OSTKRAFT еще в мае 2013 года написал (http://ostkraft.ru/ru/articles/692) о высокой возможности конфликта между старшей дочерью президента Ислама Каримова - Гульнарой (Гугушей) Каримовой и фактическим "серым кардиналом" Узбекистана главой Службы национальной безопасности Рустамом Иноятовым.
Что же сейчас происходит с дочерью Ислама Каримова и главное вокруг нее?
Общепринятая версия следующая. Во время одной из частных вечеринок Гульнара Каримова выразила мнение, что следующим президентом Узбекистана после Ислама Каримова может стать ее деловой партнер Акбарали Абдулаев, он же - племянник официальной жены Ислама Каримова Татьяны.
По данным узбекских оппозиционных экспертов, под оперативным контролем у Акбарали Абдуллаева состояли Ферганский нефтеперерабатывающий завод, Кувасайский цементный завод, «Кувасай текстиль», «Фергана текстиль», «Кварц», текстильная фабрика «Silver Silk», отели «Asia» и ряд других хозяйствующих субъектов. Доля Гугуши в прибыли от деятельности этих предприятий, по оценкам тех же экспертов, составляла от 50 до 70 миллионов долларов в месяц.
Вскоре Абдулаев был задержан СНБ и Гугуша в крайне резкой форме потребовала от главы СНБ Иноятова освободить своего компаньона. Дальше, как сообщили многие CМИ, 20 октября 2013 года Рустам Иноятов, чаша терпения которого была переполнена оскорблениями со стороны Гульнары Каримовой, попросил президента страны принять его «по очень важному и безотлагательному делу».
На этой судьбоносной встрече главный чекист Узбекистана и представил Каримову всю информацию о незаконной деятельности Гугуши. Но только очень наивный или очень далекий от реалий человек может представить, что Каримов был не в курсе всех коммерческих проектов его дочери. Иноятов же явно претендует на лавры этакого узбекского Андропова, не побоявшегося рассказать о незаконной деятельности любимой дочери президента её отцу. Для ощущения полного дежавю в этом деле не хватает ещё дела о контрабанде бриллиантов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
После этого – как по команде - сразу несколько СМИ рассказали якобы со слов охранников резиденции Каримова Оксарай (то есть работников СНБ) , об избиении Исламом Каримовым своей любимой дочери и о доблестных охранниках, пытавшихся это избиение остановить! Вот здесь сценаристы "активного мероприятия" из СНБ явно (и возможно умышленно, учитывая крайне жесткую борьбу за власть в самом СНБ) допустили явный перебор.
Не может быть в современном Узбекистане никаких утечек из Оксарая! Что ж реально происходит сейчас во властной элите Узбекистана и кто выйдет победителем из этой "схватки бульдогов под ковром"?
Рустам Иноятов явно был спровоцирован на фальстарт и этот фальстарт в борьбе за высшую должность в Узбекистане в скором будущем может стоить ему отставки - Каримов просто не потерпит концентрации такого объема власти в одних руках. Пост главы СНБ в таком случае может занять - пусть и на время - лояльный Гугуше нынешний первый заместитель Иноятова Шухрат Галямов, хотя раньше его шансы оценивались не столь высоко.
Для Запада, от которого в чуть ли не в решающей степени будет зависеть властная структура послекаримовского Узбекистана, Иноятов - фигура совершенно неприемлемая. Он (и во многом справедливо) служит символом крайне жесткой системы подавления в этой среднеазиатской стране.
Весьма показательно, что буквально в прошедшую пятницу Комитет ООН против пыток обвинил узбекские власти в массовом использовании пыток. Комитет сослался на "множественные и не прекращающиеся заявления" о том, что задержанные в Узбекистане подвергаются избиениям и изнасилованиям с целью добиться от них признательных показаний.
В то же время после - столь разрекламированной в СМИ и затратной с точки зрения себестоимости этой кампании - "волны гонений со стороны СНБ" Гугуша начала становиться для западного общественного мнения главным оппозиционером в Узбекистане. В расчетах изобразить из Гугуши "жертву режима" и с помощью нового образа достичь ряда новых целей.
Первое: постараться вернуть арестованные на Западе активы Гугуши (или по крайней мере сделать возможным их возвращение владельцу после смены режима в Ташкенте). По предварительным оценкам, у Гугуши на Западе было заморожено минимум 800 млн долларов. Согласно международному законодательству (конвенциям ООН и ОЭСР - Организации экономического сотрудничества и развития), коррупционные и отмытые средства подлежат конфискации в том государстве, где раскрыто и установлено их преступное происхождение. Но теперь Гугуша - "жертва произвола СНБ " и её деньги уже становятся доходами некоррупционного происхождения - формально Гульнара Каримова теперь просто "независимый предприниматель", что дает ей возможность поставить вопрос (пусть и не сразу) о размораживании её активов.
Второе: "разгром бизнес-империи Гугуши" освобождает её от обязательств платить её кредиторам по финансовым обязательствам. Конечно, она могла бы просто "кинуть" своих кредиторов, как уже бывало (стоить вспомнить хотя бы историю с компанией "Зеромакс"). Но это для "жертвы режима", активно стремящейся заручиться поддержкой как западных властных элит, так и общественного мнения, не комильфо.
Процесс передачи власти в Узбекистане еще не запущен, но борьба за эту власть вышла уже наружу. Снова встает вопрос: обладает ли Россия объективной информацией о том, что РЕАЛЬНО происходит не только во всем Узбекистане, но и в окружении Каримова или вся политика строится на основе подобных утечек информации, любезно предоставленной Рустамом Иноятовым в ходе заказной кампании в азиатских, российских и азербайджанских СМИ.
Комментарии читателей (1):
А никому не приходит в голову, что вся эта катавасия - это спектакль по разработанному СНБ РУз сценарию и ею же исполняемый? С целью создать Гугуше во мнениях темного, забитого, доверчивого народа имидж оппозиционерши и правозащитницы? Чтобы в свое время она по просьбам и мольбам "народа" выставила свою кандидатуру на очередных президентских (а может, и досрочных) выборах? И чтобы потом на белом коне въехать в ханский дворец ("чуров" - поможет!)?
И всякий раз для себя говорил: "Да!"
"Возятся", чтобы общественность и народ приняли Гугушу за луч Солнца в темном ханстве. А переход «трона» именно Гульнаре чрезвычайно необходим ее родителю, действующему «монарху», готовящемуся уйти на покой и гарантированное доживание своего века.