Мы и в России, и в Белоруссии, и на Украине, и в Литве привыкли к тому, что Польша в лице своих ретивых историков и политиков предъявляет территориальные претензии к нам.
Да, когда-то было в составе Священной римской империи (СРИ) и под протекторатом Ватикана региональное государственное образование – Республика польская (реч посполитая польская), которое в разные годы своего функционирования включало в свой состав и земли своих нынешних соседей.
Но что было, то было. Воспоминания. Но вот если воспоминания о прошлом превращаются в программу действий для будущего, то это уже называется таким пугающим словом – реваншизм. Реваншизм – это не воссоединение разорванных территорий бывшей единой страны, реваншизм – это попытка возврата под свою власть чужих территорий, которые в прошлом уже были под властью предков реваншистов.
Будучи уроженцем важного эпицентра земли, который в древнерусские времена являлся Ятвяжской Русью (теперь это Калининградская и Брестская области, Варминия, Мазовия и смежные территории), мне удалось посмотреть на исторические времена родного края с позиции коренного жителя. Ракурс оказался интереснейшим!
А целью этого неожиданного видения прошлого Ятвяжского региона является не попытка какой-либо его реставрации, а – воздание должного предкам нынешних ятвягов, которые, сохранив свои этнические особенности, органично влились и в состав соседних родственных народов.
Южная Етвязь, наиболее сохраняющая свою извечную (начиная с четко просматриваемых времен на основе анналов) русскость, входит в состав белорусского и украинского общества. Менее сохранившая свою русскость срединная Етвязь, известная и как Мазовия, входит в состав польского общества. Ну а что касается северной Етвязи, превращенной на русской основе в Пруссию, то здесь тема отдельная и она мной уже освещена на страницах нашего портала.
Сегодня я хочу остановиться на истории срединной Ятвяжской Руси/Мазовии.
Во времена создания в 862 году объединенного русского, Варяжско-Новгородского, государства срединная Етвязь, как часть Варягии, входила и в государство Русь, и в Русский мир. Это первый период истории региона, отраженный в летописных документах. В те времена никакого польского государства еще не было и в помине. Да, но на территории нынешней Польши, конечно же, были отдельные княжества, которые известны нам, то как удельные регионы Руси, то как вассальные регионы СРИ и Ватикана...
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.02.14 Нужно ли смотреть на историю Руси через призму религиозных противостояний: мнения
- 06.12.13 «Великий план» Варшавы по Украине умирает, не успев родиться / Станислав Стремидловский
- 29.11.13 Забытый древнерусский период в истории Калининградской области / Николай Шелягович
- 25.11.13 «Новый порядок» в Евразии: что будет с Польшей? / Станислав Стремидловский
Под натиском СРИ власть германцев и Ватикана в 10-12 веках продвигалась на северо-восток от Баварии и на север от Моравии и Венгрии.
В первой половине 11 века Киевские князья постоянно боролись и с влиянием СРИ и Ватикана за срединно-ятвяжские/мазовецкие земли, и с краковскими ляхами, и с удельным непослушанием местных князей, которые очень легко из русского лагеря переходили в польский и наоборот.
Ярослав Мудрый неоднократно ходил на ятвягов/мазовшан в район Бреста Куявского. Мазовия в 11 веке была то сферой влияния Кракова, то Киева. Во второй половине 11 столетия после смерти князя Моислава и прихода в Кракове ставленника Ярослава Мудрого князя Казимира I, Киев и Краков заключают русско-польский союз, скрепляемый женитьбой Казимира I на сестре Ярослава Марии и женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира.
Стопроцентной ясности того, кому принадлежали земли Ятвяжской Руси/Мазовии во второй половине 11 века, нет. Вполне вероятно, что они были по-семейному поделены между Краковом и Киевом. А где проходила та граница раздела, можно только предполагать. Вполне вероятно, что ятвяжские земли вдоль главного транспортного пути Етвязи (по Припяти, Западному Бугу, части срединной Вислы) от Турова, мимо Бреста и Дрогичина на Буге, до Бреста Куявского были в составе Руси.
В 12 веке эти земли испытывают все большее влияние и Кракова, и Гнезно, которые сделали однозначный выбор в пользу ватиканского вассальства. Но и в 12 веке, и в первой половине 13 века, до начала орденских крестовых походов по призыву Конрада Мазовецкого, земли срединной Етвязи были на стыке попеременной русской и польской власти.
В последующие годы существования Республики польской до 1795 года срединная Ятвяжская Русь, как Мазовия, была ее частью, но частью, сумевшей хорошо сохранить свою первичную русскость.
Факт существования Царства польского в составе России (с 1795 года) также указывает на значительную русскость этого региона Польши.
Повторяю: целью этого неожиданного видения прошлого Ятвяжского региона является не попытка какой-либо его реставрации, не призыв Мазовецкого региона Польши идти в состав России.
Имея большой опыт общения со своими польско-ятвяжскими родственниками, проживающими, в основном, в польской Лодзи и ее окрестностях, я вынес один вывод: без примирения в себе русского и польского начала, подчеркивая только польское начало, польско-ятвяжские поляки будут иметь в своей голове постоянную "Палестину" агрессивности. Проявляющаяся зачастую нелюбовь поляков к русским во многом и из-за агрессивности поляков (с этнокультурной русской примесью) к своей кровной, сущностной русскости.
Кстати, аналогичные процессы примирения в себе русско-польских начал жителями южной Етвязи (Брестчины) мне приходилось тоже наблюдать. Они характерны для простых и мудрых людей.
Сейчас Россия и Запад, а Польша очень активный воинственный отряд Запада, находятся в состоянии возбужденного противостояния. Понятная вещь, как говорят поляки, без возбуждения не бывает политического запала, азарта.
Но ведь любые процессы в мире обоюдно направленные. Регион бывшей Ятвяжской Руси в его срединной части, известной как польская Мазовия, самой своей историей и сутью призван быть миротворческим в контексте русско-польского соперничества.
Южная и северная части северной Етвязи (Пруссии) – Калиниградская область и Варминия сделали важный шаг (найтруднейший первший крок) в налаживании русско-польского сближения на основе Малого приграничного передвижения.
Слышны отдельные восторги МПП и чиновников, но особенно ему радуются простые люди по обе стороны, теперь не разделяющей, а объединяющей границы. И если раньше в разговоре с поляками речь больше шла о прошлом, то теперь появилась и актуальная позитивная тема.
Бывая в Польше, мы видим очень много исторических буклетов с польской трактовкой прошлых событий. Но в том же российском Калининграде, носившим в древнерусские времена имя Твангост (болотистый город), нет ни одного ни то что буклета, но даже упоминания в местных СМИ об этом древнерусском периоде Янтарного края. Кстати, те же поляки с готовностью готовы принять русские описания истории и Поруссии, и Мазовии, как польско-русского этнокультурного региона Польши.
Комментарии читателей (0):