«Глагол» (Харьков) перечисляет возможные проблемы Украины в 2014 году. Угроза первая – экономическая. Экономический абзац никуда не исчез в связи с российскими 15-тью миллиардами: стоит украинской верхушке продолжить свою невнятную и «многовекторную» внешнюю политику под знаменем евроинтеграции – и Россия с превеликим удовольствием заберет свои миллиарды назад вместе со скидкой на газ. Угроза вторая – внешнеполитическая. Украина может все-таки подписать что-нибудь с Евросоюзом. Вероятность этого крайне мала, но все же – есть. Зато можно быть почти уверенными в том, что нас ждет в этом случае: обращаем свой взор в сторону Болгарии и Румынии и напряженно вглядываемся в многообещающую муть… Угроза третья – внутриполитическая. Несмотря на также низкую вероятность, Евромайдан все-таки способен домайданить власть и спровоцировать по настоящему серьезное противостояние. Если это произойдет, то вряд ли дело ограничится тем, чем ограничилось в 2004-м году. Будет бойня. Угроза четвертая классификации не поддается, потому что это – гражданская война. Прогнозировать ее вероятность крайне тяжело: с одной стороны, факторов, ее провоцирующих, на Украине предостаточно – начиная с геоидеологического раскола и заканчивая активностью национал-фашистских и соплеменных организаций. С другой стороны, все же для большинства людей гражданская война – это синоним конца света. Пятая угроза – это мирный раскол. Но это, во-первых, не угроза, а во-вторых, ее вероятность стремится к нулю.
Постараемся вспомнить, что примечательного случилось в наших краях в закончившемся 2013 году, пишет «Восточный вариант» (Луганск). Главным событием этого года стали, безусловно, массовые гражданские протесты под собирательным названием «Евромайдан». Протестная волна ударилась и о консервативно-апатичную твердыню Донбасса – с предсказуемым нулевым результатом. Немногочисленные евромитинги в центре города проходили тихо. Если бы не мелкие провокации казаков и каких-то невнятных личностей, никакого революционного драйва бы не получилось. Примечательно, что срывать акции евромайдановцев принялся бывший активист местной «Батькивщины» Сергей Сафо, причем в весьма экстравагантной манере – с песнями и в костюме Деда Мороза. Впрочем, «реакционные» силы Луганщины тоже особой активности не проявили. Несколько раз помитинговав против «евросодома» и отказавшись кормить нахлебников из «гейропы», пророссийские активисты снова впали в спячку.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Второй раз в течение какого-то последнего десятка лет доказываем миру, что территория, на которой проживаем, могла и в самом деле в древности быть одной из колыбелей современной цивилизации, как утверждает немало добросовестных и беспристрастных отечественных и зарубежных исследователей, хоть это и противоречит официальной историографии, сообщает «Галичина» (Ивано-Франковск). Гидом издания согласился стать учитель истории с Волыни, который сейчас проживает в Канаде, автор книги «Иллюстрированная история Украины от древнейших времен до современности» Александр Ковалевский. «В своей книжке доказываю обратное: украинцы - потомки арийцев - некогда единого индоевропейского этноса, что жил на всей Евразии, - рассказывает учитель истории. - Мировая цивилизация зародилась именно на здешних землях. А уже из Украины переселенцы разносили образцы социально-экономических отношений, культуры, верований и традиций в другие части планеты. Именно праукраинцы основали Шумеро-Аккадскую государство в Междуречье, Египетскую в долине реки Нил, тохаро-арийскую цивилизацию в Китае, первые государства в Индии, Японии, Средиземноморье, в том числе и Грецию. Они же создали Этрурию, которая со временем переросла в Римскую империю. Доказательств этому предостаточно. Однако их старательно «не замечают» и даже пытаются скрыть от широкой общественности».
1 января члены всеукраинского объединения «Свобода» на Закарпатье почтили память Степана Бандеры, информируют «Закарпаття онлайн» (Ужгород). Более сотни жителей Закарпатской Гуцульщины вышли на улицы города Рахова, где активисты местной ячейки «Свободы» организовали и провели факельное шествие по улицам Мира, Богдана Хмельницкого и к памятнику Тарасу Шевченко. Участники торжеств спустя вернулись на площадь Мира и провели народное вече. На митинге выступил Павел Лембак с Косовской Поляны. Пан Павел временно работает в Праге, но является активным участником всех мероприятий «Свободы» в Чешской Республике, а на Рождественские праздники поддержал земляков в стремлении к евроинтеграционным процессам.
Лидеры оппозиции, похоже, сами не очень знают, что делать с «евромайданом», уверен «ZAXID.NET» (Львов). Долго и без осмысленной цели стоять «вместе и до конца» посреди Киева десятки и сотни тысяч людей не могут. Следовательно, нужно менять не только тактику, но и стратегию борьбы с властью, переводя Майдан в другой формат и расширяя сферы его деятельности. Сейчас это движение готовится к выполнению более достижимых задач - после новогодне-рождественских праздников поднимать волну протестов и забастовок в регионах, прежде всего на востоке и юге, где оппозиция ранее почти не работала, считая эти части Украины вотчиной регионалов и коммунистов. Правда, с общенациональной забастовкой могут возникнуть проблемы. Ибо одно дело - поднять на протест владельцев и работников мелкого и среднего бизнеса на Галичине и совсем другое - организовать бойкот на промышленных предприятиях Донбасса или Запорожья, которые преимущественно контролируют регионалы и где люди привыкли «работать, а не митинговать». Но вот парадокс - в Совете «Майдана» практически нет людей, которые были бы выразителями интересов жителей Юга и Востока. Вообще, персональный состав Совета и сам кулуарный способ ее формирования вызывает множество резонных вопросов, в частности из-за переизбытка политиков и отсутствия там моральных авторитетов, к мудрости которых постоянно апеллировали оппозиционные лидеры. Складывается впечатление, что создание общественно и политически важной структуры вновь происходит сверху, хотя логично было бы начать движение снизу, поскольку сам «евромайдан» предстал как низовая общественная, а не партийная инициатива. И политики не прекращают попыток монополизировать право выступать от его имени. Похожая практика приобретает распространение и на местах. Яркий пример - скандальная попытка создать областной центр «Майдана» на Львовщине, руководство которого, по словам депутата Верховной рады от «Свободы» Ирины Сех, якобы согласовано в самом Киеве, а ее уполномочили созывать и вести учредительное собрание.
«Збруч» (Львов) анализирует террористический акт в Волгограде и приходит к следующему выводу. Значительно большего внимания эксперты удостаивают версии о соревновании за власть в среде российских спецслужб. Умаров (или кто-то другой с кавказской партизанки) в этой игре мог быть использованным. Использованным «втемную» или сознательно - это уже не так важно. Факт тот, что сценарий волгоградской трагедии писался на Лубянке. Не исключается и версия о том, что сам Путин и стал заказчиком такой пьесы. На первый взгляд это кажется невероятным, ведь его репутация больше всего пострадала от волгоградских терактов. С одной стороны, да. А с другой... Зададимся вопросом: а так ли уж сильно эти взрывы подточили позиции Владимира Путина? Вряд ли. Внутри страны люди понегодуют и затихнут. Проверено временем и опытом. На международной арене - еще меньше рисков. Даже наоборот: мировая общественность сейчас вынуждена выражать сочувствие Москве, оказывать поддержку, возможно даже своим приездом в Сочи в феврале этого года. Но если даже сочувствие не повлечет массовый приезд западных лидеров в Сочи, то теперь озорство vip-лож можно объяснить по-другому: не как политический бойкот, а как страх политиков за свою жизнь. С другой стороны, волгоградские теракты дают Путину очередной карт-бланш для закручивания гаек, притеснения оппозиции, урезание свобод. Чем он обязательно воспользуется, и здесь уже неважно - его это рук дело или нет.
Как предполагают «Херсонські Новини» (Херсон), в случае раскола Галичина станет украинской Чечней. В настоящее время все чаще звучат разговоры о возможном «цивилизованном разводе» между восточной и западной Украиной. Причем, если донедавна это считалось сепаратизмом и разговоры на эту тему считались неприличными, то после «евромайдана»» эта тема стала активно обсуждаться украинскими политиками. Что характерно – как по команде, о том, что Украина – это фактически две страны, с разной культурой, историей, а значит и разным менталитетом стали говорить и ведущие западные СМИ. Западная Украина слишком мала и экономически зависима от восточной Украины, чтобы сделать свою культуру доминирующей во всей стране. Попытка продвижения католицизма на восток за двадцать лет тоже показала свою несостоятельность. Неустойчивая конструкция из двух цивилизаций кое-как существовала при всех президентах кроме последнего. Вместе с тем, грубейшие просчеты в информационной и внутренней политике нынешней власти привели к «евромайдану» как восстанию западной части страны против центрального правительства. Итак, спустя двадцать лет бесплодных усилий навязывания западного культурного кода стало окончательно ясно: восточная Украина как была православной, так и осталась, как говорила по-русски, так и говорит, как считала Бандеру и Шухевича нацистскими прихвостнями, так и считает. И «евромайдан» стал просто практической реализацией этого вывода. Таким образом, раскол Украины кажется неизбежным и предопределенным с самого начала образования государства. Но опасения вызывает сам механизм «развода». Нет никаких оснований беспокоиться за судьбу промышленного востока – избавившись от «оброка» в западные регионы и быстро восстановив промышленные связи с предприятиями стран СНГ, он начнет развиваться опережающими темпами. Принципиально иная ситуация видится в западной части. Потеряв старый источник обеспечения с востока, западная часть поначалу будет испытывать иллюзии относительно того, что его будет обеспечивать Евросоюз. Но очень скоро станет ясно, что ничего более ощутимого, чем «европейские ценности», Брюссель предложить им не может и не хочет. Это неизбежно приведет к резкому снижению уровня жизни в западной Украине, который и сейчас ниже, чем в восточной. Резкое снижение уровня жизни плюс милитаризация – это российская Чечня 1991 года. Что делает голодный человек с оружием? Нападает на своих соседей.
Если на Западной Украине заявляют о неподчинении государственной власти, то одновременно они должны отказаться и от денег, получаемых из государственного бюджета. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Таймера» (Одесса) высказал секретарь Донецкого горсовета Сергей Богачев. «Именно государственная власть обеспечивает выплату пенсий и социальных пособий - считает Богачев. - Если какая либо местная власть отказывается от поддержки центральной власти, она должна отказаться и от поддержки государственной власти всех социальных выплат. Тогда во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областях следует честно сказать пенсионерам: «Шановные, мы хотим быть независимыми, поэтому давайте будем тратить только то, что мы зарабатываем». Суммы дотаций, получаемые регионами Западной Украины из бюджета сравнимы или даже превышают собственные доходы этих бюджетов. «Скажем честно, эти регионы постоянно получают денежки, которые зарабатываются в регионах Юго-востока. Поэтому лозунги о независимости от центральной власти являются фарисейством: они декларируют одно, а поступают по-другому», - подчеркнул Богачев. По его мнению, Украине давно уже следует перейти к европейской практике бюджетного федерализма и налоговой автономии, когда регионы тратили бы в первую очередь те деньги, которые они сами же и зарабатывают.
«Крымское эхо» (Симферополь) взяло интервью у генерального консула России в Крыму Вячеслава Светличного. У России и по отношению к Украине есть своя стратегия, у многих крымчан (хотя уже не у всех) есть подозрение, что это не так, спрашивает издание. Ответ российского дипломата: «Поверьте мне, должная стратегия есть, такой план своевременно был выработан, называется он Концепция внешней политики Российской Федерации, это открытый документ, с котором можно ознакомиться на сайте МИДа РФ. Он утвержден президентом страны, там все прописано, и ни на шаг от него дипломаты и все, кто занимается работой с зарубежными странами, не отступают. Соответствующее место в документе отведено и Украине как нашему приоритетному партнеру. Но, видимо, дело в том, что некоторые наблюдатели «со стороны», и на Украине, и в моей любимой Средней Азии связывают наличие стратегии с шириной финансового потока. Если денежки потекли — значит, стратегия есть. И наоборот. В Российской Федерации средства есть, и немалые средства. Но и лишних нет. У нас самих крупные планы и проблемы. И, говоря сейчас об известных решениях недавней российско-украинской межгоскомиссии, могу предположить, что наше руководство давно было готово к подобным шагам — но всему должно быть свое время. Видимо, почувствовали, что на Украине сложилась очень сложная и политическая, и экономическая ситуация. И что еще немного — и процесс пойдет необратимо. А это нам надо? Ведь понятно, если разрушительные процессы пойдут на Украине, они непосредственным образом отразятся и на России. Думаю, что ощущение отсутствия стратегии возникает еще из-за нехватки информации. Но жизнь показывает: проходит время — и мы убеждаемся в продуманности и определенности таких шагов. Следите за решениями российского руководства в информационной сфере».
Комментарии читателей (2):