Политолог Вячеслав Пиховшек в УНИАН рассказывает, как президент Украины Виктор Янукович победит в 2015 году на выборах главы государства. Безусловно, важнейшим из них является работа с избирателем. Как с электоральным ядром на Юге и на Востоке, так и более широким кругом граждан Украины. Но предвыборная кампания – впереди. Что важно на нынешнем этапе? Создание и укрепление ядра этой победы. Объединение политических и экономических элит вокруг Януковича. Нечто похожее состоялось в 2009 и 2010 годах вследствие понимания ключевыми людьми в политике и экономике Украины фиаско, бесперспективности «оранжевых». И стало залогом и победы Януковича, и признания этой победы. И сейчас необходима такая «перезагрузка». Да, кажется фантастическим, просто невероятным возвращение в лагерь политических союзников власти Петра Порошенко. Но вспомним, что даже с ним в 2010 году был найден компромисс: три месяца после президентских выборов он возглавлял МИД. Да, Сергей Тигипко в очередной раз поступил, как в 2004 году, что вызывает понятное отношение. Но и его присоединение ко властной команде желательно ради победы. А вот совершенно необходимое условие: единение вокруг Януковича лидеров украинских финансово-промышленных групп – Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа, Виктора Пинчука, Игоря Коломойского, Сергея Таруты, всех, представляющих бизнес- и политическую элиту. Его смысл - как минимум в том, чтобы они не работали против. Труднее всего найти точки соприкосновения с Валерием Хорошковским. Но в мировой истории были прецеденты. Некоторые беглые на Запад российские олигархи перестали воевать с руководством своей бывшей страны.
И это, пожалуй, одна из редчайших публикаций, которая описывает положение президента Украины в мажорных тонах. В подавляющих случаях тон украинской прессы по отношению к президенту и правительству описывается в категориях «информационно-агрессивной среды».
«Я уверена, что крупный бизнес утратил доверие к президенту, оскорблен беспределом Семьи, и потому в 2015 году не будет поддерживать Януковича», – заявила в интервью «Дню» депутат Верховной рады Украины Инна Богословская, покинувшая не так давно со скандалом ряды правящей Партии регионов. Как отмечает депутат, «Янукович в январе 2013 года сделал ставку на так называемую «молодую команду» (во главе с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым) и таким образом полностью изменил управление в своей системе, которая была для него успешной всю его жизнь. Но «молодая команда» не понимает ничего. Они пришли из пробирки, не формировали свои бизнесы самостоятельно, а поэтому являются бюрократами на коррупционной модели, которых сразу же поставили на огромные финансовые потоки коррупционного дохода. Так что это никакие не младореформаторы и в Европу они не хотят, а «молодняк», который дорвался до корыта власти, денег и сейчас с этим корытом всячески развлекаются. Что касается «российского фактора», то сейчас ситуация на Украине показала, что даже речи не может идти о том, что страна целиком «войдет» в Россию. Совершенно очевидно, что ни Днепропетровск, ни Запорожье не мыслят себя в составе России. Также мы понимаем, что Одесса, Николаев, Херсон уже не являются территориями, на которых влияние России является определяющим. Крым также очень сильно настроен против России - будут противостоять крымские татары. Остается Харьков, Донецк, Луганск. Россияне очень активно работают на этих территориях. Но сегодня смело можно сказать, что весь запад и центр страны ни при каких условиях уже не рассматривают будущее Украины в составе новой Российской империи. Это значит, что процессы будут очень сложными. В худшем случае, здесь будет Югославия – прямо в сердце Европы. Плюс, не надо забывать, что у нас есть газопроводы, нефтепроводы, пять атомных станций, поэтому если здесь будет что-то взрываться или гореть – это будет колоссальная трагедия для всей Европы».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Свой анализ ситуации на Украине предлагает главный редактор «Зеркала недели» Юлия Мостовая. По ее мнению, во-первых, Янукович сегодня осознал, что профессиональный и интеллектуальный уровень его правительства не выдерживает никакой критики. Во-вторых, он обвинил олигархов в предательстве. Освещение событий практически всеми центральными каналами, начиная с 29 ноября по начало нынешней недели, стало шоком для президента. В-третьих, будущий кандидат в президенты увидел, что часть электората, настроенная по отношению к нему оппозиционно, активна. Его же сторонники, как осознанные, так и потенциальные, — пассивны и растеряны. В-четвертых, Янукович осознал, что главной его опорой являются силовики. Но и «евромайдан», не давший очевидных, осязаемых результатов, заставил олигархов втянуть когти — их вольница закончилась. Каналы переданы в управление команде, сформированной президентом и его старшим сыном. Наверху пирамиды — Александр Гурбич, проверенный со времен донецкого губернаторства кадр, замыкающийся непосредственно на Александра Януковича. Под ним — Юрий Чмырь, новоназначенный замглавы АП, призванный курировать выработку и разгон сигнала в СМИ. Ему в помощь — dream team: Погребинский, Герман, Кострица. Параллельно восстанавливается и российская ветвь на древе избирательной кампании: в игре — Владислав Сурков и, разумеется, автор плаката о трех сортах Украины — Владимир Грановский, размявший интеллектуальные мышцы в совместной работе с Глазьевым. Еще немного организационных усилий, необходимых для налаживания цепи прохождения сигнала — и медийный асфальтоукладчик тронется с места. Задача Януковича состоит не только в том, чтобы победить на выборах, но и в том, чтобы после победы Кремль с ним считался. Для Путина эта задача приоритетной не является. По большому счету, Путину в помощь две вещи: неспособность нашей постсоветской госэлиты к сопротивлению и ментальная полярность Востока и Запада Украины. Кремлю нужен не Янукович, а территория.
Однако действительно ли сейчас Путин одержал «победу на Украине»? Политолог Виктор Небоженко совсем в этом не уверен, о чем он заявил Inpress.ua. Путин не может ничего сделать по организации политического объединения, которое бы стояло на позициях сближения с Россией. Открыто, не в виде тактического маневра. Пока Партия регионов все контролирует. Тут есть одна большая проблема. Запад долго затаскивал Путина и Россию в сирийский конфликт. Вплоть до того что говорили, какой Обама плохой, тебе нужна Нобелевская премия... И все в это поверили, даже сам Путин, насколько он осторожный человек, тоже поверил. А теперь он понял, «Газпром» ему говорит: «До тех пор, пока стабильна Сирия, у нас нет 20 долларов с этапа. Что ты делаешь? Так нельзя». Хорошо. И он попал в ловушку. Теперь он отдал 15 миллиардов и открыто выступил на стороне нынешнего режима власти, он попал в другую ловушку. Три фронта. 15 миллиардов надо отдавать каждый год на Кавказ, 15 — Украине и 15 миллиардов — Сирии. 45 миллиардов в год Путин обязан отдать на три фронта – первый – кавказский, украинский и сирийский. «Я вам скажу, это ловушки сильнейшие. А мы – самые опасные, потому что с Сирией можно развернуться и уйти, а с Украиной – куда ты уже уйдешь? В этом смысле необходимо, чтобы все понимали. Когда переживали, что Россия закладывает Украину, я прекрасно видел, что Россия втягивается в неперспективный проект, потому что Украина – очень недоброспособное общество: не изнутри, не внешне», – заключает политолог.
Киев и Кишинев не успели завершить демаркацию границы в текущем году, как планировалось ранее, сообщает «Капитал». Главными проблемами остаются приднестровский участок границы, а также признание прав собственности на объекты инфраструктуры на южном ее участке. Согласно Национальной программе сотрудничества Украина — НАТО на 2013 год, которая была утверждена указом президента в июле, демаркация границы между Украиной и Молдовой должна была завершиться до конца текущего года. В июле молдавская сторона заявляла о том, что процесс завершен на 90 %. Как рассказал изданию помощник председателя Государственной пограничной службы Украины Сергей Астахов, за прошедшее время был достигнут определенный прогресс, однако пока окончательного решения по основным проблемным вопросам нет. «Не проведена демаркация около 40 км, из которых 38 км приходится на центральную часть, условно назовем ее приднестровской, и около 2 км — на юг, порт Джурджулешты и район Днестровского гидроузла», — сообщил он. По словам Астахова, на приднестровском участке уже установлено 1713 пограничных знаков, но еще необходимо установить почти столько же. В МИД Украины говорят, что параллельно с работой над вопросами демаркации ведутся переговоры по подготовке межгосударственного договора о режиме государственной границы. Завершить работу над этим документом планируют в будущем году. По мнению эксперта по международным вопросам Александра Палия, на позицию Тирасполя в значительной мере влияет то, что в завершении оформления госграницы не заинтересована Россия. «Мы видим, что сейчас Россия обвиняет Украину и Молдову в попытке заблокировать Приднестровье. И оформление границы ослабит ее возможности для маневра в этом регионе», — считает эксперт. Что же касается районов Джурджулешты и Днестровской гидроаккумулирующей электростанции, то там основная проблема заключается в том, что Украина и Молдова претендуют на ряд объектов собственности, которые в случае демаркации останутся на территории другой стороны. В этой связи были достигнуты договоренности о решении вопросов демаркации и признания прав собственности одновременно. Однако пока процесс согласования не завершен.
Проблема еще в том, что украинское внешнеполитическое ведомство обладает слабым потенциалом. Так считает бывший генеральный консул Украины в Стамбуле Борис Яременко, покинувший дипломатическую службу после публичного несогласия с действиями властей своей страны. «МИД не может быть эффективным в этой системе, – заявил он «Зеркалу недели». - Во-первых, МИД никогда традиционно не занимался энергетикой. Не был допущен в эту сферу. Во-вторых, МИД не имеет компетенции в вопросах таможенной, налоговой, экономической политики, у него нет достаточной экспертной базы, чтобы без привлечения других госорганов готовить подобные соглашения, они должны готовиться профильными ведомствами. МИД может только координировать этот процесс, прогнозировать внешнеполитические последствия. Но даже там, где необходимо учесть политические вопросы (а роль МИДа как раз и заключается в политической оценке и прогнозе), оказывается, что в нашем государстве можно совершенно обойтись и без внешнеполитического ведомства. Была же показательная ситуация: министр иностранных дел делает заявление, что Соглашение об ассоциации нужно обязательно подписывать, и откладывать его не стоит, а через пару дней Кабмин без участия этого министра принимает известное решение о паузе в евроинтеграции. О каком авторитете министра и его ведомства можно говорить? «Нам всегда тяжело договариваться с турками, например, в вопросах энергетики. Одна из главных причин — нам не верят. А не верят потому, что наши партнеры убеждены, что мы все используем для торгов с Россией», - подчеркивает отставной дипломат.
Комментарии читателей (5):