Прежде чем продолжить, нам необходимо сделать одну важную вводную. На первый взгляд, может показаться, что по проблемам закавказских социал-демократов в целом, и в отношении азербайджанской партии «Мусават» в частности, многие источники давно известны и опубликованы. На их основе написаны десятки кандидатских и докторских диссертаций, монографий. О чем же спорить? Тем не менее, при первом приближении к материалу сразу возникают проблемы с реконструкцией событий, воссозданием объективной картины.
Это связано это со многими причинами. В реальной жизни теория и практика закавказских социал-демократов, несмотря на искреннее стремление донести до народных масс теорию, расходились. На первый план выходили задачи переустройства общества с учетом местной специфики. И только впоследствии они стремились выставить на первый план доктрину, подгоняли под нее различные проблемы, которых в Закавказье и в сопредельных ближневосточных странах было великое множество.
Особенно эта тенденция проявилась после Октябрьской революции. После смерти Ленина последовала ожесточенная борьба в верхах, борьба за лидерство в партии. Причем «кавказцы», возглавляемые Иосифом Сталиным, под которыми тогда в Кремле подразумевали тех, кто когда-либо стоял на учете или работал в закавказских социал-демократических организациях, стали постепенно оттеснять в верхушке партии «ленинскую гвардию», которая, в свою очередь, вступила в схватку с ними». «Старая гвардия» знала, что закавказские социал-демократы - как большевики, так и меньшевики - использовали в своей деятельности тактику, отличавшуюся от «генеральной линии» и пыталась в период разгоревшихся острых идейных дискуссий собрать на них партийный компромат. Особенно усердствовал в этом Лев Троцкий, который снаряжал в Баку, Тбилиси и даже в архивы городов Поволжья целые экспедиции. Кстати, не случайно тогда вновь всплыла история, раскручиваемая ещё весной 1918 года лидером российских меньшевиков Юлием Мартовым о сотрудничестве Сталина с «охранкой», который якобы в 1907 году был вообще исключен из рядов РСДРП за «эксы» (экспроприации, террористические акты и грабежи).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но процесс Мартов тогда проиграл. Позже под предлогом написания биографии Сталина некоторые бакинские историки стали тщательно изучать местные архивы. Но вскоре выяснилось, что царская местная охранка и военная контрразведка успели провести «документальную санацию». Как констатирует историк А.Островский, историки располагают лишь случайными донесениями Бакинского, Кутаисского и Тифлисского губернских жандармских управлений, а также Тифлисского охранного отделения. Более того, как мы уже упоминали, до сих пор остается неизвестной судьба архивов Бакинского охранного отделения и Бакинского Главного жандармского управления. По имеющейся информации, этот все же архив сохранился и до сих пор сохраняет гриф «совсекретно». Что заставляет задуматься о том, какие именно отношения связывали Сталина и военную разведку.
«Кавказцы» в Кремле тоже не сидели, сложа руки. Под разными предлогами они получали доступ к местным политическим архивам, изымали документы, которые могли бы их уличить в участии в некоторых дореволюционных событиях в Закавказье, в контактах и сотрудничестве с местными национальными партиями, с наместником Воронцовым-Дашковым, и т.д. Накануне обострившегося конфликта между объединенной партийной оппозицией и фракцией Сталина генеральный секретарь стал даже «подсказывать» бакинским историкам, где и в какой газете можно обнаружить его личную публикацию или, возможно, тот или иной документ. В результате в 1925 году появилось два издания статей Сталина «На путях к Октябрю». Кстати, тогда же некоторые бакинские историки объявили партию «Мусават» «контрреволюционной буржуазно-националистической партией». Позже они были репрессированы за «участие в троцкистском уклоне», но термин, как водится, надолго остался и закрепился, правда, по другим причинам.
Однако отметим, что партия «Мусават» не являлась ни буржуазной, ни националистической. Как отмечалось в одной из аналитических справок Воронцова-Дашкова в Департамент полиции, мусульманская партия «Мусават», как и «Восточное бюро» армянской партии «Дашнакцутюн» готовились как «партии на экспорт». Воронцов-Дашков выстраивал особую тактику во взаимоотношениях с дашнаками. Что же касается «Мусавата», то тот проект во многом был инициирован «сверху». Не случайно эту партию в 1917-1918 годах, когда она стала активно проявлять свою деятельность, местные большевики называли «загадочной», удивлялись тому, что из «ничего» в Закавказье появилась партия, которую можно было считать единственной на Ближнем Востоке мусульманской партией европейского типа. Более того, сегодня некоторые российские историки с удивлением пишут о том, что Сталин в период развернувшегося национально-освободительного движения во главе с Мустафой Кемалем в начале 1920-х годов «отправил Расулзаде в эмиграцию в Турцию», готовил его в качестве возможного дублера Кемаля Ататюрка. Почему?
Приведем версию, которая получила «пропуск» в азербайджанской историографии. После большевистского переворота в апреле 1920 года в Азербайджане Расулзаде некоторое время скрывался в Лагиче. Но вскоре был схвачен и заключен в бакинскую тюрьму. Однако Сталин вызволил его и увез в Москву. Мы не исключаем, что между Сталиным и Расулзаде действительно могли быть дружественные отношения. В то же время известно, что к концу 1919 года Расулзаде вместе с Гаджинским, возглавившие тогда левое крыло «Мусават», выступил за сближение с московскими большевиками. По некоторым сведениям, Расулзаде вступил в переписку с возглавлявшим тогда Наркомнац РСФСР Сталиным. Утверждается, что на этом направлении был сформирован блок Сталин - Расулзаде – Нариманов. В повестку дня был поставлен проект грузинских меньшевиков 1915 года о «создании конфедерации народов Кавказа и Персии по кантональному принципу Швейцарии».
Поэтому нет ничего удивительного в том, что после советизации Азербайджана Расулзаде выехал в Москву, где в 1921 году вступил в ряды ВКП (б), но в дальнейшем при содействии Нариманова и с согласия Сталина через Финляндию эмигрировал в Турцию. Там он с 1922 по 1931 год работал над объединением азербайджанской эмиграции в единый центр и с 1923 года стал издавать антисоветский журнал, который читал Сталин.
Нельзя обойти вниманием и текст письма Расулзаде Сталину, который был опубликован в издававшемся в Стамбуле журнале «Новый Кавказ»:
«Мои друзья очень удивились, узнав, что меня выпустили из тюрьмы особого отдела. И я их понимаю: ведь многих рабочих расстреливали только за то, что они были простыми членами мусаватской партии. Я же был ее лидером. Но это чудо оказалось возможным благодаря Вам, именно Вы вспомнили о нашей прежней дружбе и вытащили меня из бакинской тюрьмы. Эта дружба помогла мне и в Москве. Конечно, и мне пришлось испытать трудности, но не больше, чем остальным. Я даже пользовался некоторыми привилегиями, и все это благодаря Вашей заботе, за которую я Вам очень признателен. Тем не менее, уезжая из Москвы, я не повидался с Вами, потому что решил бежать из России. Думаю, Вы меня поймете: я не мог спросить у Вас разрешения, потому что не верил, что Вы меня отпустите. И тогда мне пришлось бы навсегда распрощаться с мечтой уехать из России. Но я даже не мог думать об этом, потому что это означало отречься от того, чему я посвятил всю свою жизнь, обречь себя на вынужденное бездействие и роль стороннего наблюдателя того, что происходит сейчас в России. А то, что сейчас происходит в России, практически ничем не отличается от того, что происходило здесь сто лет назад…История распорядилась таким образом, что пришедшая к власти коммунистическая партия, полностью отступив от своих прежних идеологических установок, решила вновь возродить российскую империю. Это произошло вследствие имперских амбиций правящей верхушки и ведет к вполне определенным результатам. Замена великодержавного шовинизма рабочим космополитиздатом ничего не меняет по сути и тоже в конечном итоге приводит к уничтожению малых наций. Кроме того, вы подавляете силой своего оружия национальные движения на Кавказе и в Туркестане и говорите, что делаете это в интересах местного пролетариата. Но ведь пролетариат возник здесь вследствие царской политики русификации и составляет ничтожное меньшинство. И ради интересов этого меньшинства вы без тени сомнения растоптали законное право абсолютного большинства местного населения на самоопределение и независимость. Итак, совершенно ясно, что провозглашенная в Азербайджане и Туркестане диктатура пролетариата есть, в сущности, та же диктатура Москвы, и ничего больше. Когда столицей империи был Петроград, все было точно так же. И говорить всерьез об автономии, которую якобы получили бывшие независимые республики, просто невозможно. Азербайджанские ханства при первых царских наместниках на Кавказе были не менее самостоятельны, чем нынешние кавказские республики при секретарях Закрайкома. Если и есть какая-то разница, так только в том, что нынешние республики были захвачены гораздо быстрее тех ханств… Хотя я и не изменил своим политическим идеалам и продолжаю свою борьбу, хочу Вас заверить, что никогда не забуду того, что Вы для меня сделали».
Отметим еще один важный фактор. Расулзаде, в отличие от многих других, не числился в «расстрельном списке» дашнаков. В сентябре-октябре 1919 года в Ереване состоялся IX съезд партии Дашнакцутюн, который принял решение о проведении операции «Немезис» (по имени древнегреческой богини мщения Немезиды). Цель – исполнение смертных приговоров в отношении видных младотурок и мусаватистов, персонально ответственных за геноцид армянского народа в 1915 году.
19 июня 1920 года в Тифлисе убивают бывшего премьер-министра Азербайджана Фатали Хан Хойского. 15 марта 1921 года в Берлине Талаата-пашу. 19 июля 1921 года в Стамбуле расстреливают бывшего министра внутренних дел Азербайджана, а тогда представителя советского Азербайджана при Ататюрке, Бейбута Джеваншира (как выясняется, сотрудника советской разведки). 6 декабря 1921 года в Риме убивают бывшего великого везиря Турции и генерального секретаря «Иттихада» Сайда Халима. 17 апреля 1922 года в Берлине - идеолога «Иттихада» Бехаэтдина Шакира и бывшего губернатора Трапезунда Джемаля Азми. 25 июля 1922 года в Тбилиси - Джемаля-пашу. 4 августа того же года в Средней Азии погиб и Энвер-паша. Но армянской стороне лично нечего было предъявить Расулзаде, поскольку он всегда оказывался вне трагических коллизий, связанных с армяно-азербайджанскими отношениями.
Официально считается, что партия «Мусават» была образована в октябре 1911 года в Баку под названием «Мусульманская демократическая партия Мусават». Утверждается, что программа этой партии «была построена на панисламистских и пантюркистских идеях, предусматривала создание под эгидой Турции единой мусульманской державы и включение в нее Азербайджана». Но тогда эта партия как таковая программы не имела. Возможно, что она создавалась по инициативе Расулзаде, но не при его прямом участии. В материалах «охранки» не фиксируется тот факт, что тогда Расулзаде покинул ряды социал-демократии. В числе организаторов «Мусават» называют бывших «гумметистов» Т.Нагиева и А.Кязымзаде, которые тогда ничем заметным себя не проявили.
После советизации Азербайджана бакинские историки (см.: М. Д. Гуссейнов. Тюркская демократическая партия федералистов «Мусават» в прошлом и настоящем. Тифлис, 1927; А.Раевский. Партия «Мусават» и ее контрреволюционная работа. Баку, 1927; др.) стали относить появление партии «Мусават» к 1912 году. При этом С.Е. Сеф в работе «Борьба за Октябрь в Закавказье» пишет, что «в период своего зарождения партию «Мусават» нельзя считать буржуазной» и она «не выступала против российской политики на Кавказе». Но ни к «Мусавату 1911 года, ни к «Мусавату» 1912 года Расулзаде не имеет прямого отношения, поскольку согласно официальной версии его биографии, до 1913 года он находился в Османской империи.
Более того, как утверждают многие азербайджанские историки, Расулзаде вернулся в Баку из Османской империи «после объявления амнистии по случаю 300-летия династии Романовых». Уточняем: согласно манифесту от 21 февраля 1913 года помилованию не подлежали «деятели революционного движения за преступные действия, направленные на изменение в России образа правления или порядка наследования престола». И если Расулзаде в 1913 году вернулся в Баку, значит, он не числился в разряде революционеров, выступавших «за изменение в России образа правления».
Комментарии читателей (0):