В Египте, как предсказывалось ещё летом, наконец-то, запретили «Братьев-мусульман». Решение это, безотносительно его законности и демократичности, вполне оправданно в рамках логики гражданской войны и революционной целесообразности, когда либо ты, либо тебя. Тут скорее удивляет, что военные так долго тянули, полагая, что если запереть часть лидеров, движение, насчитывающее только активных членов около полумиллиона человек (не считая миллионов сторонников), само по себе распадётся.
Аресты лидеров «Братьев» конечно, ослабили их верхушку, но те, что остались на свободе, продолжали использовать финансовые и организационные ресурсы для ненасильственного противодействия военной хунте. Но так как месяцы идут, а успокоения в Египте после переворота так и не наступило, то военные решили действовать. Пламя партизанской войны с Синая, теперь нет-нет, да и вспыхивает в разных городах страны, а оружие и фанатичные противники режима, продолжают проникать в столицу. Информация об убийствах полицейских или готовящихся терактах в метро, хорошо показывает, что идёт на смену легальному противодействию диктатуре. А именно террористическая война. При этом, переход «Братьев-мусульман» на нелегальное положение (запрет они, конечно же, не признают, благо за полвека своего существования — их уже дважды запрещали, так что им не привыкать — посидят ещё в подполье), развязывает руки радикалам, которые будут апеллировать к тому, что легальные пути борьбы с военной хунтой исчерпаны и лучший метод, это стрельба по полицейским из-за угла, машины со смертниками въезжающие в административные здания и фугасы у дороги.
Некоторые до сих пор ошибочно считают, что «Братья-мусульмане» это адские исламские радикалы, вроде упоротых персонажей воюющих в Сирии или деятелей учинивших массакр в Найроби. На деле, это вполне себе респектабельная организация (особенно в плане верхушки), которая ведёт законный бизнес (военные заявляют, что планируют конфисковать имущества, активов и недвижимости почти на 10 млрд долларов). Разумеется, у неё есть боевое крыло. Ближайшая аналогия это ИРА + Шинн Фейн в Северной Ирландии. Вот это боевое крыло + радикалы с Синая, и будут составлять основу вооружённого противодействия военной хунте, и именно этим противостоянием в ближайшие месяцы будет определяться логика происходящего в Египте.
«Братья» сейчас конечно ослабнут, плюс часть радикального актива убежит под местных фундаменталистов заниматься террором, но в целом никуда они не денутся. Поддержка в обществе у них до сих пор есть, особенно среди религиозной бедноты, организационные структуры имеют широкий опыт действий на нелегальном положении, часть активов, безусловно, позволит продолжить финансирование движения. Крест я бы на них не ставил — рано или поздно они снова заявят свои права на власть, как минимум после того, как военная хунта потерпит неизбежное фиаско.
Эксперт ИА REX, публицист Борис Рожин
Комментарии читателей (0):