Между Турцией и Египтом состоялся очередной тур осложнений во взаимоотношениях. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на заседании партии «Справедливость и развитие» в парламенте страны, заявил, что «Турция будет продолжать «говорить правду о ситуации в Египте и быть рядом с его народом вне зависимости от реакции египетских властей». И ещё. Как цитирует Эрдогана телеканал TRT Haber, он также отметил, что «Турция поддержит народ Египта, который выступает против военного переворота».
Чтобы это бы значило, если совсем недавно из Анкары звучали иные заверения? Ранее глава МИД Турции Ахмет Давутоглу уверял: «Критика турецкого правительства в отношении военного переворота в Египте не означает вмешательства во внутренние дела этой страны». Напомним и о том, что летом нынешнего года вице-премьер Турции Бюлент Арындж убеждал, что «Турция не намерена разрывать отношения с Египтом из-за военного переворота, и не планирует прекращать оказание ему финансовой помощи». Но уже тогда возникал интригующий вопрос: «Если Турция намерена продолжать оказывать Египту финансовую помощь, то кому она будет адресована, если она не признаёт новые власти?».
Неслучайно Каир ввёл визовый режим для граждан Турции, а также не раз выражал протесты Анкаре по поводу вмешательства в свои внутренние дела. При этом египетский МИД призывал Турцию проявлять «большую сдержанность в интересах двух стран, которые должны превосходить партийные интересы». Это был открытый намёк на альянс между правящей в Турции партией и «Братьями-мусульманами». В итоге посол Турции в Египте Хюсейн Авни Ботсалы был вызван в МИД этой страны, где ему было сообщено об объявлении персоной нон грата и снижении уровня дипломатического представительства. В свою очередь Анкара приняла аналогичные ответные меры, также объявив посла Египта в Турции персоной нон грата.
Известно, что Турция осудила военный переворот в Египте 3 июля, в результате которого от власти были устранены «Братья-мусульмане» и президент Мухаммед Мурси. При этом премьер- министр Эрдоган требовал срочного созыва Совета безопасности ООН, посвящённого исключительно ситуации в Египте. Похоже, что Анкара пыталась провести в отношении Египта санкции, какие ранее были приняты в отношении Сирии. В этой связи многие эксперты предполагали, что Анкара, сделав ставку на «Братьев-мусульман», намерена пустить события в Египте по сирийскому сценарию, подтолкнуть прерванное событиями в Сирии и военным переворотом в Египте так называемое «триумфальное шествие исламизма в регионе».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако Турцию не поддержали её союзники — США и Европа. ООН и другие мировые державы также не признали свержение Мурси военным переворотом, выступили с призывом к новым властям страны «перейти к скорейшему восстановлению демократии в стране». Почему? Причин несколько. Прежде всего, оказавшиеся у власти «Братья-мусульмане» не смогли обеспечить в египетском обществе демократический процесс. Во-вторых, из-за ослабления центральной власти появилась угроза развала Египта. Наконец, дестабилизация в Египте, наряду с гражданской войной в Сирии, могла бы окончательно развалить сложившуюся хрупкую систему безопасности в масштабах всего Ближнего Востока.
В такой ситуации, Турция могла бы проявить определённую гибкость, используя своё влияние среди оказавшихся в оппозиции «Братьев-мусульман» с целью помочь Каиру справиться с кризисом и вернуть противостояние в политическое русло. Такого не происходит.
Вдобавок здесь есть один важный нюанс. «Братья-мусульмане» действовали в рамках сирийской стратегии Турции, выступая с призывами агрессии против Сирии. Сейчас новые власти Египта выступают за урегулирование сирийского кризиса мирным путём и поддерживают проведение конференции «Женева-2», с тем чтобы «найти решение, которое позволит сохранить территориальную целостность Сирии». К тому же через Каир стал проходить важный политико-дипломатический «трафик» по подготовке этого форума, что заметно поднимает авторитет и роль Египта, как на региональном, так и международном уровне. Более того, как справедливо отметил руководитель арабской службы новостей Trend Руфиз Хафизоглу, «если принять во внимание то, что в последнее время связи между Каиром и Москвой прогрессируют, то можно считать, что место Турции в Египте займёт Россия», а «Анкара в результате политики жёсткой критики, осуществляемой нынешним правительством, полностью потеряла Каир». Это стало также одной из причин политического раздражения Анкары, которая ранее чувствовала себя чуть ли не роли главного покровителя и вдохновителя «египетской революции».
Правда, в Турции не все разделяют радикальные подходы к выстраиванию отношений с Египтом. Так президент Турции Абдуллах Гюль заявил, что «Турция надеется наладить отношения с Египтом», так как «это — два больших государства, которые граничат через Средиземное море, и которые на протяжении всей истории многое связывает». Но это пока только слова. Как сообщают каирские СМИ, Египет выдвинул перед Турцией ряд требований, выполнение которых необходимо для нормализации отношений двух стран. Одно из них, видимо, самое главное: «Эрдоган должен завершить свою войну против Египта», а Турция «прекратить принимать на своей территории представителей «Братьев-мусульман», которые, по оценке Ahram Online, стремятся, опираясь на поддержку некоторых внешних сил, «дестабилизировать промежуточный период в стране». Но услышат ли в Анкаре призывы из Каира?
Комментарии читателей (0):