Посол США в Азербайджане Ричард Морнигстар выступил, на первый взгляд, со странным заявлением. По его словам, «информация о том, что президенты Азербайджана и Армении встретятся в Вильнюсе в рамках саммита «Восточного партнерства», не соответствует действительности». В то же время он выразил надежду, что «встреча между президентами состоится».
Если бы такие заявления прозвучали бы из Еревана или Баку, то они воспринимались бы естественно. Но когда помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд заявила, что «госдепартамент США приветствует решение президентов Армении и Азербайджана возобновить прямые переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, провести впервые за два года встречу в ноябре», складывается впечатление, что патронаж над процессом карабахского урегулирования перешел к США.
Россия после серии проведенных при ее посредничестве саммитов Алиев-Саргсян публично не выдвигает никаких инициатив по карабахскому урегулированию. Одно время Париж намекал, что имеет какие-то свои рецепты как «вылечить карабахскую болезнь», но и у него ничего не получилось. Что касается Вашингтона, то президент США Барак Обама призывал Алиева «найти решение карабахской проблемы на основе достигнутых прежде компромиссов». В то же время американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик заявил, что «у него нет своего сценария по карабахскому урегулированию».
Напомним, что согласие Алиева и Саргсяна на встречу явилось результатом состоявшегося 4-5 ноября визита сопредседателей Минской группы в регион. Кстати, «Первый армянский информационный канал», комментируя еще в конце июля итоги встреч глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана друг с другом и с сопредседателями Минской Группы ОБСЕ, отмечал, что « стороны осознают необходимость такой встречи и обсуждают это с сопредседателями». В этой связи были названы три причины, объясняющие необходимость такого саммита:
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 20.11.13 Когда и как Баку и Ереван пригласят к диалогу Степанакерт / Станислав Тарасов
- 13.11.13 Официальная Чехия признала особый статус Приднестровья и Нагорного Карабаха
- 14.10.13 Разрыв: Азербайджан между ЕС и Россией
- 14.09.13 Секретное соглашение Турции и США об уступках в пользу Армении и дефицит безопасности Азербайджана
1.Либо встреча очень необходима лично президентам, особенно с точки зрения их внутренних проблем.
2.Либо она нужна сопредседателям Минской группы ОБСЕ , чтобы уменьшить опасность возобновления войны.
3. Либо сопредседатели сделали сторонам новые предложения, в результате чего возникла необходимость обсудить их на президентском уровне. Действительно, сопредседатели МГ ОБСЕ намекали, что «представят сторонам новые подходы, которые помогут сдвинуть с места процесс урегулирования конфликта». Но что это за «подходы», существует ли какой-либо новый сценарий урегулирования конфликта, пока неизвестно.
Конечно, президенты Азербайджана и Армении будет встречаться не для того, чтобы сыграть в нарды или попить чайку. Надо полагать, что им предложена определенная переговорная повестка. Накануне большинство депутатов Национального собрания (парламента) Армении не поддержало законопроект об официальном признании Нагорно-Карабахской республики (НКР). За предложение оппозиционной фракции «Наследие» выступили лишь 10 депутатов из 131.Ясно, что признание Арменией НКР суверенным государством означало бы срыв саммита Алиев- Сарсян. Но зафиксирована позиция, озвученная замминистра иностранных дел Шаваршем Кочаряном: «Де-факто Армения давно признала НКР. Между нами заключено около 100 договоров, и они работают на паритетной основе. Минский процесс урегулирования конфликта подразумевает выработку единого подхода Армении и Азербайджана к его решению, после чего к составлению мирного договора подключится и НКР». В свою очередь армянская газета «Грапарак» сообщает, что встреча Алиев-Саргсян может состояться 19 ноября в Вене или в Цюрихе. При этом газета со ссылкой на «осведомленные источники» констатирует: «Американская сторона хочет зафиксировать вывод переговорного процесса из тупика, чтобы удержать Россию от применения осетино-абхазского сценария». Это - первое. Второе: «в ходе ожидаемой встречи армянская сторона будет настаивать на возвращении Карабаха за стол переговоров».
Напомним также и о том, что недавно турецкая газета Today`s Zaman со ссылкой на «дипломатический источник» также выступила с сенсационной новостью: «Анкара запросила поддержку у Швейцарии, чтобы помочь преодолеть конфликт между Арменией и Азербайджаном и открыть путь для Анкары восстановить отношения с Ереваном». По словам источника, глава МИД Турции Ахмет Давутоглу дал понять, что «Азербайджан не будет возражать против открытия Турцией границы с Арменией, если Ереван покинет пять из семи прилегающих районов», а «Ереван заявил, что может уйти из пяти прилегающих районов». Официальный Ереван назвал эту информацию «идиотской». Но если в предложенной Минской группой ОБСЕ повестке саммита Алиев-Саргсян действительно содержатся пункты об освобождении некоторых районов Азербайджана в обмен на «что-либо иное», то подключение к переговорному процессу Степанакерта становится неизбежным.
По косвенным признакам можно сделать следующие выводы. На заседании 14 ноября Постоянного совета ОБСЕ в Вене сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта обозначили позицию, согласно которой мирное решение карабахского конфликта не имеет альтернативы. Это дает основание предполагать, что конфликтующим сторонам предложат в Вене подписать пакт о прекращении состояния войны. Азербайджан может пойти на такой шаг, но при условии, что сценарий дальнейших пошаговых действий будет его устраивать вообще, или только «на данном этапе». При этом Азербайджану будет необходимо радикально изменить свою идеологию на карабахском направлении, что вряд ли возможно сделать в результате только двухсторонних договоренностей.
Дело в том, что после заявления о присоединении Армении к Таможенному союзу появились «глухие» намеки со стороны Москвы о новых гарантиях безопасности Карабаха, что, кстати, видимо, дает основания источникам армянской газеты «Грапарак» говорить о возможностях со стороны Россию применить в отношении Карабаха «осетино-абхазский сценарий». При этом некоторые эксперты не исключают того, что при определенных обстоятельствах, связанных, прежде всего, с развитием ситуации на Большом Ближнем Востоке, Россия может выступить со своими новыми, неожиданными - как для Баку, так и Еревана - «инициативами » по урегулированию карабахского конфликта.
Если это так, то тогда предстоящий саммит Алиев-Саргсян, активно поддерживаемый США, ориентирован, в первую очередь, на упреждение нежелательного для обеих сторон развития событий. Не случайно бакинские и ереванские политологи, ссылаясь на известные официально декларируемые позиции Азербайджана и Армении, призывают «не ожидать от саммита каких-либо сенсационных результатов». Главное - вступить в личный контакт и таким образом обозначить начало переговорного процесса. Вот почему заявление посла США в Азербайджане Ричарда Морнигстара о том, что президенты Азербайджана и Армении не будут встречаться в Вильнюсе в рамках саммита Восточного партнерства, можно оценивать как мнение хорошо осведомленного дипломата. Действительно, о чем можно будет говорить в Вильнюсе, если все будет до этого оговорено в Вене.
Комментарии читателей (1):