Последний тактический ход премьер министра Израиля Беньямина Нетаньяху — освобождение очередной партии палестинских заключенных, отбывающих наказание в израильских тюрьмах, был вынужден. Его альтернативой было прекращение колонизации оккупированных палестинских территорий — прекращение строительства израильских поселений на оккупированной Израилем арабской земле.
В арабском мире существуют некий консенсус по поводу статуса Израиля и его существования в будущем. Этот консенсус сформулирован Лигой Арабских стран в 2002 году и называется «Саудовская инициатива». Всеобщее урегулирование, инфраструктурные проекты, нефтепроводы из Персидского залива, железная дорога Стамбул — Каир, «Большой Ближний Восток», границы 1967 года плюс-минус, статус Иерусалима и очень ограниченное количество возвращающихся беженцев, нормальные внешние границы Палестинского государства, как морские, так и сухопутные — без блокады со стороны Израиля. Альтернатива — либо разделение по границам ООН и на условиях решений ООН (что хуже для Израиля), или единое государство (опять-таки — либо еврейское государство с апартеидом по отношению к арабам или двунациональное государство). Никаких других вариантов больше нет.
Нынешние переговоры с палестинцами вызвали разногласия в израильском коалиционном правительстве.
Против переговоров о создании независимого палестинского государства возражает входящая в правительственную коалицию партия «Еврейский дом» и ее лидер Нафтали Беннет. Также против переговоров с палестинцами выступает часть членов и часть руководства партии Ликуд — партии самого Беньмина Нетаньяху.
Нынешняя парламентская коалиция нежизнеспособна в принципе, поскольку партии, входящие в нее, не имеют консенсуса по многим важным вопросам. Это означает, что при решении важных вопросов кому-то из руководителей политических партий придется обманывать своих избирателей и поступаться принципами, если таковые у них были. Министр финансов Израиля Яир Лапид, руководитель новой израильской партии «Еш Атид», также входящей в правительственную коалицию, уже несколько раз, по сути, обманул своих избирателей в экономических вопросах, принимая решения, противоположные своим предвыборным обещаниям.
Дело не в кабинетах и не в перестановках кресел. Когда-нибудь руководству Израиля и израильскому народу нужно будет ответить на простой вопрос — могут ли два народа, один из которых совершил насилие над другим в 1947-1948 и в 1967 годах, жить вместе в одном государстве, которое один из этих народов считает только своим, или же нужно создать два государства для двух народов? Если речь идет о жизни в одном государстве, то необходимо будет думать о двунациональном государстве, едином нарративе, едином гимне и ндином флаге в том числе. Если речь идет о разделении, то нужно будет принять решение и провести окончательную границу. Сохранять и консервировать нынешнюю ситуацию постоянного насилия одного народа над другим длительное время невозможно. Это является губительным для обоих народов.
В нынешней израильской ситуации в вопросе переговоров с палестинским народом многие внутренние коалиционные проблемы уже не важны в принципе. Историю 1947-1948 и 1967 годов можно попытаться забыть или отодвинуть в сторону, но вопрос состоит в том, готовы ли два народа жить вместе или нет, и, если да, то на каких условиях. В случае совместного проживания народов неизбежно встанет вопрос об оценке истории 1947-1948 и 1967 годов обоими народами и каком-то компромиссе по этому вопросу. И этот вопрос нельзя будет никуда отодвинуть или забыть. Или же, если два народа не могут жить вместе, то на каких условиях может произойти их разделение. Глобально эти условия понятны, и так же более или менее понятно мнение народов по этим вопросам. Мнение политиков, как это ни странно, в данном вопросе не является определяющим.
Комментарии читателей (0):