Последние дни очень ясно показали, что Брюссель стремится даже без возможного подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС поставить под контроль внутренний украинский рынок с возможными дальнейшими беспошлинными поставками на рынки стран Таможенного союза (ТС) - России, Казахстана и Беларуси.
Как уже не раз указывал OSTKRAFT, явно поспешное и непродуманное создание Зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ фактически стимулировало планы Брюсселя по экспансии на восток – и полузабытое "Восточное партнерство" было срочно реанимировано: в рамках данного проекта Киеву было предложено ускорить переговоры с создании ассоциации - по сути о создании инструмента мягкого внешнего управления Украиной.
На прошедшей неделе Совет Европейского Союза определился с объемом временного применения положений Соглашения об ассоциации с Украиной, которое будет начато сразу после подписания документа, то есть без ратификации в национальных парламентах стран-членов. «Комитет постоянных представителей согласовал объем временного применения Соглашения об ассоциации, который включает создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли», - заявили в Совете ЕС. Брюссель разъяснил: это решение означает, что после подписания Соглашения об ассоциации с Украиной Евросоюз сможет предложить временное применение некоторых частей Соглашения без его ратификации. В Еврокомиссии особо подчеркнули, что ЗСТ между сторонами может начать работать в 2014 году, как только подписанное Соглашение ратифицируют Европарламент и Верховная Рада Украины.
При этом глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон "взолнована экономическими мерами, которые Москва применяет относительно ряда стран Восточного партнерства". То есть Брюссель настаивает на сохранении в СНГ режима свободной торговли. Какими последствиями для Таможенного союза, кроме резкого увеличения объема поставок товаров из ЕС и Украины, грозит Соглашение между ассоциацией между Брюсселем и Киевом и как ТС будет защищать свои рынки? В Россию через Украину может придти большое количество некачественного европейского продовольствия, прежде всего из Польши. Украинские аналитики, обеспокоенные перспективами своего потребительского рынка после подписания соглашения об ассоциации, уже делают особый упор на то, что торговые партнеры Польши из стран Евросоюза выражают обеспокоенность в связи с ненадлежащим качеством поставляемых из Польши продовольственных товаров. Так, в январе 2013 года правительство Словакии обратилось в Еврокомиссию с предложением провести проверку механизма контроля поставляемых на европейский рынок польских сельскохозяйственных и продовольственных товаров. В заявлении подчеркивается, что «систематические скандалы с польским продовольствием позволяют сделать вывод, что в Польше отсутствует эффективная национальная система контроля за безопасностью продуктов». Поводом для такого заявления стал разразившийся в середине января скандал с польскими кондитерскими изделиями. Из торговых сетей в нескольких странах Европы - Чехии, Словакии, Германии и Литве - были отозваны вафли польского производства в связи с подозрениями, что при их изготовлении использовалось загрязненное крысиным ядом сухое молоко. Кроме того, известно, что стандарты ТС значительно жестче даже соблюдаемых стандартов и технических регламентов ЕС на продовольствие, однако на большую часть продовольственной продукции в рамках ЗСТ СНГ стандарты ТС не распространяются. Такая практика создает очень серьезные предпосылки для реэкспорта через территорию Украины некачественного продовольствия.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Весьма вероятно, для того, чтобы избежать столь малоприятной перспективы, Евразийская экономическая комиссия может потребовать, чтобы вся импортируемая из Украины в ТС продовольственная продукция соответствовала стандартам Таможенного союза. Но даже такая мера потребует установления сплошного таможенного и фитосанитарного контроля за украинской продовольственной продукции, что невозможно в рамках действующей ЗСТ СНГ.
Также по мнению ЕЭК налицо существенные риски снижения поставок российских товаров на Украину после подписания соглашения об ассоциации между Киевом и Брюсселем. Украина из-за перехода на стандарты ЕС может ввести нетарифные барьеры для продукции из ТС. Например, поставщикам нужно будет пересертифицировать продукцию и подтверждать ее соответствие новым правилам.
Cейчас высокопоставленные чиновники как в России, так и в ЕЭК все чаще заявляют, что ТС для защиты своего рынка от демпинга и потока некачественных товаров из ЕС и с Украины может задействовать механизмы шестого приложения к договору о создании ЗСТ в СНГ. Но о чем РЕАЛЬНО говорит данное приложение?
"В случае если участие одной из Сторон в соглашении, предусмотренном пунктом 1 статьи 18, ведет к росту импорта из такой Стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства – участники Таможенного союза без ущерба для применения статей 8 и 9 настоящего Договора после проведения соответствующих консультаций Сторонами оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой Стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования".
Как видно, данное приложение не дает возможность ввести Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза для продукции из третьих стран, применяемый для импорта из ЕС.
Переход же Украины в торговле с ТС на ЕТТ - даже при условии введения зеркальных пошлин - будет стоить Киеву 2 млрд.долларов в год. Для сравнения: по самым оптимистичным оценкам сторонников подписания соглашения об ассоциации с ЕС, это соглашение даст Украине максимальный выигрыш в 380 млн. евро при полном открытии украинского рынка для европейских товаров.
Кроме того, даже попытка ТС ввести пошлины на отдельные товарные группы украинского импорта или импорта, идущего под видом украинского из ЕС, может утонуть в бесконечных консультациях и переговорах с Киевом. В договоре о ЗСТ в СНГ закреплено, что "в случае если одна из Сторон сочтет, что другая Сторона не выполняет своих обязательств по настоящему Договору и такое невыполнение обязательств наносит или угрожает нанести ущерб экономическим интересам первой Стороны, обе Стороны проводят консультации в целях достижения взаимоприемлемого устранения возникших разногласий. В случае недостижения согласия спор может, по выбору первой Стороны, быть передан на рассмотрение Экономического Суда СНГ, если обе Стороны являются участницами Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, или комиссии экспертов в соответствии с процедурой разрешения споров, предусмотренной приложением 4 к настоящему Договору, являющимся его неотъемлемой частью".
Таким образом, Россия и ЕЭК имеет очень серьезную перспективу оказаться втянутыми в бесконечные судебные разбирательства и не сможет задействовать даже те явно недостаточные механизмы защиты рынка ТС, которые предусмотрены шестым приложением.
Логика защиты рынка ТС от демпинга через территорию Украину неизбежно приведет к необходимости денонсации договора о создании ЗСТ СНГ или внесения в этот договор радикальных изменений, на что Киев очевидно не пойдет.
Так как Россия - член Таможенного союза, она не может принять решение о выходе на ЗСТ СНГ на своем национальном уровне. Такое решение прерогатива ЕЭК - исполнительного органа ЕЭП/ТС. Какова будет позиция по данному вопросу партнеров России по интеграционному объединению, Беларуси и Казахстана?
Минск давно хочет закрыть свой рынок от украинского пива, кондитерской продукции, сахара, молочной продукции. Однако сейчас в рамках ЗСТ СНГ Минск закрыть свой рынок от украинского импорта не может. Правда, Беларусь может серьезно пострадать от введения ответных таможенных пошлин Украиной - на украинский рынок традиционно много поступает белорусских МАЗ’ов, тракторов "Беларусь" и другой продукции машиностроения. (Для справки - более 60 процентов российского экспорта на Украину приходится на энергоносители, на которые Киев не хочет вводить ввозную пошлину из-за опасения полностью остановить собственную экономику). Однако потери Беларуси от введения пошлин Украиной будут с лихвой перекрыты "перехватом" белорусскими производителями, прежде всего производителям продовольствия, украинской квоты на рынке РФ.
Позиция Казахстана не столь однозначна. Астана в последнее время все активнее демонстрирует особое мнение в рамках формируемого Евразийского экономического союза. С другой стороны, Казахстан испытывает потребность в большом импорте сахара, которая в последние годы закрывалась как раз поставками с Украины. Условием согласия Астаны на выход ТС из режима свободной торговли с Украиной может стать невключение Нагорного Карабаха в зону действия Таможенного союза при планируемом присоединении к этому объединению Армении. Однако позиция Казахстана не сможет заблокировать консолидированную позицию России и Беларуси о выходе ТС из режима свободной торговли с Украиной.
Тем временем становится совершенно ясно, что попытка Киева создать из Украины большую реэкспортную территорию, не только не способствовала улучшению торгового баланса страны, но уже привела к достаточно резкому падению украинского экспорта в Россию. И ожидаемые решения ТС и ЕЭК будут лишь последовательным продолжением этой линии, инициированной Украиной.
Комментарии читателей (1):
Ассоциация Украины с ЕЭС кардинально меняет таможенные и вообще экономические условия, при которых заключалось соглашение о ЗСТ СНГ. Это форс мажор. Ни одно суверенное государство не обязано соблюдать договоры, ставшие для него вредоносными. Это обязанность колониально зависимых территорий, неспособных защищать свои интересы. Штаты, например, не признают юрисдикцию над собой никаких "международных" судов.
А сахар можно покупать и в других местах. Там еще и спасибо скажут.
Ну, а с авторов ЗСТ СНГ можно и спросить, почему так бездарно пункты прописывали и почему очевидных ходов противника не просчитывали.