Что после Вильнюса? Этим вопросом в «Зеркале недели» задается европейский политолог Андреас Умланд. Пока ясен только краткосрочный план действий: в конце ноября на саммите Восточного партнерства ЕС в Вильнюсе или же не позднее 2014 должно быть, наконец, подписано Соглашение об ассоциации с Украиной и парафированы аналогичные документы с Грузией, Молдовой и, возможно, Арменией. Но какую именно политику будет проводить Брюссель после подписания Соглашения для обеспечения успеха этого масштабного проекта, остается пока загадкой. ЕС недостаточно подготовлен ни к резкой российской реакции на евроинтеграцию Украины, проявляющейся уже сейчас, ни к значительным трудностям в эффективном воплощении Соглашения об ассоциации, которые будут создавать своеобразные механизмы функционирования экономики, судов и госуправления постсоветской Украины. ЕС, правда, уже выяснил объем временного применения большей части Соглашения до его ратификации странами ЕС. Но главы государств и правительств стран — членов ЕС продолжают избегать самого решительного и весомого шага для обеспечения скорейшей «европеизации» Украины, а именно — предоставления Украине долгосрочной и обусловленной, но все же ясной перспективы членства в ЕС. Непонятно, задается вопросом эксперт, почему ЕС так сложно согласиться на обусловленную перспективу членства, ведь кандидатура Украины не станет актуальной еще, как минимум, следующие 10 лет? Более того, обретение статуса кандидата — это еще не гарантия быстрого принятия страны в состав ЕС. Как иллюстрируют примеры сегодняшних Турции или Сербии, даже после того, как государство объявлено официальным кандидатом на вступление, ЕС оставляет за собой свободу действий в отношении такой страны. ЕС может приостановить или отклонить присоединение, сославшись на недостаточную подготовку страны-претендента, а также отложить его, мотивируя это собственной неготовностью к принятию новых членов в Союз на данный момент. Все это указано в т.н. Копенгагенских критериях, сформулированных ЕС еще в 1993 году, для потенциальных новых членов. Пример Турции является наиболее характерным: вопрос, вступит ли она вообще когда-нибудь в ЕС, по-прежнему остается открытым — хотя Анкара имеет официальную перспективу членства уже ровно 50 лет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 18.11.13 Свершится ли «чудо на Вильне» и чем Варшава заплатит за провал «Восточного партнёрства» / Станислав Стремидловский
- 22.10.13 Зерновой пул как зеркало российских фобий на Украине / Олег Царёв
- 16.10.13 Нерушимый блок неонацистов и «антифашистов» на Украине: как «Свобода» и Партия регионов поддерживают друг друга
Однако сами европейцы до сих пор не могут придти к консенсусу по вопросу, как связать подписание Соглашение об ассоциации Украины и ЕС с делом Юлии Тимошенко. Экс-премьер, даже пребывая в тюрьме, умудрилась рассорить между собой немецкого и польского депутатов Европейского парламента. Так, сообщает «Дело», депутат Европейского парламента Эльмар Брок раскритиковал высказывание своего коллеги Марека Сивца о том, что частичное помилование с выплатой 200 млн долларов штрафа является единственным вариантом решения дела бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, говорится в сообщении пресс-службы Брока. «Я поражен содержанием статьи, которую опубликовал Сивец в своем блоге. Прежде всего, господин Сивец нарушает конфиденциальность встречи, во-вторых, он искаженно передает то, что было политическим меседжем, переданным двумя специальными посланниками Европарламента на Украине», — сказано в сообщении. Брок рассказал, что 15 октября комитет по иностранным делам заслушал конфиденциальный отчет бывшего президента Европейского парламента Пэта Кокса и экс-президента Польши Александра Квасьневского относительно их деятельности, связанной с Тимошенко. Брок подчеркивает, что Кокс и Квасьневский никоим образом не указывали на то, что Тимошенко должна согласиться отказаться от собственных законных прав и позиций, в том числе на право участвовать на выборах президента Украины в 2015 году. Ранее Сивец заявил, что считает частичное помилование Тимошенко с выплатой ею штрафа в 200 млн долларов единственным возможным вариантом решения ее дела. Брок считает лучшим разрешением дела Тимошенко – решение отпустить ее на лечение за границу.
Почему же Польша активно лоббирует членство Украины в ЕС, стало интересно «Дню». Обозреватель издания Алла Дубровык побывала в Брюсселе, где проходило заседание
Украинско-Польского клуба, и пришла к следующим выводам. «Эта наша удачливая старшая сестра тянет менее, на первый взгляд, везучую в новую семью совсем не потому, что переживает, чтобы та лучше ела или моднее одевалась, - утверждает журналист. - Похоже, сестре не слишком сладко живется в новой семье, и она нуждается в союзнике, который поможет ей немного подогнать правила. Лоббируя интеграцию Украины в европейскую семью, Польша отстаивает, прежде всего, свои интересы, а не наши. Не секрет, что с вхождением в Зону свободной торговли государства Восточного блока, такие как Польша в частности, были вынуждены конкурировать со странами намного более сильными в экономическом аспекте. Богатые страны, такие как Германия и Франция, имеют значительное финансовое преимущество, их предприятия выигрывают конкурентную борьбу, пользуясь брендом и эффектом масштаба. Они, в принципе, монополизировали выгоду от свободного рынка. Вместе с тем экономики стран — членов «нового» Европейского союза имеют мало шансов в этой конкурентной борьбе. Одним из решений этой проблемы, как указано в аннотации материалов Украино-Польского клуба, является «внедрение механизмов выравнивания шансов». Речь идет, в частности, о том, что, во-первых, страны — члены «нового» ЕС должны добиваться, чтобы законы, которые принимаются в ЕС, учитывали интересы не только стран с богатыми экономика, но и, прежде всего, более слабых стран из бывшего Восточного блока. А во-вторых, одним из ключевых вопросов сегодня эксперты Украинско-Польского клуба считают интерпретацию правовых положений относительно злоупотребления доминирующей позицией. Но без союзников Польше добиться таких сдвигов в политике Европейского союза практически невозможно. Украина — большая страна. В случае вступления ее в ЕС в Европарламенте может появиться около 50 украинских депутатов. Примерно столько сейчас есть у Польши (54). Еще 84 — это представители стран так называемого Восточного блока: Словении (7), Чехии (24), Венгрии (24), Словакии (14), Латвии (9) и Эстонии (6). Таким образом, вместе страны Восточной Европы, в случае присоединения Украины, будут иметь немногим больше голосов в Европарламенте, чем, скажем, Германия (96) или Франция (74). Именно на этом аспекте акцентировал польский дипломат, член группы Прогрессивного альянса социалистов и демократов в Европейском парламенте Богуслав Либерадски, находясь с визитом в Киеве летом этого года».
Короче говоря, за евроинтеграцию все, вот только куда-то потерялся глава МИД Украины Леонид Кожара, удивляется «Главком». Ряд экспертов утверждает, что евроинтеграция – дело не столько министра иностранных дел или кого-либо из правительства, сколько тех людей, от которых напрямую зависят решения вопросов, все еще стоящих перед Украиной накануне Вильнюсского саммита, информирует издание. «На сегодня ключевые лица, которые должны общаться с европейскими партнерами, - это те, от кого зависит решение последних нерешенных вопросов, - говорит научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко. – На этом поле министр мало что может пообещать от себя». Проблема, скорее, в том, что Леонида Кожару сейчас попросту «отодвигают» от евроинтеграции. «Один ключ от евроинтеграции сейчас находится у Януковича, второй у руководителей тех стран Евросоюза, для которых освобождение Тимошенко – принципиальный вопрос, - отмечает член комитета ВР по иностранным делам Владимир Арьев. – Но Кожара должен бы был проводить встречи с европейскими коллегами. Если он этого не делает, то либо он просто не понимает ситуации, либо, что вполне вероятно, его отодвинули». По мнению депутата, причина в том, что евроинтеграционное направление целиком и полностью взвалила на себя Администрация президента. Сегодня министру также не дают возможности утверждать своих людей на должностях руководителей департаментов. Руководитель рабочей группы по обеспечению председательства Украины в ОБСЕ Вячеслав Яцюк, которого называют верным соратником Кожары, уже больше года является только исполняющим обязанности директора политического департамента МИД. Людей нынешнего министра «окончательно» утверждать не принято. Хотя, в целом, такой долгий порядок «восхождения на пост» для ведомства не характерен. Более того, по информации источников «Главкома», далеко не все предложения относительно заграничных командировок, которые подаются министром, поддерживаются на Банковой. Информация о возможном увольнении Кожары по результатам саммита гуляет в сети уже не одну неделю. Не так давно ее озвучивал и председатель правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко. С меседжем: если на саммите все пройдет плохо, власть будет искать «козлов отпущения». Хотя в такой исход событий не верит политолог Валерий Чалый и допускает, что «сидеть» нынешнему главе МИД на своем посту аж до президентских выборов.
Тем временем на российском направлении плодотворно поработал премьер-министр Украины Николай Азаров. Как пишет «Коммерсант-Украина», глава правительства заявил, что между Москвой и Киевом началась «перезагрузка», что он понял после встречи в Калуге с российским коллегой Дмитрием Медведев. Среди достижений премьер отметил подписание ряда соглашений о сотрудничестве в сферах авиастроения, космической промышленности и атомной энергетики. Он также высоко оценил договоренность сторон на протяжении полугода наработать базу для создания Причерноморского зернового комитета при участии России, Украины и Казахстана. Хотя идея «зернового пула» не нравится экспертам, опрошенным украинской редакцией Deutsche Welle. Достижение такой цели могло бы стать очень прагматичным и выгодным для Украины, России и Казахстана шагом, сказал в интервью радиостанции председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. В то же время он напомнил, что до сих пор теоретически привлекательные совместные проекты на постсоветском пространстве на практике сталкивались с большими политическими препятствиями и неравноправным партнерством. По словам экономиста, ранее любые экономические объединения с участием России завершались получением больших преимуществ и выгод только для российской стороны. Президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко спрогнозировал, что в результате создания зернового пула украинские зернотрейдеры будут терпеть убытки от чрезмерной централизации ценовой политики. В свою очередь, председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич назвал зерновой пул неприемлемым для Украины. «Мы становимся ножкой в стуле России и будем их подпирать своими возможностями. А они будут забирать клиентов на внешних рынках», - считает Томич.
И о прекрасном. В личной охране Виктора Януковича, кроме крепких мужчин, с недавних пор появились хрупкие девушки, рассказывают «Вести». С блондинкой Екатериной (29 лет) и брюнеткой Александрой (25 лет) журналисты издания встретились в Администрации президента Украины. По сравнению с мужчинами-телохранителями девушки подмечают детали, а также сбивают с толку: «Все привыкли, что телохранителями работают мужчины и не ожидают, что женщина может скрутить противника и дать отпор». При подготовке к официальному приему с президентом, они обязательно освежают в памяти, как зовут и выглядят селебрити и изучают тему, которую будут обсуждать - отдельные вопросы очень остро воспринимаются некоторыми организациями. Деловые костюмы меняют на вечерние наряды. Платья подбирают так, чтобы оружие не было видно. У телохранителей есть свой закодированный язык, который непонятен для окружающих. «У нас есть свои кодовые имена, для президента тоже есть. Но их нельзя разглашать, — говорит нам Александра. — Но если бы сейчас начали говорить на «своем» языке, то вы бы не поняли ни слова. Или мы можем общаться обычными фразами, но их значения у нас свое, и окружающие не поймут, о чем мы говорим».
Комментарии читателей (0):