Недавний теракт в Волгограде, унесший жизни нескольких наших граждан, привлек внимание к проблеме, которая, казалось, канула в прошлое. По предположениям правоохранительных органов, к подготовке этого преступления причастны не только жительница Дагестана Наида Асиялова, но и житель Московской области Дмитрий Соколов. Важная деталь: несколько лет назад этот молодой человек увлекся радикальными религиозными учениями, стал, как часто говорят в СМИ, «исламским экстремистом».
Для России, которая со времен указа Екатерины II от 22 сентября 1788 года ««Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими» имеет опыт выстраивания государственной религиозной политики, нет никакой «исламской угрозы». Но есть угроза от экстремистов, которые пытаются использовать религиозные чувства, религиозную идентификацию людей в своих подлых целях. Мусульманское сообщество в России, будем говорить прямо, находится в непростом положении. Достаточно взглянуть на молодежь, чтобы понять, что существует серьезный массив проблем развития. Разрыв культурно-религиозной традиции приводит к тому, что многие из них попадают под влияние экстремистов. Хотя учение ислама, как и других традиционных религий России, выступает за равенство народов, уважительное отношение к культурному разнообразию.
Наша страна не просто осознает тот факт, что она причастна к исламскому миру, для россиян ислам — это неотъемлемая и органичная составная часть нашей общей культуры, истории и современности. Однако мусульманское сообщество России неоднородно. Для большей части мусульман Поволжья и Кавказа, естественно, нет никаких проблем с интеграцией в современную российскую жизнь. Они же не иммигранты, Россия — их родная страна.
Проблемы возникали и возникают с иностранными миссионерами, которые распространяют чуждые российским традициям радикальные и политизированные течения ислама, особенно на Северном Кавказе. Анализ деятельности зарубежных экстремистских центров показывает, что они пытаются вовлечь российских мусульман в политическую жизнь, противопоставить их интересы интересам государства. И даже инициируют в регионах с преобладающим мусульманским населением разговоры о выходе из состава РФ для создания новых государств, ориентированных, в первую очередь, на сближение со странами исламского мира.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вот почему сегодня остро стоит проблема духовного образования. Прежде всего, речь идет о подготовке и профессионализме священнослужителей. Исламское образование становится составной частью работы по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. За последние годы в Южном, Северо-Кавказском федеральном округах, Дагестане и других национальных республиках, в Москве создана сеть светских и духовных учебных заведений. К преподаванию в них привлекаются не только светские ученые и специалисты, но и авторитетные мусульманские деятели. Однако действуют они разобщено, единообразной системы подготовки имамов не сложилось. Между тем, в Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года отмечается особая роль религиозных организаций в достижении межнационального согласия, предупреждения и разрешения конфликтов. Вместе с задачами этнонационального характера Стратегия делает акцент на роли религии в сохранении межнационального согласия, в деле предупреждения и разрешения конфликтов.
Как это осуществляется на практике, можно судить по инициативам, которые реализуются в Приволжском федеральном округе. Здесь начал осуществляться «пилотный проект» в сфере государственной конфессиональной политики. В Уфе и Казани открылись курсы повышения квалификации имамов, на которых за три года, (2013-2015) побывают все священнослужители округа (2920 чел.). Надо отметить, что программы имеют религиозный и светский блоки дисциплин (50/50). Что особенно важно – они прошли рецензирование в Совете по исламскому образованию и были рассмотрены министерством образования и науки РФ. При этом курсы не самоцель, а первый шаг, без которого нельзя перейти на следующий уровень – конкурентоспособного исламского образования.
В настоящее время разрабатывается его концепция, которая будет включать взаимосвязанные между собой три уровня, работающие в едином методологическом, методическом и программно-образовательном пространстве:
- среднее мусульманское образование в медресе;
- высшее исламское образование на базе исламских вузов округа;
- непрерывное повышение квалификации.
Основной целью всех этих мероприятий является воспитание российского мусульманского священнослужителя – имама.
На сегодняшний день имам – это базовый элемент развития мусульманской общины в России. Реализация проекта позволит духовным управлениям при поддержке органов власти сформировать кадровый резерв мусульманских священнослужителей.
Организация подготовки собственных кадров приведет к формированию системы конкурентоспособного отечественного обучения. Значительно сократится количество молодежи, выезжающей за рубеж для получения религиозного образования.
В этой связи, было бы логичным переформатировать Комплексную программу содействия развитию сферы религиозного (исламского) образования, реализуемую минобразованием, на поддержку создания мусульманских образовательных центров.
Данные механизмы требуют своего закрепления в законодательной базе и единых методологических подходов. Они должны стать обязательными для исполнения органами государственной власти. Для чего необходимо проанализировать состояние исламского образования в стране и проработать вопрос создания на базе Российского исламского университета (Уфа) и Российского исламского института (Казань) пилотного проекта трехуровневой системы обучения и переподготовки кадров. Аналогичные центры необходимы на Северном Кавказе. Екатерина II не жалела времени и средств на поддержку подготовки отечественных богословских кадров православного, исламского и буддистского направлений. Уверен, что подобные меры и сегодня послужат достижению целей и задач государственной национальной и конфессиональной политики.
Владимир Зорин - заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН
Комментарии читателей (0):