В воскресенье, 22 сентября, в Египте стартует серия семинаров по обсуждению проекта новой конституции страны. Организатором дискуссии выступил Коптский православный культурный центр. На семинарах будут разбираться спорные для не-мусульман Египта планируемые конституционные нормы, сообщает католическое информационное агентство Fides.
В настоящее время действие конституции Египта, принятой под руководством «братьев-мусульман», приостановлено. Камнем преткновения для коптов-христиан в ней являлась статья 2, которая гласит: «Ислам – государственная религия, арабский язык – официальный язык государства. Принципы мусульманского права (шариата) – основной источник законодательства». В бытность президентом Египта Мухаммедом Мурси копты активно протестовали против законодательного закрепления подобного положения. После свержения Мурси коптский православный патриарх Тавадрос II намекал на желательность полного исключения упоминания религиозного фактора из конституционных норм. Однако спустя несколько месяцев позиция египетских христиан начала меняться.
Мы согласны с тем, чтобы в конституции Египта была оставлена формула «ислам является государственной религией», заявил в интервью французской газете La Croix епископ Гизы Коптской католической церкви Антоний Мина, которая входит в комитет по пересмотру Основного закона. По его словам, это не означает, что государство как таковое имеет официальную религию, речь идет о том, что ислам – религия большинства египтян. Что касается статьи 2, то епископ Мина опять же не считает, что в ней шариат утверждается как единственный источник законодательства, а говорится о шариате как «источнике вдохновения». Тем более что в мусульманском праве присутствуют такие понятия как «верность», «справедливость» и другие, вовсе не оправдывающие религиозный экстремизм.
Православный коптский патриарх Тавадрос II в свою очередь считает необходимым распространить гарантии, предусмотренные для общин христиан и иудеев на всех не-мусульман страны, в чем с ним проявили солидарность объединения египетских атеистов. В настоящее время в ходе обсуждений комитета по пересмотру Основного закона (в нем состоят 50 человек, из них 20 представляют христиан) сформулирована следующая редакция: «канонические принципы христиан и иудеев Египта являются основным источником законодательства в отношении их личного статуса, религиозных вопросов и выбор духовных лидеров». Тавадрос II предлагает расширить формулировку, упомянув, что такими правами обладают все верующие, не исповедующие ислам.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Представитель исламского университета аль-Азхар, член комитета по пересмотру Основного закона Абдулла аль Нагар, тем временем, сообщил египетской газете Al-Masry Al-Youm, что в Конституции «ничто не будет изменено в ущерб исламу или исламской идентичности». Он призвал салафитов сотрудничать в разработке новой Конституции, и в то же время позволить другим мыслям быть выраженными. Другим – это не только не-мусульмане страны, но и трем миллионам египетских шиитов, которых прежняя конституция исключила из исламской общины на основании статьи 219, которая определяла суннитской ислам как единственно законную форму.
Есть и альтернативные мнения. По словам либерального египетского писателя и политический мыслитель Тарика Хегги, в новой конституции должны быть отражены принципы мультикультурализма и равенства религий: «Сегодня у Египта появился шанс восстановить сбалансированную идентичность и сказать всем египтянам, в том числе, 12-15 миллионам христиан, что вы того же класса граждан, что и мы». При этом Тарик Хегги исключает из политического процесса «братьев-мусульман». Сегодня они впервые в истории стали врагами, причем, раньше они были только врагами государства, а, теперь, врагами частью всего египетского народа, поэтому вернуть всю власть они уже не смогут, утверждает писатель.
Но это и есть одна из главных проблем. «Братьев-мусульман» официально распустили, но из Египта они никуда не делись, более того, гонения на них заставляет «братьев-мусульман» резко радикализироваться. В результате в Египте с подачи религиозных экстремистов начинают возрождаться архаичные практики, как, например, взятие дани с иноверцев - джизья. Об этом сообщает египетская газета Youm7. По данным издания, джизью начали взимать с коптских христиан в деревне Далга. Об этом рассказал священник местной церкви о. Аюб, подтвердивший, что «братья-мусульмане» угрожали верующим насилием, если они откажутся выплачивать дань.
В этой ситуации пока рано конституционные положения страны основывать на «принципах мультикультурализма и равенства религий». Интересы египетских христиан на данном этапе диктуют им необходимость поддержать умеренных исламистов, поддерживающих правление военных. Не исключено, что копты могут принять участие в формировании в Египте такой новой модели «политического ислама», которая окончательно маргинализирует и выведет за скобки политического процесса «братьев-мусульман», опасных как для режима, так и самих христиан.
Комментарии читателей (0):