В древнем, да пожалуй и в современном мире тоже, существует огромное количество различных свадебных обычаев и обрядов. Часть из них изжила себя, но возрождается под лозунгами «возвращения к истокам», часть – до сих пор актуальна...
Древний Индостан. Загадочная и великая цивилизация, все тайны которой до сих пор не раскрыты. И вместе с прекрасной культурой, жемчужинами мысли и творчества – абсолютная дискриминация по отношению к женщине.
Женщины не ценились, их жизни приравнивались к нулю даже в случае рождения ими сыновей, в противном случае – и еще ниже. В наихудшем положении находились вдовы, которые должны были следовать в загробные миры вместе со своими мужьями, совершая обряд «сати» (самосожжения). Нужно понимать, что большинство женщин желало этой возможности не из исключительной любви к почившему супругу, а потому, что вдова в социальной градации ставилась даже ниже касты неприкасаемых и рабов и имела право на кусок белой грубой ткани для сари, бритую голову и нескольких щепоток риса и чашки воды в качестве дневного рациона.
Однако, те же самые индийские традиции, которые унижали женщин, предписывли и полную оплату семьей невесты всех свадебных церемоний, одаривание жениха и его семьи, что приводило (да и сейчас приводит) к непомерным денежным тратам. Пышные свадебные церемонии нередко загоняли в долги семьи девушек, которые они могли скомпенсировать только женитьбой своих сыновей. Несложно подсчитать, что сыновья - намного более экономически выгодное вложение в семейный бюджет. Дочери – лишние затраты. И именно поэтому наличие одной сестры у 5-6 братьев – это терпимо, а вот обратная ситуация – катастрофа.
Подобные традиции породили и последующие.
Естественно семьи с большим количеством дочерей были обречены. Особенно катастрофически это выглядело в периоды войн (когда погибало большое количество мужчин и они цениись на вес золота) и голода (когда приданое выплачивать было просто не из чего). Однако, культура нашла выход – девушек стали выдавать замуж в храмы, в таком случае «супругом» становилось божество, а супружеские обязанности выполняли жрецы. Так родилась храмовая проституция, поскольку в дальнейшем эти «жены» оставались жить при храме зарабатывая себе и своим детям на жизнь продажей своего тела прихожанам.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако религиозная Индия – совершенно непостижимая страна, которая принимает другие религии, не растворяя их в своей среде и не меняясь сама, оставляя свои обычаи и традиции в новых, привнесенных религиях.
Возникший буддизм не смог перебороть индийское отношение к женщине, хотя и несколько очистил его от кастовых наслоений. Однако – даже он не справился со свадебными церемониями. Они по прежнему отдавались на откуп семье невесты. Хотя буддисты получили возможность отдавать «лишних» дочерей в буддийские монастыри, таким образом складывая с себя дополнительное расходное бремя.
Пришедшее христианство также предполагало институт монастырей и монахинь. И несмотря на то, что девушка при постриге должна была пожертвовать что-то принимающему ее монастырю, это было несравнимо со свадебными затратами.
Сложнее складывалась ситуация с исламом. Как и остальные религии ислам, принесенный в Индостан сначала арабами, а затем уже и исламизированной цивилизацией Великих Монголов не смог полностью купировать индуистское отношение к женщинам. Хотя и оказал достаточное влияние на собственно свадебные церемонии. В частности – в оплате расходов начали участвовать и семьи женихов.
Современное мусульманское население Индии и Пакистана отмечает свадьбу не менее 2-х дней. И в первый день – «Бараат», когда происходит собственно бракосочетание, которое празднуется в доме невесты, расходы оплачиваются семьей девушки. Во второй день – празднование происходит уже в доме жениха (к тому моменту уже мужа) – и расходы соответственно несет жених. Но это касается самой свадьбы. А вот расходов на приданое никто не отменял. И хотя семья жениха и обязана выплатить невесте махр, одарить ее нарядами и золотом, то все равно эта стоимость не сравнится со стоимостью того, чем девушка должна обеспечить дом мужа.
Семья мужа обязана предоставить молодоженам только помещение – одну или несколько комнат в общем доме (семьи редко разделяются и чаще – после смерти родителей), все остальное привозит невеста: абсолютно вся мебель, посуда, бытовые вещи, все – от кондиционера до пилочки для ногтей. В новом доме невестке никто ничего не даст, если она не привезла этого с собой, она сможет пользоваться только своими вещами! И более того – ее вещами будет пользоваться и вся семья мужа, даже не спрашивая разрешения. Самая красивая мебель будет выставлена в мужской гостиной, на красивой посуде будет подаваться еда гостям, а под кондиционером (если он есть конечно) будет спать в летнюю жару семья сестры мужа, которая приехала погостить к родителям...
Именно это порождает практику огромных приданых в которых предусмотрено все по максимуму, насколько только это возможно для данной конкретной семьи.
Более того, если семья состоятельна и владеет землей, скотом, фабриками и прочим общим имуществом, то и из них девушке выделяется приданое в виде участка земли, определенном количестве животных или доли в предприятии. Поэтому наиболее состоятельные семьи стараются выдавать девушек замуж за «своих» (родичи из круга расширенного родства – кузены, дяди...), чтобы банально оставлять имущество в семье.
Как бы то ни было – даже в мусульманских семьях избыток девочек становился большой денежной нагрузкой. И в отличие от остальных религий – ислам не дает возможности «избавиться» от дочек поместив их в храм или монастырь. Именно это породило практику «невест Корана», которая к слову говоря абсолютно уникальна для Индостана и не имеет аналогов в остальном исламском мире. Более того – она противоречит и исламу, но на территории бывшей Индии много что противоречит исламу и вместе с тем прекрасно с ним уживается, так как например – система мусульманских каст!
Конечно, не все так ужасно, как представляется по описаниям западной прессы. Конечно, такие «вечные невесты» ухаживают за детьми братьев, убираются в доме, готовят, ограничены в общении с мужчинами (если это не родственники) и не могут выйти из дома без сопровождения старших родственниц. Но абсолютно также живут в Пакистане и замужние женщины, только что повелевает ими семья мужа.
Однако — есть нечно главное, что отличает «невест Корана» — этого института домашнего монашества — это невозможность иметь детей. И именно это — основное нарушение прав человека, которые казалось бы декларируются ООН.
Более того, в Индостане дети – особенно мальчики – это до сих пор символ самого главного богатства мусульманской семьи. К слову – бесплодные жены (даже если причина бесплодия в муже) стоят на социальной лестнице намного ниже «невест Корана».
Также и относительно выучивания Корана наизусть. Для мусульманина престижно знать наизусть главную книгу своей религии, быть хафизом, поэтому в большинстве мусульманских семей Индостана принято выучивать нескольких детей на хафизов в специальных школах или медресе.
В Пакистане, как условно мусульманской стране даже есть особые положения для этого. Так ребенок может прекратить обучение в светской школе после прохождения программы 5 класса и начать обучение в школе хафизов, после сдачи экзаменов и присуждения ему этого звания, он имеет право продолжить светское обучение в 9 классе общей школы (полное школьное обучение в стране 10 лет, в 9-10 классах сдаются итоговые экзамены, оценки которых выносятся в аттестат)! Хафизы идут отдельной строкой среди конкурсного отбора в государственных колледжах и ВУЗах, и нередко принимаются в них с гораздо более низкими баллами, чем с основного потока. Так что быть хафизом – это престижно, а заучивание, пусть даже наизусть, одной книги, вполне сопоставимо и обучением и сдачей экзаменов в колледже, поскольку при обычном заучивании не требуется ничего, кроме знания самого текста на арабском языке – ни понимание прочитанного, ни перевод на урду, ни какие-либо толкования при этом не изучаются.
Кстати – выбор за детей «становиться им хафизами или нет» также делает отец (или старшие родственники – дяди, дедушки) и не только за девочек, но и за мальчиков тоже. Дети просто лишены собственного мнения абсолютно во всех вопросах – что носить, где учиться, с кем дружить и даже на ком жениться.
Практика «невест Корана» - это экономически оправданная позиция обеспеченных семей, имеющих большое количество дочерей. Экономически оправданная – но не морально. Хотя протестовать против нее бесполезно. Жизнь девушки-мусульманки полностью подчинена отцу (или брату), а затем – мужу и его родственникам, иного она себе не способна и представить. Конечно сейчас постепенно появляются изменения в городах, но они очень и очень слабы.
А есть кстати и противоположные ситуации, когда девушки, насмотревшись на «счастливую жизнь» замужних сестер, отказываются идти замуж – и в этом случае их тоже никто не слушает и вопрос с замужеством решается из предпочтений семьи.
Конечно – обычай замужества за Кораном запрещен законодательно, как в Индии, так и в Пакистане. На деле же, доказать подобное, тем более что девушка не выдается замуж насильственно, практически невозможно. Более того, в странах нет законов, которые обязуют регистрировать детей в государственных административных органах сразу после рождения. И часто так получается, что девочек не регистрируют совсем, или регистрируют тогда, когда им требуется получить какие-либо документы (об окончании школы, свидетельства о браке). Так что о наличии в семье девушки, которую сделали «невестой Корана» может быть вообще неизвестно государству.
Образованные исламские ученые также находят эту практику противоречащей исламу и порицают ее, но – имущественные мотивы оказываются гораздо весомее и традиция продолжает существовать, особенно распространяясь в южных регионах страны – менее образованных и развитых.
Комментарии читателей (0):