Еженедельное американское издание Jewish Press выступило с призывом «уничтожить главу турецкой разведки - Milli Istihbarat Teskilati (MIT) - Хакана Фидана, поскольку он является начальником отдела МОИС в Анкаре», намекая на министерство разведки и национальной безопасности Ирана. Турецкие спецслужбы отреагировали. Они организовали утечку в газете Hurriyet, в которой высказана уверенность, что именно Израиль через мировых СМИ ведет кампанию по политической дискредитации шефа MIT Фидана. При этом Hurriyet, указывает на публикацию известного американского журналиста Дэвида Игнатиуса в The Washington Post от 17 октября прошлого года, где утверждалось, что «Турция выдала иранским властям имен 12 израильских агентов турецкой разведки», а ранее «передала Ирану чувствительную информацию, собранную США и Израилем».
Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу опроверг сообщение газеты The Washington Post, назвав ее лживой. Вроде бы это похоже на правду, если вспомнить, что еще в начале 2011 года, когда только разгоралась «арабская весна», спецслужбы Ирана включили MIT в список разведслужб и организаций, осуществляющих антииранскую деятельность. Вскоре после этого Анкара предложила Тегерану военный союз против рабочей партии Курдистана (РПК). Для обеих стран курдский вопрос очень важен. Не случайно перед своим визитом в Тегеран в 2011 году премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил туда Фидана, который ответствен за координацию военных и разведывательных действий Турции на сирийском направлении. К тому времени MIT разработала так называемый «секретный код»: комплекс особых мер для Сирии.
В начале 2012 года турецкая газета Today`s Zaman со ссылкой на официальных представителей MIT, заявила, что Израиль оказывает содействие курдским боевикам из РПК.В этой связи израильский портал MIGnews утверждал, что турецкие официальные лица подготовили подробный отчет о деятельности беспилотных летательных аппаратов, после того, как два из них были обнаружены летающими над территорией Турции. Согласно докладу, разведданные «выявляют районы, которые являются слабым местом, трудно доступным для турецких войск», и затем стекаются в учебные базы курдских повстанцев на севере Сирии. В докладе турецкой разведки также утверждалось, что один из руководителей курдского повстанческого движения - высокопоставленный член PKK Кенан Йилдызбакан несколько раз посещал Израиль. Так что если задаваться вопросом о том, каких именно агентов Израиля Фидан выдал Ирану, то, скорее всего, тех, кто был задействован в курдском движении. Кстати, в интервью информационному агентству Reuters высокопоставленный политик в Анкаре не опроверг факта выдачи тегеранскому режиму иранцев, работавших на Израиль.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
У Анкары непростые отношения с Тегераном. Две страны то сближаются друг с другом, то отдаляется. После отстранения в Египте от власти президента Мубарака Израиль стал осознавать, что Каир перестает быть для него дружественным государством, что высвечивало для Тель-Авива очень мрачную геополитическую перспективу и последствия сирийского кризиса. Анкара же продолжала действовать на сирийском направлении по египетскому шаблону: выступление оппозиции - призыв к лидеру страны прислушаться к «голосу народа», участие в структуризации сил оппозиции, демонстрация желания навести «мосты» между официальной властью и оппозицией, и, наконец, переход на сторону последней. Но на сирийском плацдарме турецкая разведка столкнулась с разведкой Ирана. Сам факт формирования на территории Турции «национального совета» Сирии воспринимался как инструмент вероятной агрессии НАТО против Сирии. К тому же Турция дала согласие на размещение на ее территории системы ПРО НАТО, что вызвало негативную реакцию со стороны Тегерана. Чтобы выйти из этой ситуации, как сообщала турецкая газета Taraf, турецкая разведка советовала президенту Египта Мухаммеду Мурси совершить свой первый зарубежный визит в Иран. Он так и поступил, что вызвало негативную реакцию арабский монархий и во многом способствовало падению Мурси.
Все это говорит о том, что шеф турецкой разведки Фидан демонстрирует, возможно, выдающиеся способности в планировании и выстраивании многоходовых региональных оперативных комбинаций, но большинство из них все же проигрывает. Поэтому, когда глава МИД Турции Давутоглу предпринимает попытки дать непрофильную для себя характеристику Фидану о том, что тот «успешно справляется с порученной работой», что «в последнее время значительно повысил эффективность работы MIT», складывается ощущение, что шефа турецкой разведки больше пытаются защитить от внутренней критики, нежели от нападок зарубежных СМИ.
Тому свидетельствуют факты. 9 октября прошлого года- чуть раньше упомянутой публикации в The Washington Post, в другом американском издании The Wall Street Journal появилась статья, в которой Фидана обвинили в том, что он «мягко относится к проникновению в соседнюю страну боевиков группировок, связанных с Аль-Каидой». Для ситуации конца прошлого года на Ближнем Востоке в целом, и в процессе развития сирийского кризиса, когда США и их западные партнеры, включая и Турцию, вели мобилизационную и организационную работу среди разношерстных сил сирийской оппозиции, готовились к нанесению военного удара по Сирии, такой факт воспринимался я как сенсация. Турция тогда отвергла свое содействие радикалам в Сирии. А на днях глава МВД Турции Муаммер Гюлен публично констатировал: страна ведёт борьбу с «Аль-Каидой» уже на своей территории. В 2012-2013 годах в ходе 104 антитеррористических операций в Турции было задержано 345 человек, у 129 из них была установлена принадлежность к «Аль-Каиде». Если турецкие спецслужбы «проморгали» проникновение на свою территорию боевиков джихадистов, это - одно. Если же она, сотрудничая с ними, упустила контроль над ситуацией, это - уже другое.
На днях Совет министров Турции принял решение «заморозить» финансовые активы физических и юридических лиц, связанных с террористической группировкой «Аль-Каида». В частности, речь идет о 219 физических и 63 юридических лицах, а также о 130 гражданах. Такое решение примечательно тем обстоятельством, что оно доказывает: Анкара имела информацию о наличии таких связей, юридических и физических лиц на своей территории и только под внешним давлением вынуждена была предпринимать шаги, направленные на пресечение их деятельности на своей территории. Более того, в докладе Human Rights Watch (HRW) утверждается, что радикальные исламистские группировки проникают в Сирию из Турции. Она предоставляет им оружие и так называемую логическую поддержку. В этой связи HRW потребовала от Совета безопасности ООН либо официально призвать Анкару предотвратить поставки оружия и террористов через свою территорию в Сирию, либо принять либо специальную резолюцию, в которой говорилось бы, что в дальнейшем такие действия должны квалифицироваться как «военные преступления и преступления против человечности».
Как видим, ситуация меняется. Бумеранг, запущенный в сторону Сирии, начинает возвращаться в Турцию. Поэтому шеф турецкой разведки Фидан теряет устойчивость. Прирученный им джихадский скорпион начинает вонзать жало в руку своего хозяина.
Комментарии читателей (0):