Польша после провала на Востоке

Варшава ищет новый консенсус по внешней политике
23 декабря 2013  22:19 Отправить по email
Печать

Премьер-министр Польши Дональд Туск предложил созвать конференцию с участием всех политических сил для обсуждения ключевых вопросов, по большей части, касающихся внешней политики. Этой встрече, если она состоится, премьер придает знаковое значение - 6 февраля 1989 года начал свою работу «круглый стол» между прокоммунистическим правительством генерала Ярузельского и оппозицией во главе с Лехом Валенсой, который завершился в итоге переходом власти от Польской объединенной рабочей партии к «Солидарности». Так 25 лет назад рождалась III Речь Посполитая, переживающая сегодня серьезную нестабильность в своей недолгой истории.

Как отмечает в интервью Rzeczpospolita президент Польши Бронислав Коморовский, если раньше можно было говорить о существовании в стране межпартийной группы «партии реформ», которая вне зависимости от принадлежности к той или иной организации, придерживалась единого курса на плавную, поступательную модернизацию, ныне набирает силу «партия антиреформ», характеризующаяся популистской риторикой. Что вызывает «глубокую озабоченность» президента. Поэтому, комментируя инициативу Туска, он замечает, что «ценит намерения», которые стоят за этим предложением, но трудно не заметить, что реализация ее ставится под сомнение «негативной реакцией основных оппозиционных партий».

Это так. За неимением особых успехов во внутренней политике и экономике Польша нуждалась хотя бы во внешнеполитической победе. Таковой мог бы стать саммит в Вильнюсе, где, как рассчитывала Варшава, программа «Восточное партнерство» получила бы главный приз в виде подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. На этом «символическом капитале» власть могла продержаться какое-то время, отбивая нападки оппозиции. Что в результате? Украина сдала назад. Попытки в ходе краткосрочных командировок «принудить» президента Виктора Януковича вернуться на «евроинтеграционный курс» успеха не принесли. Огни «евромайдана» начинают постепенно тухнуть, они еще видны в Киеве, но все слабее и слабее их различают в Вашингтоне, Брюсселе и Берлине. Возможно, месяц-другой провал в Вильнюсе польской правящей коалиции и будет припоминать при каждом удачной случае оппозиция во главе с лидером PiS Ярославом Качиньским, однако понятно, что по восточному направлению Варшаве требуется новая стратегия долгосрочного характера.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Инициативу перехватили немцы. Не случайно канцлера Германии Ангелу Меркель так упорно и подробно расспрашивали журналисты по итогам встречи Совета Европы 19-20 декабря. Канцлер дала понять, что по линии «Восточного партнерства» будут форсированы переговоры с Молдавией и Грузией, с которыми должны утрясти все проблемы до августа 2014 года. Что касается Украины – то здесь «двери открыты», но спешки, судя по всему, не ожидается. Причем, в обсуждении «украинского вопроса» будет активно задействоваться Москва, и уже скоро – в январе следующего года на саммите ЕС-Россия. Как считает Меркель, Евросоюз должен найти «новую стратегию». Немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер пообещал полякам, что «поверх их голов» Берлин не будет говорить с русскими. Но зададимся вопросом, что более реалистичней – что Польша пойдет в фарватере концепции Германии на восточном направлении или что Германия будет реализовывать идеи Польши? Ответ очевиден.

«Коварный удар» в спину на внешнеполитическом фронте на днях нанес Варшаве премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. В статье в Financial Times и в своей речи в Палате общин он резко раскритиковал политику допуска поляков на британский рынок труда. «Я все еще удивлен, почему в 2004 году лейбористское правительство поспешило снять ограничения на их приезд в качестве рабочей силы в Великобританию», - заявил премьер. Эти слова вызвали взрыв возмущения среди польских политиков. Высказались многие – от оппозиции до провластных структур. Но дело сделано, и теперь вряд ли кто-то в Варшаве сможет говорить об «успехах» Польши в Евросоюзе.

Остается Россия. В 2015 году пройдет год Польши в России и России в Польше. На первый взгляд, сегодня самое время начать обсуждать варианты налаживания диалога в польско-российских отношениях, предлагать идеи стратегического характера, вырабатывать консенсус. Однако Москва, как представляется, «отдала» первенство здесь Варшаве. Ход верный, если бы российская сторона начала продвигать свои инициативы, правительство Туска получило бы вал критики со стороны оппозиции за «продажность москалям».

Недавно в Польше побывал с визитом министр иностранных России Сергей Лавров. И что же польская пресса? По ее объяснениям, сотрудничеству между двумя странами мешает то, что Москва не отдала до сих пор остатки польской делегации, погибшей под Смоленском, и катыньское дело. По замечанию польского социолога, почетного ректора Collegium Civitas Эдмунда Липинского, ряд партий в отношении России стали заложниками собственной пропаганды. «Некоторые поляки, - отмечает социолог, - не могут признать такое «тривиальное» объяснение трагедии под Смоленском как авиакатастрофа. Так, для избирателей PiS этот вопрос должен быть отражен в последующих избирательных кампаниях. Если они попытаются его избежать, то оппоненты, так или иначе, заставят их занять позицию по этому вопросу. Ярослав Качиньский стал рабом «смоленской секты». Но и правящая PO по той же причине ограничена в своей политике на российском направлении.

Как Польша будет решать данную проблему, захочет ли она в принципе ее решать, покажет время. Не исключено, что здесь потребуется помощь Берлина, который за руку выведет Варшаву из этого «заколдованного внешнеполитического круга».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть