Профессор доктор экономических наук, советник собрания экспортеров Турции Ибрагим Озтюрк в интервью телеканалу «Беларусь -1» заявил, что «интеграция со странами Таможенного союза (ТС) соответствует национальным интересам Турции». Он сказал буквально следующее: «Сегодня наши мысли и капитал в Западной Европе и США, но нам надо возвращаться в свой мир. Наша связь с США экономически лишена здравого смысла, ведь мы практически ничего не экспортируем на американский рынок, при этом у нас выгодный и высокий взаимный товарооборот с Россией, Украиной и Беларусью. Здесь лежат наши национальные интересы, вот почему мы хотим усилить региональную интеграцию. Сегодня Турция стратегический партнер НАТО и США. Мы стремимся в Евросоюз, но поддержка вступления Турции резко сокращается. Так будет и впредь, ведь Евросоюз переживает кризис, а Турция демонстрирует экономический рост, плюс мы устали от двойных политических стандартов, которые нам навязывают партнеры».
Напомним, что на состоявшемся в Минске саммите лидеров «тройки» ТС - России, Белоруссии и Казахстана- президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил о переданном ему желании президента Турции Абдуллаха Гюля вступить в ТС. Это стало настоящей сенсацией и загадкой. Сенсация в том, что член НАТО, один из лидеров исламского мира вдруг решил объединиться с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Загадка в том, что, как сообщает турецкая газета Sabah со ссылкой на источники в турецком МИД, «год назад с Анкарой велись переговоры по вступлению в организацию, но на данный момент они потеряли актуальность». Поэтому возникает вопрос: « Зачем Назарбаев решил именно сейчас реанимировать старую турецкую идею?».
Скорее всего потому, что таким образом решил поддержать давление Анкары на Брюссель с целью обозначить ее позицию в радикальной форме: если не принимаете нас в ЕС, то нас примут в ТС. Тем более, что 5 ноября стартует новый этап переговоров между Европейским союзом и Турцией касательно вступления последней в состав ЕС. Но накануне депутата немецкого Бундестага Филипп Мисфельдер предупредил, что «дальнейшее расширение Европейского союза за счет принятия в свои ряды стран Балканского полуострова или же Турции может создать в будущем существенные проблемы для всего региона».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А кто ждет Турцию в Азии? Турецкие эксперты уже давно прорабатывают сценарии действий Анкары на случай, если развитие и эволюция ЕС пойдет по иному направлению. Анкара все более склоняется к мысли, что на этапе, когда она набирает стратегическую и экономическую мощь, она только проиграет от своего присоединения к ЕС, утратив заметную часть своего национального суверенитета. При этом высказываются мнения о том, что в случае вступления Турции в Таможенный союз ее роль будет сводиться к расширению первоначально экономического сотрудничества с тюркскими государствам на постсоветском пространстве , а затем укреплению политических позиций на «исторической родине тюрок», о чем открыто говорит профессор Ибрагим Озтюрк. Это намек на то, что в документах ТС не прописана идейная составляющая , в то время, как у тюркских государств она практически подготовлена на доктринальной основе. Неслучайно Назарбаев на саммите в Минске, сообщая о желании Турции вступить в ТС, мотивировал это тем, что это якобы позволит избежать критики со стороны Запада в том, что « мы строим СССР». В то же время сам лидер Казахстана продолжает позиционировать себя в качестве активного сторонника тюркской интеграции, исходя из тезиса, что «между Белым морем и Алтаем живет более 200 миллионов наших соплеменников», и что «если бы они объединились, мы стали бы большим и влиятельным в мире государством».
Проблема как раз в том, что Астана на этом направлении оказывается в хвосте событий, поскольку сама Турция объявила о «Пакете демократических преобразований», где предусматривается предоставление определенных прав курдам, отходит от доктрины тюркизма и эволюционирует в сторону федерализации. Тем не менее, даже если вступление Турции в ТС станет реальностью, то в Евразии будут доминировать Россия и Турция. Другое дело, что это открывает возможность в формате ТС создать мощную тюркскую фракцию, через которую можно будет оказывать серьезное давление на так называемый «славянский блок».
Но это пока всего лишь гипотеза. Турция и ТС сейчас находятся в системе разных экономических координат. Для того, чтобы стать членом ТС Турции понадобится провести серьезную модернизацию многим правовых актов, которые сейчас сориентированы на сотрудничество с ЕС. На это может уйти не один год. Да и зачем им возвращаться на историческую родину в Алтай, откуда они однажды уже совершили марш в мировую историю. Так что интрига Назарбаева многозначительна. Она больше обозначает некий новый вероятный вектор действий в интеграционных процессах со стороны Астаны, нежели истинные намерения Анкары.
Комментарии читателей (3):