Не совсем о Бирюлёво или совсем не о нём

Эксперт ИА REX о событиях в Москве, миграции и остроте национального вопроса
16 октября 2013  16:30 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX Алексей Сидоренко о событиях в Москве, миграции и остроте национального вопроса.

Я совсем не хотел высказываться на тему произошедшего в Бирюлево. Сразу по двум причинам. Во-первых, сам факт произошедшего, увы, при всей своей трагичности совершенно ничем не отличается от десятков и сотен подобных фактов, чуть ли не ежедневно происходящих по всей стране. Особенно если убрать из него национальный окрас. И волей-неволей придется говорить не о самой трагедии, а о том, что из нее вытекает с учетом последующих событий. Во-вторых, эмоции очень редко позволяют провести сколько-нибудь беспристрастный анализ. Их можно замечательно использовать для манипуляции общественным сознанием и настроением, но они плохой помощник при попытке действительно разобраться в ситуации и ее последствиях. И потому таковой «разбор полетов» стоит производить только тогда, когда вопрос перестает быть «жареным».

Тем не менее, логика развития ситуации в столице и, боюсь, уже не только в ней, такова, что высказаться все же придется. Даже не для того, чтобы каким-то образом на это развитие попытаться повлиять, а скорее для правильного (на основе моего субъективного представления) понимания происходящего на момент, когда кто-то из моих читателей примет для себя решение принимать или не принимать какую-либо сторону в расширяющемся конфликте. А их (сторон) не так мало, как кажется. Итак, приступим.

Что произошло?

Для того, чтобы давать тому или иному событию оценку сначала необходимо понять, а что, собственно, произошло, и чем это вызвано. И здесь нам придется выделить, как минимум, два события. Первое, это собственно преступление. Второе это общественная реакция на него. Если говорить о первом, то, к сожалению, повторюсь, при всей трагичности события, в нем едва можно найти что-то особенное. Увы, но регулярные драки и поножовщина давно стали, чуть ли не нормой на улицах российских городов. И если бы в качестве преступника фигурировал бы простой парень славянской внешности, то трагедия для семьи погибшего и его близких была бы ничуть не меньшей, а вот общественного резонанса не было бы никакого. Другое дело, что вероятность такого преступления со стороны русского парня все же существенно ниже. Но об этом четь позже. Что касается второго вопроса, реакции на произошедшее со стороны жителей района, то ее тоже следует разделить надвое. Первая часть это естественное и хоть и массовое и публичное, но сдержанное возмущение жителей района Бирюлево произошедшим, как вытекающим из той общей обстановке, которая благодаря попустительству местных, да и не только властей и правоохранительных органов сложилась в районе. Второе это попытка совершенно посторонних жителям района политических и околополитических сил националистического и не только толка взять это возмущение под свой контроль и направить его в удобное для них русло развития конфликта. Причем, последнее происходило, увы, если не при молчаливой поддержке власти всех уровней, то как минимум было ей очень удобно и позволило в свою очередь взять ситуацию хотя бы под видимость контроля. Хотя только видимость. Реально власть оказалась неготовой к массовому протесту той части населения, которую ранее вполне обоснованно считало именно своей тихой, но надежной опорой. И власть, как показали ее дальнейшие действия реально испугалась. Испугалась как своей неготовности к таким протестам, так и возможности окончательно потерять способность стоять над схваткой и разруливать наиболее острые общественные конфликты.

Действующие лица конфликта, их мотивация и логика действий

С учетом уже произошедших событий и логики их развития нам следует выделить в данном конфликте сразу несколько участвующих сторон.

Власть, как управляющий государством инструмент, выступает в данном конфликте сразу в трех ипостасях, каждая из которых находится в очень двойственном положении, если не назвать его тупиковым. Власть верховная озабочена параллельно тремя главными проблемами.

Первая из них стратегическая и даже геополитическая. Власть не может себе позволить занять по отношению к мигрантам жесткую и бескомпромиссную позицию из-за необходимости проводить по отношению к среднеазиатским и кавказским республикам в высшей степени лояльную политику. И дело здесь не только и не столько в планах по созданию Евразийского Союза. В первую очередь России необходимы в этих регионах серьезнейшие силовые форпосты, способные предотвратить или остановить массовую экспансию исламистов с юга. Из Афганистана и Пакистана, из Ирака и Турции. Проблема в том, что если допустить массовую агрессию с юга и позволить исламистам перебраться через перевалы с выходом в степную зону, то остановить войну без огромных человеческих и материальных потерь будет практически невозможно. А такая угроза существует, существуют и планы по ее реализации, и эти планы разработаны в очень серьезных кабинетах. Можно себе представить такую логику развития событий в ответ на жесткую позицию России в отношении мигрантов из Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Сначала эти страны и даже определенные российские регионы занимают в ответ недружественную позицию по отношению к России. Следом, даже просто из инстинкта самосохранения они договариваются о спокойном пропуске через свою территорию исламистов, одержимых идеей Халифата. Мы оглянуться не успеваем, как толпы «воинов джихада» расползаются по казахским, краснодарским и приволжским степям как тараканы, превращая эти территории и жизни людей, их населяющих в ад. Не учитывать этот фактор российская власть не имеет права. При этом приходится понимать и то, что жизнь в среднеазиатском и кавказском регионах крайне далека от благополучной. Работы после разрыва хозяйственных связей времен СССР и прокатившихся региональных войн и конфликтов нет и не предвидится. Людям просто некуда деваться и не на что жить. Либо они пытаются прокормить свои семьи за счет работы делегированных мигрантов (главным образом в Россию), либо мы очень быстро получим многомиллионную армию сторонников джихада уже в этих регионах. А власти этих стран и регионов не просто пропустят исламистов на север, но и пополнят ее ряды многократно за счет собственного населения.

Вторая проблема верховной власти это следование стратегии создания Евразийского союза. Идея не просто интересна и перспективна. Фактически речь идет о спасении самой России. В одиночку, окруженной со всех сторон врагами или хотя бы недоброжелателями, уровень жизни в которых существенно ниже российского, России не выстоять. А потому уже не в качестве желаемого возрождения в качестве мирового геополитического полюса, а в качестве обеспечения собственной жизнеспособности этот путь необходим.

Третья проблема власти это проблема лояльности по отношению к ней основной массы российского и в первую очередь русского населения. А эта лояльность за последние годы подвергалась и продолжает подвергаться столь серьезным испытаниям, что способна в любой момент превратиться в собственную противоположность. Что станет для власти смертельным приговором.

Помимо власти верховной свои интересы в происходящем имеет и (назовем ее условно так) власть лоббистская, состоящая из ставленников различных бизнес кланов. Интересы этой группы просты как божий дар. Бизнес интересуется исключительно своими прибылями, а потому снижение издержек за счет массового привлечения не слишком притязательных, а потому дешевых мигрантов в качестве рабочей силы приветствует двум руками. И плевать он хотел на проблемы коренного населения России. Частный бизнес космополитичен по своей природе. Единственное, что ему не надо, это полного разрушения существующего порядка за счет массового народного бунта.

Ну и третьей самостоятельной властной группой, преследующей собственные интересы, выступает власть местная. Она с мигрантов попросту кормится. Причем, кормится так, что никакие возмущения жителей подведомственных территорий ее не волнуют до тех пор, пока не угрожают потерей должностного кресла. Именно эта часть власти несет самую главную ответственность за произошедшее. Это ее усилиями и попустительством, ее коррупционностью ситуация загнана в столь острое состояние конфликта. Ей же за это в первую очередь и отвечать.

Вторая группа «участников» конфликта это национальные диаспоры. Их интересы также двойные. С одной стороны они по природе своего менталитета уважают только силу. И любую сдержанность всегда воспринимают как слабость, с которой можно не считаться. А потому, как выходцы с Кавказа, так и выходцы из Средней Азии ведут себя на улицах российских городов не иначе, как оккупанты. Им плевать на законы, порядок и традиции того места, куда они попали. До тех пор, пока их не остановить силой, а другого они не понимают, они будут продолжать переделывать места своего сегодняшнего жительства под себя и свои правила. Тем более, пока они могут себе позволить покупать российские местные власти на корню. Не понимать этого нельзя. В данной ситуации диаспоры с удовольствием бы остались в стороне, молчаливо одобряя или как минимум, защищая своего члена, если бы не одно но. Масштаб конфликта привел к очень серьезным потерям в их бизнесе и угрожает стабильности их положения. До них тоже дошло, что если народный гнев выплеснется по полной программе, то никакая купленная власть их не спасет. Я даже не сомневаюсь, что столь оперативная поимка преступника, либо лица им назначенного, произошла исключительно из-за того, что его выдала собственная диаспора. Кстати, в последнем случае, уверен, что судьба настоящего убийцы еще более незавидна. Слишком в большие расходы он ввел уважаемых людей. Его или уже нет в живых, или скоро не будет.

Не менее двойственную позицию в отношении конфликта мы можем наблюдать и со стороны так называемой либеральной оппозиции, пятой колонны, «болота» и так далее. Она фактически распалась на организованное ядро националистов, которое и создавалось для провоцирования и направления подобных конфликтов в нужное русло, и массу их «тихих и интеллигентных» сторонников по большей части «богоизбранной» национальности, которые на генетическом уровне знают, что такое погромы, а потому в ужасе максимально дистанцировалась от происходящего. Не случайно Навальный в очередной раз предпочел превратиться из политика в блогера и остался дома писать заметки в журнал вместо того, чтобы выйти к тем людям, мэром которых еще недавно он хотел стать.

Что касается националистов, то здесь будет уместно вспомнить Белковского, не только фактически создавшего политика Навального, но потратившего в свое время немало сил для того, чтобы склеить в единое оппозиционное движение праволиберальную интеллигентскую прозападную оппозицию и «русские» национальные движения. Кавычки в данном случае не случайны, поскольку на самом деле большая часть националистических организаций не имеет ничего общего с интересами русского народа. Националисты просто не смогли не воспользоваться данной ситуацией, как не пропустили аналогичные в Кондопоге и Прокопьевске, как организовывали ее на московской Манежке. Их цель как раз и состоит в том, чтобы полностью перевести ситуацию в неуправляемый хаос, направить народный гнев на полное разрушение российской государственности и тем самым выполнить свое истинное предназначение, окончательно уничтожить Россию и русский народ.

Власть и народ на перепутье

Самое интересное, что в данном случае националисты действовали в интересах власти. Именно они своими погромами торгового центра дали последней возможность оседлать ситуацию, по крайней мере, внешне. Без этого тихий массовый народный ропот жителей района нес в себе гораздо более опасный для власти разрушительный заряд. Именно он напугал власть до такой степени, что она, не раздумывая, начала выполнять требования Народного схода. Иногда даже вопреки здравому смыслу. Поспешное закрытие овощной базы по решению «потребнадзора», полетевшие головы «крайних» чиновников и многие другие мелочи выдают растерянность власти со всей очевидностью. Фактически впервые власть столкнулась не с организованной оппозицией провокацией, а с ярко выраженным жестким протестом коренного населения, которое привыкла считать своим тихим и безропотным «электоратом». Власть фактически оказалась в шаге от того, чтобы именно в глазах простого русского человека, который никогда не ходил на Болотную, который крайне редко голосовал за ее оппонентов, полностью утратить свою легитимность.

Ведь вслед за этим этот самый простой народ взялся бы за дело самостоятельно, начав наводить свой порядок, в котором нет места каким-либо клановым интересам, нет места геополитике и стратегии, но есть четкое желание упорядочить собственную жизнь и привести ее в соответствие со своим собственным представлением о правильности. Причем, что может показаться для кого-то удивительным, в едином строю окажутся все народы России, русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, якуты и еще более сотни представителей нашего единого народа России. Все те, кто считает Россию своим родным домом и хочет, чтобы так было всегда. А раз так, то для власти всех уровней настал момент выбора. Выбора между различными интересами, выбора за свое собственное право на существование. И времени на этот выбор остается все меньше. Часовой механизм уже запущен, и если выбор окажется неправильным, то очень скоро в России не останется ни национальных диаспор в их нынешнем виде, ни жирующего на трубе и около нее бизнеса, ни различной либеральной и не очень оппозиции, ни самой власти. Заплатить за это придется очень дорого всем, включая победителей, но в этот момент цена вопроса уже никого не будет интересовать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть