Что предложит Путин Эрдогану - стратегическое партнёрство или ограниченное сотрудничество

Есть ли партнёрство после Сирии?
18 ноября 2013  22:09 Отправить по email
Печать

Стало известно, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибудет с визитом в Россию. Он примет участие в IV заседании российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня, проведёт переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Планируется обсуждение вопросов о сотрудничестве в сфере энергетики, экономики и туризма. Предполагается, что будет подписан ряд соглашений. При этом будут обсуждены перспективы российско-турецких отношений, региональные проблемы, и в частности, вопросы урегулирования сирийского кризиса.

Конечно, это - не первый визит Эрдогана в Россию и не первая его встреча с Путиным. Между лидерами двух государств, как отмечает газета Zaman, «сложился особый стиль во взаимоотношениях, поскольку им принадлежит заслуга в обеспечении «прорыва», особенно в торгово-экономических связях». По данным управления статистики Турции, товарооборот между странами в 2012 году составил более 33 млрд долларов и с 2009 года наблюдается положительная динамика. Россия входит в пятерку основных торгово-экономических партнёров Турции. Заявлено о возможности повышения этой планки до 100-150 млрд. Как считает посол Турции в России Айдын Сезгин, «созданы все предпосылки для того, чтобы в ближайшее время достигнуть этой отметки». При этом глава дипломатической миссии подчеркнул, что «российско-турецкие отношения находятся в настоящее время на высочайшем уровне».

По логике такие индикаторы должны вести к более тесным политико-дипломатическим контактам. Однако с недавних пор в российско-турецких отношениях все более ощущается реализация лозунга, озвученного министром энергетики Турции Танером Йылдызом: «Экономика - отдельно, политика - отдельно». Отметим и то, что в последнее время в турецких СМИ в характеристиках взаимоотношений между Анкарой и Москвой исчез термин «стратегическое партнёрство», и используется понятие «ограниченное сотрудничество». Причина понятна: разные позиции России и Турции в отношении сирийского кризиса, выявление фактора лимитов во внешнеполитической кооперации по широкому кругу региональных вопросов.

Одно дело, когда Анкара выстраивала свою региональную политику с оглядкой только на Вашингтон. Другое дело, когда Вашингтон и Москва стали выступать в кооперации на сирийском и иранском направлениях, выставлять на первые позиции политико-дипломатические приёмы урегулирования разных по своей природе кризисов. Анкара не смогла быстро приспособиться к меняющейся ситуации. Тем не менее, некоторые шаги в сторону от прежней позиции она всё же предпринимает. Неслучайно и то, что Турция, в первом случае, начинает всё более активно поддерживать идею созыва мирной конференции по Сирии «Женева-2», а в отношении Ирана заявлено о целесообразности расширения энергетического сотрудничества: готовности увеличить закупки иранского газа и нефти. В то же время очевидно и то, что традиционное использование только экономического ресурса для решения внешнеполитических задач Турции уже недостаточно.

Что касается России, то она заинтересована не только в сохранении, но и упрочнении позитивного потенциала в своих отношениях с Турцией. При этом в Кремле понимают, что для конвертации экономического сотрудничества двух стран в более прочный политический диалог необходимо время. Да и сам ход, как мировых, так и региональных событий подталкивает Турцию к принятию новых решений. Неслучайно накануне заседания российско-турецкого совета сотрудничества на высшем уровне, в турецких СМИ увеличилось количество публикаций, в которых анализируются возможности вступления Турции в Таможенный союз. Хотя это вероятная, но отдаленная перспектива для Турции, как пишет Zaman,«период концентрированных усилий на вступлении в ЕС в качестве полноправного члена завершается». Но как долго останется в силе позиция Турции - быть в отношении Запада на расстоянии вытянутой руки и пытаться развивать более тесные, на уровне кооперации, отношения с Востоком в целом, и с Россией - в частности, пока никто не знает.

Возможно, в ходе переговоров Путина с Эрдоганом турецкая сторона заявит о каких-то новых экономических и дипломатических инициативах в отношении России. Во всяком случае, сейчас многие турецкие СМИ пишут о «выявлении Анкарой необходимости нового внешнеполитического поворота, чтобы избежать формирующейся неблагоприятной геополитической среды». Но на данном этапе, как считает профессор Ближневосточного университета Октай Танрысевер, главное, чтобы Москва и Анкара предотвратили негативное влияние имеющихся разногласий на дальнейшее развитие двусторонних отношений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть