МИД Саудовской Аравии выступил с сенсационным заявлением. В опубликованном документе отмечается: «К сожалению, все международные усилия по реформированию СБ ООН, активное участие в которых приняла и Саудовская Аравия, не привели к реализации реформ, необходимых для того, чтобы этот орган вернул свою роль в решении проблем мира и безопасности во всём мире». При этом упоминается палестинская проблема, превращение Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового поражения, а также война в Сирии.
Так Эр-Риад, впервые в своей истории получивший возможность стать непостоянным членом Совета Безопасности ООН, отказался от выполнения важной миссии. В этой связи дипломатический корреспондент Би-Би-Си Бриджит Кендалл отмечает, что «обычно между государствами разворачивается настоящая дипломатическая борьба за 10 кресел рядом с пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН». Но Саудовская Аравия использовала новую позицию для демонстрации протестного жеста. Отметим и то, что чуть ранее министр иностранных дел Саудовской Аравии отказался произносить речь перед Генеральной Ассамблеей ООН.
В определенном смысле в заявлении МИД Саудовской Аравии содержаться немало справедливых упреков в адрес СБ ООН. Дискуссии по этому поводу ведутся уже давно, поскольку в условиях появления конфликтов «нового поколения» часто не срабатывает существующая система международной безопасности. Шаги в сторону реформирования СБ ООН все же сделаны. При сохранении состава постоянных членов Совета безопасности ООН появился институт так называемых непостоянных членов, что позволяет Совету уходить от объемных дискуссий, сохранять оперативность в принятии принятия решений.
Но нынешний демарш Эр-Рида связан с иным фактором. По мнению Ричарда Гова из Нью-Йоркского университета, Саудовская Аравия, которой не удалось сыграть сирийскую «партию» со ставкой на свои экономические и энергетические рычаги, решила таким образом выразить конкретное отношение к принятой единогласно СБ ООН резолюции 2118, сформировавшей правовые рамки для всеобъемлющего урегулирования конфликта в Сирии. Но это в узком смысле слова. В широком - Саудовская Аравия - один из главных спонсоров феномена так называемой «арабской весны» - испытает огромное политическое разочарование от итогов феномена «арабской весны». Вместо ожидаемой свободы действий в своем близком окружении и обеспечения региональной стабильности, но по-своему сценарию, Саудовская Аравия получила, как подметила британская газета The Guardian, «скверный сюрприз». Более того, на днях американская газета The New York Times представила новую политическую карту этой страны. На ее месте обозначено пять стран: Южная Аравия, Северная Аравия, Западная Аравия со святынями ислама, Восточная Аравия и Ваххабистан со столицей Эр-Риад. Плюс к этому процесс нормализация отношений между Западом и Ираном, в то время когда Саудовской Аравией вынашивались планы по нанесению удара по союзнику Ирана - Сирии и по позициям шиитов на Ближнем Востоке, присоединение Бахрейна.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так что политическое доверие Эр-Риада к Вашингтону подорвано. Не все получилось и с Анкарой. В ситуации, когда правительство в Ираке возглавил солидарный с Асадом в Сирии представитель шиитского мазхаба аль-Малики, ставка делалась на Турцию и формирование с ее помощью регионального блока. Турки первоначально подыграли этому сценарию. Но позже выяснилось, что они сами претендует на роль регионального лидера, стремясь использовать потенциал Саудовской Аравии для достижения своих геополитических целей. Когда Россия и Китай заблокировали прохождение через СБ ООН антисирийских резолюций, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган стал подвергать жесткой атаке деятельность СБ ООН. К тому же в то время президент США Барак Обама давал указание своим советникам по национальной безопасности подготовить юридическое обоснование нанесения ударов по сирийским объектам при отсутствии соответствующей санкции Совета Безопасности ООН. В свою очередь Эр-Риад заявил, что готов финансировать военный удар по Сирии, а Анкара присоединиться к любой антисирийской вооруженной коалиции. При этом, по словам министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, «если единогласное решение не будет принято в рамках заседания Совета безопасности ООН, появятся другие альтернативы для разрешения конфликта». Но все попытки Анкары и Эр-Риада использовать в своих интересах, к примеру, Лигу арабских государств (ЛАГ), наделить ее сверхполномочиями, противопоставить ее СБ ООН, провалились.
Вопрос о военном вмешательстве в Сирию вновь всплыл, когда появились сообщения о применении в стране химического оружии. По мнению Анкары и Эр-Риада, это могло бы стать предлогом для осуществления в эту страну так называемой «гуманитарной интервенции». Но Россия и США заключили в Женеве соглашение по утилизации химического арсенала Сирии, а СБ ООН единогласно провел соответствующую резолюцию. Москва и Вашингтон - главные государства - создатели ООН - приняли ответственное решение не разваливать существующую систему международного права и при урегулировании сирийского кризиса действовать только в рамках определенных юридических процедур. После этого Турции дали понять, что для нее наступает момент смены стратегии действий в отношении Сирии, и в частности, заняться проблемой обеспечения безопасности пребывания в этой стране международных инспекторов, пресечь проникновение в Сирию через свою территорию террористических группировок, активно подключиться к процессу мирного политико-дипломатического урегулирования сирийского кризиса «Женева-2». Поэтому, когда президент Турции Абдулла Гюль высказывает солидарность решению Саудовской Аравии отказаться от места в СБ ООН, заявляя, что «Совет Безопасности ООН теряет влияние и силу в сознании людей», это – одни только слова. Анкара, которая, по словам The New York Times , «сама, как и Саудовская Аравия, созревает для синдрома распада», не решится «плевать в колодец, из которого, возможно, скоро самой придется пить воду».
Так что Эр-Риад в своем демарше против СБ ООН останется в одиночестве. Неслучайно генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что «ожидает очень тесного сотрудничества с Саудовской Аравией в отношении, в частности, таких вызовов, как прекращение войны в Сирии, помощь палестинцам обрести свое государство и помощь нынешним переменам в Йемене, оказание гуманитарной помощи нуждающимся, борьба с терроризмом и ядерное нераспространение».
Комментарии читателей (0):