Принц Бандар Бен Султан, как нам уже хорошо известно, поклонник тайных, закулисных махинаций и интриг, обычно любит оставаться в тени. Там всегда можно обделывать свои темные делишки, скрываясь от глаз общественности. Но иногда обстоятельства заставляют подобных любителей темных дел выходить на свет. Так случилось и с принцем Бандаром, который неожиданно вышел на яркую авансцену под ослепительные прожекторы мировых СМИ и дипломатии. Эту «славу» принесло ему открытое выступление перед рядом дипломатов с новой политикой Саудовской Аравии в отношении своего благодетеля — Соединенных Штатов. Произошло это следующим образом.
Приняв у себя дома в Джидде ряд представителей посольств европейских стран, глава саудовского КГБ поведал им, по словам американской Wall Street Journal, о ярости, охватившей страну после наметившегося ирано-американского сближения и прекращения военного участия США в Сирии. Застигнутым врасплох гостям он заявил, что в отместку королевство вернёт из Америки свои долларовые вложения.
Агентство «Рейтер», которое более детально сообщило об этой импровизированной пресс-конференции, сообщило о решении Эр-Рияда «существенно изменить внешнеполитический курс», пересмотрев свои отношения с США. По словам принца Бандара, это решение вызвано тем, что Вашингтон отказывается учитывать интересы Саудовской Аравии на Ближнем Востоке. В частности, он выразил недовольство бездействием США в Сирии, неспособностью американцев добиться прогресса в урегулировании палестино-израильского конфликта и отсутствием поддержки действий Эр-Рияда, подавившего восстание шиитов в соседнем Бахрейне. Кроме того, саудовские власти крайне раздражены начавшимся процессом нормализации отношений между странами Запада и Ираном — главным соперником королевства в Персидском заливе.
Принц Бандар особо указал, что разворот в сторону от США будет «действительно существенным», поскольку Эр-Рияд более не хочет оказываться в ситуациях, где он находится в зависимости от действий или бездействия американцев. В связи с развитием новой ситуацией, подчеркнул саудовец, саудовские дипломаты получат распоряжение резко ограничить свои контакты с американскими коллегами, сведя их к необходимому минимуму. Кроме того, Королевство начнет искать альтернативу США в качестве основного партнера в нефтяной сфере и главного поставщика вооружений для своей армии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Конечно, не хочется злословить, но почему-то на ум моментально приходит мораль одной из басен великого И. Крылова: «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!» Как говорят в Одессе, где Америка, а где Саудовская Аравия. Ну, не смешно ли?
Интересно, как же отреагировали официальные лица Вашингтона на все эти угрозы? А почти никак. Заявление Государственного департамента гласило, что политический курс Саудовской Аравии —это внутренне дело саудовцев, и Вашингтон не собирается в это вмешиваться. Прямо, как ушат холодной воды на горячие саудовские головы или если уж приводить в пример животных, как дробинка для слона. Правда несколько позднее администрация Барака Обамы несколько скорректировала свое заявление и сообщила, что она надеется в будущем сгладить противоречия с Эр-Риядом. «Мы понимаем: Саудовская Аравия разочарована тем, что не была проведена военная операция в Сирии, но надеемся на продолжение сотрудничества, — заявил госсекретарь США Джон Керри. — Я уверен, что США и Саудовская Аравия останутся друзьями и союзниками».
Действительно, как показывают события, саудовский король и его окружение глубоко разочарованы отходом Вашингтона от того стратегического курса, который вот уже 70 лет связывает обе страны, причем Эр-Рияд всегда был мальчиком на американских побегушках. Можно напомнить, что 14 февраля 1945 года, в конце Второй мировой войны, на борту корабля американского флота USS Quincy в Суэцком канале состоялась историческая встреча. Президент США Франклин Рузвельт подписал договор с королем Саудовской Аравии Абдул Азиз ибн Абд Рахман ибн Фейсал Аль Саудом (Ибн Сауд). По соглашению, Америка гарантировала неизменную поддержку саудовской королевской семье и нефтяной компании Aramco, пока те обеспечивают бесперебойные поставки черного золота. Эти отношения сохранились почти до последнего дня, несмотря на взлеты и падения в связи с палестино-израильским конфликтом. Но сейчас Вашингтон постепенно стал отходить от безусловной поддержки Эр-Рияда и причин здесь несколько.
Во-первых, это касается нефти, что весьма и весьма серьезно. Когда-то нынешние гуру американской внешней политики госсекретарь Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский заявляли, что если начнется 3-я мировая война, то она произойдет в Персидском заливе из-за нефти. И это соответствовало действительности. Американцы после налаживания прекрасных отношений с Эр-Риядом почти полностью законсервировали свои скважины, предпочитая за бесценок получать «черное золото» из-за рубежа.
Но времена изменились и появились новые технологии, которые позволили покончить с прежней энергетической зависимостью Америки. Так, за десять лет импорт энергоносителей в стране упал почти вдвое. Сокращение зависимости США от поставок нефти по большей части объясняется ростом внутреннего производства с помощью разработки сланцевых месторождений нефти и газа. Например, в начале 2013 года объемы американской добычи превысили отметку в 7 миллионов баррелей в день при годовом приросте в 20%. В ближайшее время, в 2017-2020 годах, США выйдут на первое место в мире по добыче нефти, оставив позади Саудовскую Аравию. Кроме того, некоторое время спустя они и сами могут начать экспорт углеводородов. Новый расклад означает, что Вашингтон будет рассматривать нефтяные монархии Персидского залива не как важнейших поставщиков, которым отводится ключевая роль в удовлетворении его энергетических потребностей, а как потенциальных конкурентов, в лучшем случае, как «жирных котов», которым за бешенные деньги можно продать горы оружия.
В связи с этим глобальный спрос на нефть из Саудовской Аравии постоянно снижается. Об этом говорится в открытом письме саудовского принца Аль-Валид бин Талала, адресованном министру нефти и минеральных ресурсов королевства Али аль-Наими. В письме племянник короля принц Аль-Валид выразил тревогу по поводу того, что 92% государственного бюджета зависят от нефтяных доходов. «Зависимость мира от нефти ОПЕК, особенно производства Саудовской Аравии явно и непрерывно снижается», — отмечается в письме. Принц добавил, что угроза со стороны сланцевого газа «определенно нарастает», и указал на недавний прогресс, достигнутый в этой области в Северной Америке и Австралии. «Диверсификация доходов является обязательным условием, и это требует четкого видения, которое должно быть реализовано немедленно», — заявил Аль-Валид. Он также призвал власти Саудовской Аравии подготовить планы по развитию ядерной энергетики и созданию возобновляемых источников энергии, для того чтобы «сократить как можно скорее местное потребление нефти».
Как результат, Соединенные Штаты уже не стремятся, как раньше активно и без оглядки на кого-либо, в том числе ООН, вмешиваться в новые Ближневосточные военные кампании, поскольку многолетние конфликты в Ираке и Афганистане обошлись очень дорого, а дивидендов весомых не принесли в связи с изменившейся концепцией. Сворачивание планов переформатирования Ближнего Востока неизбежно приведет к полной дестабилизации региона. И это в Вашингтоне прекрасно понимают, о чем заявил советник Белого Дома по национальной безопасности Том Донилон. Он отметил, что у Вашингтона в этом регионе существуют определенные постоянные интересы национальной безопасности, намекая на борьбу с терроризмом, безопасность Израиля и «исторически стабилизирующую роль в качестве защитника партнеров и союзников на Ближнем Востоке».
Во-вторых, в отношении сирийского конфликта Вашингтон достаточно четко дал понять Эр-Рияду, что не намерен активно «вкладываться» в сирийскую оппозицию. Более того, согласно полуофициальной информации, Барак Обама уведомил Москву, что никаких массированных поставок оружия сирийской оппозиции не будет. Об этом же официальные американские представители уведомили и «дружественную» им Сирийскую национальную коалицию. Будучи проинформированными о таком решении Вашингтона, в европейских столицах вполне обоснованно решили, что им тоже нет никакого резона слишком активно и демонстративно вмешиваться в сирийские дела. Например, Франция уже отказала «повстанцам» в ПЗРК «Мистраль», а Великобритания отделывается туманными обещаниями.
Визиты Бандара бен Султана в эти страны, и его прямые переговоры с руководителями европейских держав, несмотря на все его финансовые обещания и даже угрозы ухудшить торговые отношения, ситуации не изменили. Европейцы заверили принца, что они, безусловно, будут приветствовать военную победу оппозиции, признают новую власть в Дамаске, не откажут в помощи на последних этапах — но в настоящее время активной участвовать в сирийском конфликте нести новые финансовые расходы и тем более поставлять современное оружие оппозиции, просто не хотят. Аргументы саудовца о том, что западное оружие не попадет в руки «экстремистов», например членам террористической организации «Джабхат ан-Нусра», Европу все-таки не убедили.
В-третьих, после 11 сентября 2011 года американцы осознали, что угрожающий им цивилизационный конфликт связан с особой формой ислама, а именно ваххабизмом и салафитами. Здесь нельзя не обратить внимания на Саудовскую Аравию и Катар: эти версии ислама пустила там самые глубокие корни. Все террористы 11 сентября были радикальными суннитами, а 15 из них — выходцами именно из Саудовской Аравии. Американцы не могут не видеть, что подавляющее большинство потрясших Западный мир за последнюю четверть века терактов совершили именно последователями этих сект ислама. Последним тому примером стали кровавые события в Найроби. Не секрет для Вашингтона и то, что афганские талибы, исламисты из сирийского «Джабхат ан-Нусра» и прочие радикальные суннитские движения получают финансовую помощь и оружие из Саудовской Аравии.
Это понимание стало вполне очевидным, когда в 2013 году на пост главы ЦРУ был назначен прекрасно разбирающийся в этих вопросах Джон Бреннан. В течение года он посещал Американский университет Каира, где он выучил арабский и общие основы ислама. Потом работал в Национальном центре по борьбе с терроризмом ЦРУ, специализировался по Ближнему Востоку, участвовал в операции «Буря в пустыне». В 1995 году стал главой миссии ЦРУ в Эр-Рияде и наладил прекрасные отношения с Турки бен Фейсалом, многолетним главой саудовской разведки. Эти тесные связи с саудитами стали очень ценными для Джона Бреннана, и он сам говорит, что сформировался как специалист именно в Саудовской Аравии.
Он даже разделил с ваххабитами при дворе Эр-Рияда идеологическую установку, направленную против терроризма. «Ислам внес вклад в формирование моего видения мира», — неоднократно заявлял новый руководитель ЦРУ. Как и саудовцы, он отрицает, что террористы принадлежат к исламу, поскольку называет их обычными преступниками и пускается в обескураживающие рассуждения: «Мы не можем определять нашего врага как „джихадиста“ или „исламиста“, потому что джихад — это священная война, законный принцип ислама, который призывает к самоочищению и к очищению своего сообщества, но нет ничего святого, законного, ничего от ислама в том, чтобы убивать невинных людей, женщин и детей. Мы должны называть преступников „экстремистами“, а не „джихадистами“, потому что этот термин определяет того, кто ведет борьбу в святых целях. Термином „джихадист“ мы придаем действиям убийц налет религиозной законности, чего они страстно добиваются, и намекаем на то, что Соединенные Штаты якобы ведут войну против мусульманской религии».
В-четвертых, администрация Барака Обамы, по крайней мере на словах, решила наладить нормальный диалог с Тегераном, который в настоящее время является врагом № 1 саудитов. Здесь нужно обратить внимание на возвращение Ирана в мировую политику после избрания на пост президента умеренного и прагматичного Хасана Рухани. Иран занимает второе место в мире по запасам газа и третье по резервам нефти, в связи с чем ему вполне по силам изменить расклад в энергетической игре на Ближнем Востоке. Уровень образования 80-миллионного населения страны ничуть не уступает западному, и ее возвращение в мировую экономическую систему станет важнейшим событием со времен вхождения советского блока.
Кроме того, Иран, что весьма важно для Вашингтона в нынешней ситуации, сможет затормозить наступление Пекина и стать мощным региональным противовесом для влияния Китая и Пакистана (это государство все сильнее скатывается в зависимость от аравийцев и китайцев). Вашингтон начинает воспринимать Тегеран не только как потенциального союзника в стратегии по сдерживанию Пекина, но и как возможную альтернативу саудовской нефти. Неудивительно, что своего апогея напряженность в отношениях двух стран достигла после телефонной беседы президента Барака Обамы с иранским коллегой (Эр-Рияд неизменно воспринимает Тегеран как злейшего врага). Совершенно очевидно, что сближение США с Ираном прямо пропорционально их отдалению от Саудовской Аравии, что вызывает просто панику в королевской семье.
Все эти вышеперечисленные причины, казалось на первый взгляд, постепенного отдаления Вашингтона от Эр-Рияда подвинули принца Бандара бен Султана на беспрецедентное заявление со скрытыми угрозами в адрес администрации Барака Обамы. Подчеркнем, только в адрес нынешней американской администрации, но не истеблишмента Америки. По всей видимости, это и последующие «антиамериканские» заявления принца Бандара в тоже время направлены руководству консервативной партии и американским «ястребам», которые не собираются ничего менять в ближневосточной политике и тем более чем либо поступаться на мировой арене. Как говорится, Pax Americana for ever.
Да и сам принц Бандар прекрасно осознает, как бы богато ни была Саудовская Аравия, ей не под силу навязывать свое мнение Вашингтону. В этом союзе именно американцы всегда играли первую скрипку. Помните гениального А.С. Пушкина: «Всё моё», — сказало злато; «Всё моё», — сказал булат. «Всё куплю», — сказало злато; «Всё возьму», — сказал булат. На саудовской территории находится ряд крупнейших на Ближнем Востоке американских баз. Например, база «Принц Султан», на которой размещен Центр Управления Аэрокосмическими Операциями США на Ближнем Востоке, Eskan Village Air Base, где построено 811 домов и 44 высотки, в которых проживает более 2.000 американцев, недавно открытая секретная база для американских беспилотников.
Если к этому добавить, что только в 2012 году Эр-Рияд купил американское оружие на сумму в 34 миллиарда долларов. За сорок лет, начиная с 1973 года, года нефтедолларового бума, военная американская система продала Саудовской Аравии вооружений на цифру, наверняка превышающую 600 миллиардов долларов в нынешнем исчислении. Вполне естественно, что все это современное вооружение передают и обучаю саудовцев многочисленные американские советники и специалисты, число которых никогда официально не озвучивается. И если вдруг дела в самой Саудовской Аравии пойдут вопреки планам Вашингтона, то все эти советники сядут в саудовские самолеты, другие- в танки, с американских баз на саудовской территории взлетят уже американские самолеты, и они точно выполнять приказы Пентагона.
И кроме того, принц Бандар еще не забыл печальную судьбу короля Фейсала, бросившего вызов США и убитого племянником. Можно напомнить эти события. 6 октября 1973 года арабо-израильская война вспыхнула с новой силой. Король Фейсал немедленно объявил эмбарго на поставки нефти в страны, поддерживающие Израиль. Все арабские государства откликнулись на призыв короля и Западные страны стали переживать острейший кризис. Правящие круги Запада были ошеломлены, прежде всего Соединенные Штаты, поскольку король явно играл не по их правилам. Начались напряженные переговоры между руководителями США и Саудовской Аравии, но король Фейсал был неумолим. Тогда Эр-Рияд одержал тактическую победу над Западом, но через два года племянник короля Фейсал ибн Мусаид, вернувшийся после учебы в США, застрелил саудовского монарха. Даже западные газеты тогда писали, что была месть Запада Востоку.
Исходя из нашего анализа, последние акции Эр-Рияда, в том числе его официоза принца Бандара, представляют собой неприкрытый, дешевый шантаж Вашингтонской администрации, и прежде всего президента Барака Обамы. Если уж применять восточные нравы и обычаи, то в данном случае саудовцы ведут себя как первая, постаревшая жена при виде второй, красивой и молодой. Но стоит американскому «мужу» купить первой жене новые украшения, как тут же забудутся старые обиды. C’EST LA VIE!
Виктор Михин
Член-корреспондент РАЕН
Комментарии читателей (0):