень удачным из-за эффекта высокой базы, так как в 1-м квартале прошлого года наблюдался повышенный спрос на технику из-за ожидаемой девальвации рубля.

В кризис сети уделяли больше внимания повышению эффективности бизнеса. В частности, продуктовые сети оптимизировали количество работников, а также повышали уровень централизации поставок. Мы не исключаем, что по мере восстановления уровня продаж на кв. м рост рентабельности может превысить наши ожидания, особенно это

касается X5 Retail Group и Дикси.

Прогнозы

Мы прогнозируем, что рост выручки в 2010 г. ускорится у всех анализируемых в этом обзоре компаний, что будет связано как с ускорением роста торговой площади (как например, у Дикси, М.Видео и Росинтера), так и с восстановлением потребительского спроса в виде роста продаж LFL.

Мы ожидаем, что рентабельность EBITDA может сократиться только у Магнита, так как компания решила целенаправленно снизить наценку для стимулирования продаж и повышения лояльности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть