Европейский Союз получил неожиданный «аргумент» в пользу подписания соглашения об ассоциации с Украиной, хотя в «проевропейскости» президента Виктора Януковича остаются сомнения. Так украинская редакция «Радио Свобода» охарактеризовала итог дискуссии в британском Королевском институте международных отношений Chatham.
Эксперт института, крупный британский эксперт по постсоветским странам Джеймс Шерр перечислил четыре довода против подписания с Украиной запланированного Соглашения об ассоциации. Но потом привел аргумент «за». «Этот аргумент сейчас подает не Украина, а Россия, - заявил политолог. - Последние несколько недель Россия поставила нас перед геополитическим выбором, которого мы не хотим делать, но который Евросоюз не может позволить себе игнорировать». Речь идет о «давлении Москвы» на Киев, Кишинев и Ереван. Единственным убедительным ответом Брюсселя в этой ситуации может оказаться именно подписание Соглашения об ассоциации с Украиной. Чем Джеймс Шерр и «расстроен». Почему?
Возможно, потому, что в Брюсселе стали внимательно читать выступления украинских лоббистов в местной прессе. Когда известный защитник интересов украинского автопрома, депутат Верховной рады Украины Дмитрий Святаш требует от правительства поддержать «пищевую промышленность, машиностроение и легкую промышленность», за этим стоит требование государственного финансирования. Однако бюджет страны с трудом справляется с выполнением социальных обязательств. Поэтому премьер-министр Украины Николай Азаров, принимая подачу лоббистов, переадресовывает их просьбы дать грошей по новому адресу - Евросоюзу.
На днях премьер встретился с еврокомиссаром по вопросам торговли Карелом де Гюхтом, с которым обсудил создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Николай Азаров потребовал от европейцев содействовать ликвидации осложнений, которые могут возникнуть у Украины в отношениях с другими торговыми партнерами после подписания Соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС. «Евросоюз должен делать шаги, которые позволят ликвидировать, я бы сказал, дискомфорт для украинской внешней торговли», - сказал глава правительства. И попросил у комиссара финансовую помощь для введения на Украине стандартов и технических регламентов ЕС, а также попросил содействия в продвижении украинских товаров на европейском рынке.
На этом фоне начинают интригующе выглядеть смена риторики Евросоюза в адрес Юлии Тимошенко. Если в первой половине августа еврочиновники уверяли, что пребывание в заключении экс-премьера не повлияет на подписание Соглашения об ассоциации, то в середине сентября президента Литвы Даля Грибаускайте неожиданно для Киева выдвинула категорическое условие – выпустить Юлию Тимошенко из тюрьмы, иначе в Вильнюс на саммит «Восточного партнерства» Виктор Янукович может не приезжать. Что же такого случилось в промежутке между августом и сентябрем, отчего «концепция изменилась»?
Не исключено, что на позицию Брюсселя повлияла так называемая «торговая война» между Россией и Украиной, случившаяся во второй половине августа, вкупе с заявлениями Москвы об отказе от оплаты за российский счет «евроинтеграции Украины». Евросоюзу поставили «вилку» - отказ от подписания Соглашения об ассоциации, особенно после «ереванского форс-мажора», будет означать «потерю лица». А подписать – взять на себя полную ответственность за финансово-экономическое состояние Украины и гарантировать ей соблюдение социальной и политической стабильности. Это дорогое удовольствие. Учитывая, что, по словам украинского политолога Евгения Магды, «в выходе Тимошенко на свободу не заинтересован никто из серьезных политических игроков, так как сильный конкурент никому не нужен, тем более за полтора года до президентской кампании», ЕС, вольно или невольно, подталкивает Виктора Януковича к срыву подписания Соглашения об ассоциации. Но ответственность тогда будет лежать на Киеве, а не на Брюсселе.
Москве в этой ситуации остается только перекреститься и сказать себе: «Дякую Тобі, Боже, що Україна йде в Європу!». Ведь выбери Украина евразийский интеграционный вектор, требования дать денег адресовались бы России. Как недвусмысленно намекал на то политический аналитик Роман Рукомеда, когда писал, что «советский опыт по экономическому дотированию своих союзников Москва повторять отказывается, тем не менее, это не отменяет все еще действующий принцип мировой политики – союзникам надо помогать, тут уже не важно, о какой помощи идет речь, - экономической, энергетической либо военной». Посмотрим теперь, сколько в итоге с Брюсселя запросит «помощи» Киев. Как известно, аппетит приходит во время еды.
Комментарии читателей (0):