Дружеские многосторонние связи между Россией и Кувейтом на днях получили хороший импульс на их дальнейшее развитие. Глава МИД Кувейта Сабах Халид Аль Сабах, находившийся в Москве, передал от эмира страны шейха Сабаха аль-Ахмеда аль-Джабера Аль Сабаха приглашение для президента РФ Владимира Путина посетить Кувейт, где пройдет арабо-африканский саммит.
«Для меня честь передать послание от эмира Кувейта с приглашением для президента Российской Федерации Владимира Путина посетить в ноябре этого года в качестве председателя „группы двадцати“ арабо-африканский саммит», — отметил министр иностранных дел Кувейта. По мнению кувейтского министра, «присутствие Путина на этом саммите станет гарантом успеха» саммита.
Одновременно и Россия заинтересована в наращивании контактов с Кувейтом как в двустороннем формате, так и в рамках взаимодействия с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе переговоров со своим кувейтским коллегой. Это естественным образом вытекает как из всего хода исторических событий, так и из наших дружественных двусторонних связей и контактов.
Сегодня в регионе происходят весьма бурные события, и поэтому регулярный и доверительный обмен мнениями с нашими друзьями в регионе Персидского залива дает дополнительную возможность лучше понять происходящее и постараться внести вклад в усилия по мирному урегулированию конфликтов на этом важном для России географическом пространстве.
Вместе с тем и глава МИД Кувейта согласен, что состоявшаяся между ним и С. Лавровым встреча и прошедшие на ней переговоры свидетельствуют о глубине отношений между Россией и Кувейтом. «Нет сомнений, что наши страны заинтересованы в том, чтобы этот визит стал мощным толчком для дальнейшего развития наших дружественных отношений», — отметил он.
По итогам встречи было особо отмечено стремление Россия и Кувейта диверсифицировать отношения в сфере экономики и инвестиций. «Мы затронули пути развития отношений в таких областях, как политика, экономика, военно-техническая сфера, наука и образование, — информировал кувейтский министр. — Все эти области представляют взаимный интерес и пользу для обеих стран. Договорно-правовую базу наших отношений составляют различные соглашения и меморандумы о взаимопонимании. Общее число их достигло 19».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сабах Халид аль-Хамад Аль Сабах также отметил, что на переговорах было отмечено общее стремление к диверсификации любых двусторонних связей. «Мы заинтересованы искать новые каналы для диверсификации сотрудничества в экономике и инвестициях, — добавил он. — Кувейт осуществлял инвестиции в экономику РФ. Надеемся, что будем осуществлять это и в будущем».
В Москве двустороннюю встречу расценили как весьма важную и своевременную, нацеленную на придание нового импульса укреплению политического диалога между Россией и Кувейтом, развитию двустороннего взаимодействия в различных областях. «Высоко ценим дружественные российско-кувейтские связи, которые, без преувеличения, проверены временем и имеют богатый потенциал развития, традиционно близки или совпадают наши подходы к основным проблемам региона и мира. С обеих сторон подтверждается заинтересованность в наращивании разнопланового торгово-экономического партнерства, реализации совместных проектов в инвестиционной, банковской, энергетической, инфраструктурной и высокотехнологичной сферах. Имеются хорошие возможности для сотрудничества в области науки, образования и культуры», — говорится в сообщении МИД России.
Подобные дружеские связи возникли не вчера, и они насчитывают более чем вековую историю. В начале XX века в результате визитов российских военных кораблей в эмираты Персидского залива были сразу же установлены прямые связи с их правителями. Особенно дружеские отношения были установлены с кувейтским шейхом Мубараком Аль Сабахом, который даже обратился за помощью к Санкт-Петербургу. Эта история обращения Мубарака Аль Сабаха за российской помощью — одна из интереснейших и уникальнейших страниц отношений России с Кувейтом и лично с его правителем.
Стремясь выйти из того тревожного и беспокойного положения, в котором Кувейт, по словам шейха Мубарака, пребывал вследствие действий, с одной стороны, ,,вероломных турок", а с другой — ,,докучливых" англичан с их ,,навязчивыми предложениями покровительства", он попытался довести до сведения русских дипломатов ,,мольбу о помощи". Просил через посредника, русского подданного Алиева, сообщить Круглову и Овсеенко (российские консулы в регионе Персидского залива) о его готовности предоставить русским возможность ,,принять меры, необходимые для безопасности Кувейта", и, если потребуется, водрузить в этих целях флаг России на территории Кувейта", земли независимой, ,,исконно принадлежащей роду Мубарака ас-Сабаха".
По общему настроению шейха видно было, рассказывал Алиев, что в случае отказа русских он вынужден будет обратиться за помощью к англичанам. В письме шейха Мубарака на имя Овсеенко на этот счет говорится следующее: ,,Я — Ваш друг искренний, в большей степени даже, чем Вы предполагаете", а в послании Круглову — что о его, Мубарака, намерениях в отношении России Алиев известит русского консула устно. ,,Мы уже поручили ему (Алиеву — В.М.), — писал Мубарак, — передать все, что у нас на уме. Этого для Вас достаточно". Не удовлетворившись, однако, устным изложением важных просьб Мубарака, Овсеенко попросил Алиева съездить в Кувейт и передать шейху, чтобы он все свои намерения в отношении России изложил письменно.
По возвращении из Кувейта Алиев сообщил Овсеенко, что ,,шейх Мубарак после долгого раздумья и колебаний согласился, наконец, принять его совет". Вместе с тем, не будучи до конца уверен ,,в полном успехе своего ходатайства" и боясь в случае отказа скомпрометировать друга своего, басрийского вали, он ,,не решился изложить в письме вполне открыто и подробно свою просьбу", полагая, впрочем, что ,,она достаточно понятна и без этого из одного содержания и духа его письма" на имя Круглова.
В этом письме, написанном, как и все прочие, Мубараком собственноручно и переданном через Алиева строго конфиденциально, шейх называет себя ,,самостоятельным, ни от кого не зависящим, наследственным правителем Кувейта". Взаимоотношения свои с турецким правительством он объясняет необходимостью, вытекающей из его владения недвижимым имуществом, расположенным на турецкой территории.
,,Да не скроется от Вас, — писал Мубарак, — что я в своей стране самостоятелен... и ни одно государство не мешается в мои дела. С Турецким же государством у нас существует текущая переписка по предмету владения нами имуществом на его стороне, без какого бы то ни было, однако, обязательства". В конце письма шейх вспоминает о посещении Кувейта в 1900г. русским военным судном ,,Гиляк", о том приеме и почестях, которые были оказаны Круглову и другим русским гостям. ,,Когда в прошлом году Вы пожаловали к нам, — говорится в письме Мубарака, — то я оказал Вам полную услугу в честь Вашего государства Высокого и во внимание к его прекрасному обхождению; и милостей у Вашего государства будет для всякого, кто практикует по отношению к Вам дружбу и почести". Это письмо Круглову Мубарак заканчивает так: ,,И я тогда устно оповещал Вас, что я не могу обойтись без Вашего внимания, и вот теперь снова этим письмом моим умоляю обратить на нас Ваше внимание".
Решение относительно дальнейшей политики России в Кувейте в свете ходатайства Мубарака было принято в Петербурге только в мае 1901 г. В директиве министра иностранных дел В. Н. Ламздорфа указывалось: ,,Благоволите передать Круглову, что какое бы то ни было вмешательство в кувейтское дело нежелательно ввиду неопределенности положения на месте, грозящего осложнениями".
В августе 1901 г. турецкие власти предприняли последнюю попытку силой заставить Кувейт подчиниться султану, направив туда морем небольшой отряд. Это встретило резкое противодействие со стороны командира немедленно прибывшего в Кувейтскую бухту английского крейсера. Заявив командиру турецкого корвета решительный протест, англичане недвусмысленно дали понять, что в соответствие с заключенным ранее (в 1899 г.) англо-кувейтским соглашением они не допустят высадки турецких войск, а в случае нарушения сделанного ими предупреждения — откроют огонь и ,,объявят, что Кувейт принимается под покровительство Англии". Турки были вынуждены ретироваться.
С этого времени Кувейт попадает под плотную опеку англичан. ,,Английский консул в Кувейте капитан Векслер, — писал русский консул в Басре Тухолка, — следят за каждым шагом Мубарака". Особенно поразило Тухолку то, что принимавший его сын Мубарака Салим встречался с русским дипломатом ,,не иначе как в присутствии капитана Шекспира, что в салоне шейха на видном месте висел портрет короля Эдуарда, а портрета султана вовсе не имелось" .
В марте — апреле 1902 г. район Персидского залива, в том числе и Кувейт, посетил действительный член Императорского общества любителей естествознания и антропологии Н. В. Богоявленский. Цель командировки в Залив первого русского ученого состояла в проведении зоологических исследований.
Шейх Кувейта, писал в отчете член Императорского общества любителей естествознания и антропологии Н. В. Богоявленский, посетивший регион Персидского залива, в том числе и Кувейт, просил меня передать генеральному консулу в Бендер-Бушире Г. В. Овсеенко о его неизменном желании состоять с ним в переписке, всячески подчеркивал, что ,,очень рад, если русские приезжают к нему", что ,,всегда готов оказать им все, что в состоянии«. На вопрос Богоявленского о том, что он лично мог бы сделать для шейха, правитель Кувейта сказал: «Одно сделайте для меня, если можете, — доведите до сведения Государя Императора в Петербурге, что я друг русских и считаю их за своих братьев». Самое большое впечатление на Мубарака, судя по рассказам Н.Богоявленского, произвела ,,величина России на карте земного шара". Шейх несколько раз просил его показать границы России, Англии И Франции. ,,Громадное протяжение России, занимающее половину Европы и Азии, произвело на шейха Мубарака, — писал Богоявленский, — ...прямо ошеломляющее впечатление".
Довольно обстоятельно шейх Мубарак расспрашивал Богоявленского о планах постройки дороги из России в Бендер-Аббас, о том, ,,где стоят русские военные суда", сколько времени им потребуется для того, чтобы прийти в Кувейт, если на то будет получен приказ русского правительства, где находится ,,Варяг". Относительно ,,Варяга«, замечает Богоявленский, «можно сказать определенно — впечатление на жителей арабского побережья Персидского залива он произвел громадное, славу о нем они разнесли по всей Аравии. Где бы я ни был, всюду одни и те же вопросы: Где теперь ,,Варяг», много ли у русских таких судов, как ,,Варяг«?
Записки русского ученого, так же как и донесения о Кувейте русских дипломатов, — материал уникальный как с точки зрения истории дипломатии России в бассейне Персидского залива, так и истории взаимоотношений двух государств —России и Кувейта. Тщательное его изучение дает основание говорить о том, что отношения эти носили в целом характер дружественный. И не здесь ли следует искать сегодня истоки взаимных симпатий и доверия?! Не здесь ли лежит объяснение того, что на протяжении довольно длительного периода новейшей истории освободившийся от английской опеки Кувейт был единственной страной Аравийского побережья Персидского залива, поддерживавшей дипломатические отношении с Советским Союзом!
Оценивая в целом развитие контактов России с эмиратами Персидского залива, в том числе с Кувейтом, следует иметь в виду тот факт, что они проходили в период обострения борьбы основных европейских держав за сферы влияния в различных районах мира, в частности и на Среднем Востоке. Действия России в Персидском заливе, как уже отмечалось, имели целью в то время, в первую очередь, помешать Англии полностью утвердить свое влияние, распространить его на соседние территория, в том числе Персию. Княжества Залива не представляли для России самостоятельный объект внешнеполитических интересов. Этим, наряду с другими факторами, можно объяснить довольно ограниченный характер и уровень взаимоотношений. В дальнейшем, по мере установления над княжествами английского протектората, а также англо-русского сближения накануне первой мировой войны, связи России с этим районом практически прекратились.
Если посмотреть на эти отношения намного шире и с точки зрения общих мировых отношений, то можно предположить, что судьба Кувейта, да и других эмиратов Залива могла бы развиваться несколько в ином ключе, и они смогли бы с помощью России добиться своей независимости еще в начале XX века. Однако мировая история пошла совершенно по другому руслу, выбив Россию из числа Великих держав, что полностью развязало руки Великобритании по установлению своего господства в арабских эмиратах и превращению Залива в «английское озеро». На значительный период своего времени арабские эмираты, в том числе Кувейт, погрузились в историческую спячку, из которой, кстати, первым вышел Кувейт в 1961 году, что доказывает мудрость и прозорливость его правителей из семьи Сабахов.
Виктор Михин
Член-корреспондент РАЕН
Комментарии читателей (0):