«С учётом высокого уровня политико-дипломатических отношений между двумя странами, перспектив развития наших экономик, взаимной заинтересованности в успешном завершении переговоров по Соглашению о свободной торговле между Вьетнамом и Таможенным союзом с участием России, Белоруссии и Казахстана, уверен, что российский бизнес в будущем укрепит и расширит инвестиционную деятельность во Вьетнаме» (из интервью президента Вьетнама Чыонг Тан Шанга «Российской газете»).
Официальный визит главы государства куда-либо, это всегда возможность значительных перемен для всех участников переговоров.
Не успел закончиться визит президента России во Вьетнам, как оказалось – что подписано уже 18 соглашений по самым различным областям сотрудничества, начиная от военной сферы и заканчивая образованием и медициной.
Вьетнам - давний стратегический партнёр России (а прежде СССР). Несколько более холодными были отношения в конце 80-х и 90-х годах, однако в новом тысячелетии был взят курс на укрепление связей между странами.
Политический диалог двух стран в последнее десятилетие весьма активен, что указывает на появление сильной заинтересованности России в активном партнёре в зоне Юго-Восточной Азии. И на эту роль более всего претендует именно Вьетнам.
Попытка России укрепиться в Южной Азии потерпела поражение, поскольку по итогам выборов в Пакистане новый лидер страны взял курс на повторное сближение с США (прежнее руководство фактически заблокировало этот курс сотрудничества и начало развивать отношения с Россией).
И вот не позднее, чем через месяц после бурного примирения Пакистана и США и очередного охлаждения пакистано-российских отношений, состоялся визит президента России во Вьетнам.
В первую очередь естественно речь идёт о долгосрочных торгово-экономических соглашениях. Естественно – нефтегазовая область. Только в настоящее время во Вьетнаме действует около 100 российских инвестиционных проектов. Они касаются как непосредственно экономического сотрудничества, так и разработке шельфов СРВ.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ещё в 2005 году товарооборот между странами превысил психологическую отметку в 1 миллиард долларов США и с тех пор только возрастает. Поставлена цель достичь товарооборота в 7 млрд долларов США к 2015 году. И что самое главное – основными товарами на экспорт во Вьетнам идут не сырьё, а достаточно дорогие товары и машины. Что несомненно способствует укреплению промышленности двух стран. Но вместе с тем резервы потенциального экономического сотрудничества далеко не исчерпаны. Что предполагает их развитие в дальнейшем.
Кроме того, Вьетнам – это один из ключевых партнёров России в сфере военно-технического сотрудничества. Поставки российской военной техники, подводных лодок, а также и постройка атомной электростанции укрепляют позиции Вьетнама в регионе. А вместе с тем растёт и присутствие России и отстаивание ей своих внешнеполитических интересов в Юго-Восточной Азии, что становится немаловажным с учётом его бурного развития. Конечно у России могут возникнуть определенные трудности, поскольку частично закупки вооружений ведутся Ханоем в пику Китаю, также стратегическому партнёру России в Тихоокеанском регионе.
Но отношения отнюдь не довольствуются двусторонностью процесса. В настоящее время Вьетнам очень серьёзно претендует на место среди стран Таможенного союза, а Россия (правда с несколько меньшей активностью) на дополнительные соглашения с АСЕАН (на данный момент РФ – полномасштабный партнёр по диалогу). Кроме того – не исключён и вариант развития сотрудничества между Вьетнамом и ШОС. Последнее, кстати, представляет максимально полный вариант использования стратегического партнёрства.
Пополнение ШОС за счёт Вьетнама кажется вполне оправданным. С учётом того, что подписанный некоторое время назад Меморандум о сотрудничестве ШОС и АСЕАН работает слабо и неэффективно, то именно здесь активная позиция Ханоя могла бы принести немалые плоды. Вступление Вьетнама в ШОС (даже в статусе наблюдателя) позволило бы активизировать инвестиционное экономическое сотрудничество и свободнее действовать на территории России и стран Центральной Азии.
Сближение России и Юго-Восточной Азии вполне оправданно. Особенно на фоне активизации программы США по проекту «Великий шёлковый путь». Собственно говоря – название не случайно. Геополитические интересы Вашингтона по контролю в Средней и Южной Азии как раз пролегают по трактам древних торговых путей. Самая главная проблема – выйти из зоны влияния России и Ирана, которые обойти по суше просто не получается. А пару лет назад добавились и проблемы с Пакистаном, который впрочем вернулся в лоно проамериканизма.
Однако, пока США упорно стараются проложить себе дорогу на восток в Китай, Россия успешно охватывает его снаружи и заключает в своего рода кольцо. С Востока и Юго-Востока – Южная Корея, Китай, Вьетнам. Выход через Малайзию и Индонезию в Южную Азию (Бангладеш, Индия и возможно Пакистан). Через Иран и Йемен в Северо-Восточную и Северную Африку.
Чей вариант геополитических интересов окажется в итоге более оптимальным – покажет время. Но на данный момент представляется, что Россия, идя мирным путём переговоров, сможет достичь большего. И заигрывания с Вьетнамом – далеко не последняя козырная карта Москвы в игре под названием «Большая политика».
Комментарии читателей (0):