Обмен: визит Путина в Ереван: Россия доигрывает закавказскую пьесу

Выйдет ли Турция к границам Таможенного союза
1 декабря 2013  15:23 Отправить по email
Печать

На 2 декабря намечен визит президента России Владимира Путина в Ереван. В его рамках состоятся встреча лидера России со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном, участие в ряде мероприятий, в том числе в армяно-российском межрегиональном форуме, совместное посещение российской военной базы в Гюмри. При этом планируется подписание ряд важных двухсторонних соглашений.

Лично Владимир Путин с официальным визитом бывал в Ереване в 2001 году, а в 2005 году посетил столицу Армении с рабочим визитом. В последующем - в 2008 году состоялся официальный, а в 2010 году - государственный визит в Армению Дмитрия Медведева. Внешне эти визиты носили симметричный характер, поскольку имели малозначительный временной интервал между посещением Баку и Еревана. В то же время они имели разные характеристики и разные последствия. Если говорить о последствиях , то тогда даже специалистами не всегда четко просматривались контуры осуществляемой Россией закавказской политики.

Легче всего, конечно, многое можно было объяснить перспективам карабахского урегулирования, считая их стержневой основой маневров, проводимых в регионе не только Россией, но и другими внешними игроками. С этой точки зрения логично объяснить, к примеру, почему в ходе визита в 2008 году в Армению был подписан договор о продлении срока пребывания российской военной базы в Гюмри, если срок аренды этой базы был далек от завершения. Одни считали, что это- реакция Россия на усиление военно-политического присутствия Запада в регионе, другие объясняли стремлением России упредить желание Азербайджана провести карабахское урегулирование силовыми средствами. Тем не менее, события развивались прямо по чеховском сценарию: ружье, повешенное на сцене в первом акте акте, должно было обязательно выстрелить в последнем.

 С первым актом все ясно. Его сюжет стал формироваться после развала СССР в 1991 году, когда в Закавказье наряду с независимыми Азербайджаном, Грузией и Арменией появились внешние игроки - США, Европейский союз, Турция, Иран, и, конечно, сохранившая еще свое влияние Россия. Как и предполагалось, Грузия, позиционировавшая себя в качестве западного сателлита, после периода сложных внутренних потрясений, особенно после кавказской войны августа 2008 года , утеряла контроль над Абхазией и Южной Осетией. Азербайджан, получивший в наследство от СССР карабахский конфликт, так же, как и следовало ожидать, вместо налаживания диалога с Арменией, увлекся проблемами выстраивания тюркской идентичности. Армения, оказавшаяся в «тюркских тисках»- в зависимости от обстоятельств дрейфовала - то в сторону России, то ЕС. Так сформировался кавказский меловой круг, на который потом была наложена ближневосточная «дуга нестабильности».

 Второй акт региональной пьесы начинался с того, когда Азербайджан стали вовлекать в антииранский альянс. При этом «бакинский шум», поднимаемый вокруг урегулирования проблемы Карабаха, как справедливо отмечают эксперты, выполнял функцию регионального «громоотвода». Вслед за этим стали подогревать региональные амбиции Турции, что привело к ее активному вовлечению в феномен «арабской весны» и в сирийский кризис. На выходе Турция оказалась ослабленной, получила курдскую проблему и сейчас вынуждена серьезно задуматься над проблемой сохранения территориальной целостности.

Третий акт начался с того, что России «неожиданно» достигла сначала совместного с США соглашения по урегулирования сирийского кризиса, затем вместе с Западом стала выводить из международной изоляции Иран.

Теперь о некоторых нюансах четвертого акта, когда «ружье должно выстрелить». Визит Путина в Баку состоялся накануне президентских выборов в Азербайджане, что расценивалось некоторыми местными экспертами как «выигрыш власти в преддверии президентских выборов в октябре этого года». В то же время наблюдателям бросалась в глаза одна особенность ситуации- усилении в СМИ Азербайджана и Армении антироссийских выступлений. В Армении открыто заявляли о намерении подписать соглашение об Ассоциации с ЕС и вступить в европейскую зону свободной торговли. Как сейчас выясняется, в тот момент и Азербайджан получил и рассматривал предложение подписать документ об Ассоциации с ЕС. Это означало, что декларируемая политика Москвы «равноудаленности» по отношению к Азербайджану и Армении на практике эволюционировала к негласному союзу Баку – Ереван с будущем возможным подключением к нему Турции. Неслучайно президент Армении Саргсян связывал подписание евродокументов с необходимостью разблокирования армяно-турецкой границы.

Первый сигнал для Армении прозвучал тогда, когда Россия решила поставить Азербайджану тяжёлые наступательные вооружения на общую сумму в 1 млрд. долларов.

 Второй сигнал был инициирован больше под давлением Баку, когда Анкара не поддержала «тезисы» Саргсяна, и продолжала связывать открытие своих границ с Арменией условиями «освобождения оккупированных азербайджанских районов». Турция допускала «утечки» информации о возможностях принятия Арменией некоторых промежуточных решений в отношении карабахского урегулирования. В частности, в турецкой газете Today’s Zaman утверждалось, что «Ереван дал согласие на освобождение пяти оккупированных районов». Наконец, третий сигнал Армении был подан уже визитом Путина в Баку и его переговорами тет-а-тет с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В Баку полагали, что возможное соглашение Армении с ЕС на саммите «Восточного партнёрства» осложнит отношения Кремля с официальным Ереваном, что, откроет новые возможности для разрешения Карабахской проблемы в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Официальный Ереван почувствовал, что Баку стал его «сдавать», застав на марше роста антикремлевских настроений. Вот почему после победы на выборах президент Армении Саргсян совершил свой первый зарубежный визит в Москву. Точка была поставлена тогда, когда Саргсян заявил о вхождение Армении в Таможенный союз (ТС) , а кульминацией этой острой и многоходовой интриги можно считать Вильнюсский саммит участников «Восточного партнерства»

В экспертном сообществае доминирует мнение, что именно соображения безопасности были главным импульсом, побудившим Армению присоединиться к ТС. Действительно, 19 ноября на церемонии представления высших офицеров Путин сообщил, что Россия сформирует единые региональные системы противовоздушной обороны (ПВО) с Арменией и Казахстаном. Таким образом, в Закавказье появляется новое «военное качество». В то же время это неизбежно выводит и на оценку перспектив карабахского урегулирования. Набор проблем на этом направлении недавно озвучил швейцарский информационно-аналитический центр ISN: окажется ли Карабах непосредственно под «зонтом безопасности» ТС, стимулирует ли это присоединение Азербайджана к ТС, или он станет активнее дрейфовать в сторону Турции и Запада ? Но и тут на горизонте вырисовывается острая увертюра.

Президент Армении Саргсян на саммите « Восточного партнёрства» в Вильнюсе многозначительно заявил, что «в контексте интеграции с ЕС в качестве европейского государства перед Турцией стоят такие вызовы, как открытие последней закрытой границы Европы и установление дипломатических отношений с Арменией… и в этом плане от стран-членов ЕС, в качестве наших партнеров, мы ожидаем последовательность в вопросе ликвидации незаконной блокады Армении со стороны Турции». То есть, Ереван возвращается к своей прежней «формуле», но уже в ином качестве. В случае открытия границ с Турцией, это будет уже граница не между Турцией и Арменией, а между Турцией и ТС.

На днях турецкая газета Turkiye сообщила, что Турция начала подготовку к разминированию границы с Арменией. Ранее глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу подтвердил проведение ремонтных работ в районе города Ыгдыр на железной дороге, ведущей к границам Армении. Нельзя исключать того, что Турция вступит в фазу ратификации парламентом Цюрихских протоколов. Наконец, не случайно именно сейчас турецкая газета Sabah сообщает, что после визита министра иностранных дел Турции Давутоглу в США официальная Анкара якобы подготовила «Дорожную карт» по установлению мира в Закавказье. Она предусматривает передачу Азербайджану - на первом этапе - двух подконтрольных армянским сторонам районов в обмен на нормализацию отношений между Анкарой и Ереваном. Кстати, 12 декабря Давутоглу посетит Ереван, где состоится мероприятие ОЧЭС, в формате которого у него могут быть встречи с руководством Армении.

Так что в ходе визита в Ереван президент России Путин должен завершить «закавказскую пьесу», обозначить новый сценарий действий, по которому традиционно будут действовать все участник и кавказского мелового круга. Впереди еще немало режиссерской работы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Поддерживаете ли Вы проведение парада Победы 24 июня?
71.7% Да
Считаете ли Вы, что Российская Федерация является:
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть